И больше века длится жизнь!

Юбилей нашей землячки Анны Александровны Лукьяненко, перешагнувшей 100-летний рубеж, пришёлся на 4 мая – именно в этот день в 1923 году под городом Белая Церковь, в многодетной крестьянской семье родилась героиня зарисовки.

Накануне наступления массового голода в 1932 году отец семейства уехал на заработки, а его жена с маленькими детьми осталась одна, практически без всякой поддержки. Сначала умерли сёстры и единственный брат Ани, а затем ушла из жизни и мама. К счастью, в это время в деревню вернулся отец.

Погоревав, папа с дочерью направились в Ленинград – там, по слухам, жизнь была сытнее, да и самая старшая дочь давно уже обосновалась в городе на Неве – если что, поможет по-родственному. К тому же отцу удалось заработать некоторую сумму, которой хватило бы для обустройства на новом месте.

В Ленинграде глава некогда большой семьи устроился работать на стройку, Аня училась в школе. К роковому июню 1941 года она успела окончить 7 классов. Когда город оказался в кольце блокады, на их долю выпали все тяжкие испытания, которые пришлось пережить ленинградцам, – голод и холод, бомбёжки и потери близких. Но в душе всегда жила вера в Победу.

Время милосердно стерло из памяти Анны Александровны самые страшные воспоминания, но иногда, словно кадры черно-белой кинохроники, мелькают перед ней события тех далеких лет.

Суровой зимой 41-го, на исходе декабря, Аня потеряла продуктовые карточки, и они с отцом не ели несколько дней, ведь старшая сестра к тому времени перебралась за город и жила в районе деревни Румболово. Новые, январские, папа отдавать дочери отказался, опасаясь, что она вновь их потеряет. Аня на коленях умоляла вернуть ей хотя бы ее собственные, но отец был непреклонен. Лишь в новогоднюю ночь, возможно, предчувствуя недоброе, он вручил дочери драгоценные хлебные карточки – но только Анины.

Утром 2 января отец ушёл в поликлинику… и не вернулся. Ане сказали, что видели его лежащим на мосту. Девушка кинулась искать тело, но в ее затуманенном голодом мозгу не было места скорби по умершему. Одна мысль жарко била в висок – забрать карточки на хлеб! Увы, в указанном месте папу она не нашла.

Тогда Аня в отчаянии поехала в городской морг и увидела там картину, преследовавшую ее потом всю жизнь – тысячи мертвых, груды тел, сваленных в беспорядке. Отыскать человека среди этих адских декораций было невозможно. Боль утраты она осознала много позже.

В то время Аня жила в центре города, на Крестовском проспекте. Однажды, выйдя из дома, она внезапно упала. Голодный обморок? Нет, истощенную девушку сбило с ног ударной волной от снаряда, попавшего в соседний дом. И тогда Аня решила пробираться за город, к сестре.

Пешком, по шпалам, проделала она невероятный путь из Ленинграда до Всеволожска. На всем его протяжении, по обе стороны от железнодорожного полотна, а иногда и на путях, лежали мёртвые люди – они шли в окрестные деревни, спасаясь от голода, но смерть настигала их по дороге. Переступая через покойников, Аня добрела до поселка.

Немного оправившись, пришла она устраиваться на работу в военную часть № 55778, но неожиданно получила отказ:

– Мы старушек на работу не берём!

– Старушек? Да мне и двадцати нет…

Бравый кадровик с недоверием глядел на дистрофичную сгорбленную фигурку и не мог поверить, что голод превратил юную цветущую девушку в дряхлую старуху. Но документы были в порядке, и Аня начала работу в прачечной военной части.

Даже для физически здорового человека это нелегкий труд, что уж говорить об истощенной девушке, почти подростке. К тому же там существовали свои жесткие нормы – за день нужно было выстирать руками 70 солдатских рубашек и кальсон. Когда у Ани совсем не оставалось сил, ей помогали напарницы – жалели.

Впрочем, скоро Аня окрепла, и в совершенстве освоила технику стирки – с работой она справлялась лучше и быстрее всех, выстиранное ею белье было белоснежным!

Старания девушки не остались незамеченными – ей самой первой из всей воинской части в 1943 году вручили медаль «За оборону Ленинграда». После Анна перешла на работу в 49-й батальон, в летную часть, которая базировалась в Углово. Из воспоминаний – сутки непомерно тяжелого труда и сутки такого же тяжелого сонного забытья.

После окончания войны Анна Александровна осталась работать в этой же воинской части, но уже телефонисткой. В победном 45-м встретила свою судьбу – Георгия Марковича Лукьяненко, с которым создала семью и родила двух дочерей. Через всю жизнь пронесла она любовь к своим близким, к жизни, к труду. И еще к песне – Анна Александровна знает их великое множество, часто поет и по сей день.

Дочери, внучки, правнуки и правнучки от всего сердца поздравляют свою бабушку с замечательным юбилеем, ну а нам осталось только присоединиться ко всем добрым пожеланиям в адрес замечательной женщины, прошедшей жизненный путь длиною в сто лет.

О своей родственнице рассказала ведущий специалист сектора по архитектуре, градостроительству и землепользованию по городу Всеволожску Управления архитектуры и градостроительства администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области  Мария Евгеньевна Сафронкова.

Материал подготовила Светлана ЗАВАДСКАЯ

И больше века длится жизнь!: 1 комментарий

  • 06.05.2023 в 20:46
    Permalink

    Какие тяжелые испытания выпали на долю Анны Александровны! Храни и дальше Боже, Анну! Крепкого здоровья и долгих лет жизни в любви и заботе близких юбилярше!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code