Хвала рукам, что пахнут хлебом

В газете «Всеволожские вести» № 7 от 31 января 2014 года была напечатана заметка «Целинники, отзовитесь!», в которой сформулировали вопрос: «Живут ли в нашем районе участники освоения целинных и залежных земель?» Откликов было много. Редакция, к сожалению, не имеет возможности опубликовать все фотографии и подробные воспоминания позвонивших земляков. Приведём только некоторые из них.

В 1954 году Бенедикт Фёдорович Кабанов отслужил в армии и поехал на целину добровольцем. На железнодорожной станции города Павлодар эшелоны с добровольцами встречали очень торжественно – играл оркестр, был митинг. Присутствовало ощущение праздника. 24 года Бенедикт Фёдорович работал в совхозе имени Панфилова Иртышского района Павлодарской области – сначала механизатором на тракторе, потом помощником бригадира, управляющим. Его бригада перевыполняла план. За ударный труд на целине Бенедикт Фёдорович Кабанов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Женился, у него родились три дочери. Дети выросли, переехали в Ленинград, и Б.Ф. Кабанов в 1978 году переселился поближе к ним, в Агалатово. Ещё 25 лет отработал в совхозе «Ленинградский».

Высокой правительственной наградой за освоение залежных земель был награждён также Валерий Николаевич Тимошенко. В настоящее время работает инженером, проживает во Всеволожске, является председателем садоводства «Дубок». Медаль «За освоение целины» имеет житель Всеволожска Михаил Загребельный. Он два года отработал в Целиноградской области, сначала на элеваторе строителем, затем на электропоезде слесарем.

А вот что мне поведал  Николай Иванович Комаровский 1936 года рождения. Сейчас он живёт в посёлке Агалатово. Когда-то он учился в Великолукском районе Псковской области на тракториста. Узнал о призыве партии и написал заявление на имя первого секретаря Н.С. Хрущёва, чтобы его взяли на целину добровольцем. Ответ пришёл примерно следующего содержания: «На целину послать можно только, если он этого достоин по оценкам». В результате в техникуме из 301-го желающего на целину направили 12 человек. С 1955 по 1970 год Н.И. Комаровский трудился в совхозе «Заречный» Есильского района Целиноградской области. Был награждён медалью «За освоение целины»:

«Жили мы сначала в вагончиках и зимних палатках, не понимаю, почему никто из нас не заболел. Готовили пищу на керогазе. В первое время многие хотели уехать – бани не было, умывались снегом, и у нас появились вши. Весна выдалась тяжёлая: днём температура плюс 29–30 градусов, ночью холодно – до минус 10–12 градусов. Нас вывезли на полевой стан – поставили нам 3–4 передвижных вагончика, вокруг них мы вспахивали поле размером 2 х 2 км. Вспашем эту «клетку» – переезжаем с вагончиками на другую «клетку». Я трудился в две смены по 12 часов: 10 часов давалось для обработки земли, 2 часа – на обслугу трактора. В свободное время мы ещё строили общежитие. Год прожили в общежитии – начали строить жилые дома, потом клуб, где показывали кино. В первое время мы сидели на консервах, потом в совхозе развели скот, подняли свой колбасный цех, и у нас появились в изобилии молоко, молочные и мясные  продукты. Вот и получилось, что в первые пять лет было очень тяжело, а потом мы стали жить лучше, чем наши близкие на родине. Все удобства сделали своими руками. Я там женился, у меня родились двое детей. В совхозе работали представители около 25 наций, между собой мы были как братья-сёстры».

Все бывшие целинники отмечали, что работающих на целине очень хорошо кормили, что было важно – особенно для студентов.

Борис Яковлевич Ивлев сейчас проживает во Всеволожске. На целине пробыл с 12 июня по 16 октября 1957 года. Учился в техникуме в Ярославской области. Он рано остался сиротой и после окончания третьего курса захотел заработать на жизнь, ведь помощи ему ждать было неоткуда. Он рассказал, что больше всего запомнилось, как ехали туда поездом – звучали песни, джаз, балалайки. Студенты не ожидали, что сельский труд будет таким тяжёлым. В первые дни они почти все получили растяжение связок и продолжали работать с болями в руках. «За всё лето прошло один или два дождя. В остальное время мы были на солнцепёке. Почернели от загара. Земля на наших участках была очень прочная, цвет у неё красновато-коричневый, слоями снимали по 5 сантиметров», – вспоминает он. Однако тот финансовый расчёт, который он получил по окончании работ, позволил ему безбедно прожить весь 4-й курс техникума. А потом его ожидал сюрприз: в Казахстане сделали перерасчёт и через год снова прислали денег, то есть дважды заплатили за одно трудовое лето.

Антонина Александровна Логинова сейчас проживает в посёлке Кузьмоловский. В 1957 году она получила комсомольскую путёвку на целину. В то время она проживала в Чувашии и обучалась в сельхозтехникуме города Алатырь. Её направили на работу на станцию Мамлютка Курганской области – в совхоз «Джамбульский». С июля по ноябрь девушки работали на току, особенно было трудно, когда лопатами складывали зерно в элеватор. Зерно было очень тяжёлое, девушки сильно уставали, но всё равно было весело. Когда Антонина Александровна вернулась с целины, её судьба круто переменилась. Она вышла замуж, переехала с мужем в посёлок Кузьмоловский Всеволожского района. Оканчивать ей пришлось уже Всеволожский сельхозтехникум.

Комсомольская путёвка Александры Николаевны Мальковой сейчас лежит в музее Всеволожского лицея. В 1957 году она окончила Всеволожскую школу № 1 и поступила в Педагогический институт имени Герцена. Тогда считалось, что комсомольцы, особенно грамотные студенты, должны быть везде впереди, и сразу после первого курса их направили на уборку урожая. Отправляли из Ленинграда с оркестром, но в товарных теплушках. И 4 дня до Казахстана они ехали в вагонах без окон. Ехали с шутками и песнями. (А вот на обратный путь им предоставили приличные вагоны, ведь они везли зерно). Два года подряд осенью Александра Николаевна отправлялась убирать урожай. Когда ей было 18 лет – в Омской области собирали картофель. В 19 лет её послали в Казахстан – в Кокчетавский район. Там они жили на настоящем полевом стане, до ближайшего поселения – 18 километров. В чистом поле стояли только два саманных домика: в одном жили парни из машиностроительного института, в другом – девушки из педагогического. «Условия, – как говорит А.Н. Малькова, – были совершенно дикие, но нам в те годы это казалось романтикой». Работали полный световой день. Как самым грамотным в округе, им доверяли заполнять квитанции, ещё они стояли у комбайнов и выбрасывали из них солому. С 1964 года Александра Николаевна Малькова работала преподавателем математики во Всеволожской СОШ № 1.

Учитель математики из Всеволожской СОШ № 5 Степанида Петровна Дядькина также в 1957 году принимала участие в целинной эпопее. Она поехала по направлению от Новгородского педагогического института и трудилась там три месяца.

Нина Фёдоровна Кравченко и Ася Владимировна Гусева дружат до сих пор. И вместе вспоминают целину. В 1956 году Нина Фёдоровна Кравченко училась в Институте авиационного приборостроения, студенты должны были проходить практику, но их – 300 человек – сняли с практики и отправили на целину. Им это поначалу показалось обидным. Потом отношение изменилось. Четыре месяца они отработали в Иртышском районе Омской области – в зерносовхозе «Голубовская». Жили в палатках. Ветры были настолько сильные, что они по одному не ходили. А если отходили далеко от стана, то все вместе держались за одну верёвку, чтобы не заблудиться. Ася Владимировна Гусева на целину попала в Казахстан – в деревню Маркатай Павлодарской области. Это была немецкая деревня, на её базе располагался совхоз-миллионер. И девушек устроили очень хорошо – по местным домам. Ася на всю жизнь запомнила, как их откармливали вкусной клубникой. Девушки занимались тем, что на току перевевали зерно, – иначе оно прорастёт. Мало того, что заработали хорошие деньги, – им ещё выдали справки, по которым их семьи могли получить у себя дома по 2 центнера пшеницы. Когда родители Аси, проживающие в деревне, получили это зерно, для них это было большим подспорьем.

Конечно, там, где было много молодёжи, возникали любовные пары, привязанности. Много семей сложилось на целине. Людмила Сергеевна Павлова проживает в посёлке Бугры. До поездки в степной край у неё была другая фамилия. Она оказалась в числе первых покорителей целины. В то время она только-только окончила ремесленное училище под Москвой. И ей хотелось совершить какой-то подвиг. Она несколько раз ездила на Чистые пруды и хлопотала, чтобы ей выдали комсомольскую путёвку. Как она радовалась, когда её направили на работу в Тюменцевский район Алтайского края! Она думала, что уедет туда надолго. С большим азартом выполняла работу прицепщика: ей надо было сидеть на плуге и то прицеплять, то отцеплять плуг от трактора. Позже к ним прибыли новички и с ними – тракторист из Псковской области Виктор Алексеевич Павлов. Их поселили в разных домах, у разных хозяев. В феврале 1955 года хозяева отметили им свадьбу, на которой было несколько гостей. А через несколько дней отправили молодых в районный центр регистрировать брак. Они 25 километров ехали верхом на коне. В ноябре 1955 года молодожёны уехали в отпуск, но в Алтайский край не смогли вернуться, потому что у них появился сын. Прожили вместе всю жизнь, были счастливы в браке, вырастили двоих достойных сыновей. А сейчас у Л.С. Павловой пятеро внуков, подрастают и правнуки.

Во времена перестройки к покорителям целины в Казахстане стали предъявлять претензии: «Вы убили степь и этим сломали жизнь коренному населению». Целинники уехали. Сейчас сельское хозяйство в Казахстане переживает кризис. Не видно больше распаханных земель, не слышно рокота тракторов, степь заросла травами. Вот, казалось бы, и вернулось то разнотравье, про гибель которого так много шумела пресса. Но на нём не пасутся табуны лошадей, не видно и людей – местное население отвыкло от животноводства, и в наше время разнотравье в таких масштабах никому не пригодилось. В этом году в Казахстане торжественно отметили 60-летие освоения целины. Идёт переосмысление трудового подвига. И, может быть, лет через десять в этих краях народ снова начнёт поднимать целину.

А вот на тех участках целинных земель, которые остались в составе Российской Федерации, по-прежнему колосится хлеб. Нынешние намолоты достигают трёх и более миллионов тонн. Целинный потенциал остается неисчерпаемым, по производству зерна Омская область прочно удерживает позиции в первой пятерке российских регионов. Значит, лишения, которые приняла на себя молодёжь 50-х годов, колоссальное напряжение сил – это было не зря?..

Людмила ОДНОБОКОВА

От редакции. Вспомним нашу коллегу, яркого, самобытного журналиста – борца за справедливость Светлану Ивановну Крупенькину, работавшую в газетах «Невская заря» и «Всеволожские вести». В марте этого года ей исполнилось бы 75 лет, а её уже 12 лет нет с нами. Светлая память дорогому нам человеку! А вспоминаем мы её в связи с этой публикацией вот почему: после окончания факультета журналистики Ленинградского университета её отправили работать в Казахстан корреспондентом областной молодёжной газеты. Она настолько ярко и талантливо освещала работу молодых энтузиастов-целинников, что её тоже наградили медалью «За освоение целины». Так что осваивали целину не только «плугом», но и «пером».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code