Межнациональный конфликт или пьяная драка?

Проблема межнациональных отношений обсуждается в нашем обществе практически ежедневно, причем на всех уровнях – от домашней кухни до Государственной думы. Недавние события в Бирюлёве показали, что в государстве нет внятной миграционной политики, которая бы позволила предотвратить возникновение межнациональных конфликтов. Памятное событие на московском рынке стало той каплей, которая переполнила чашу терпения россиян. Протестные настроения граждан страны наконец-таки подвигли власть на конкретные действия. Мероприятия по предупреждению межнациональных конфликтов обрели осязаемые черты – о них говорят с экранов телевизоров и сообщают в газетах.

Однако есть опасение, что весь этот шум с рейдами по «резиновым» квартирам, дискуссии на телеканалах, публикации в СМИ, конференции с участием политиков, скорее всего, сойдет на нет, как только утихнут страсти, вызванные межнациональными столкновениями.

Сегодня пошумели – а завтра забыли. В первый раз, что ли? События в Кондопоге в 2006 году уже почти никто и не вспоминает. И так будет каждый раз до очередной встряски, до того мгновения, когда маленькая искра вызовет большой пожар, отблески которого осветят даже отдаленные окраины нашего государства. Того самого великого и могучего государства, в котором семьдесят лет в атмосфере взаимного уважения жили люди самых разных национальностей.

Развал державы вызвал центробежную реакцию отделения от Москвы союзных республик, не только коренным образом изменившую экономико-политическую ситуацию в жизни народов, но и полностью расшатавшую основы национальной политики. Прежних своих братьев по Союзу мы называем трудовыми мигрантами и относимся к ним как к иностранцам. И речь теперь идет не столько о национальной, сколько о миграционной политике, регулирующей потоки гастарбайтеров в Россию и их взаимоотношения с нашим государством.

Трудовые мигранты – обычное явление для развитых стран мира, и мы очень быстро привыкли к тому, что они повсюду, куда ни кинь взгляд, – в торговле, в общепите, в строительстве, на транспорте. Если есть спрос на них – будет и предложение, причем в двойном и в тройном размере.

И даже если мы выставим визовый заслон нелегальной миграции, гастарбайтеры в их легальной ипостаси все равно будут приезжать в Россию, поэтому нам остается только одно: научиться спокойно жить рядом с ними. Не драматизируя ситуацию, не провоцируя конфликтов, не накаляя атмосферы. Ведь агрессия вызывает ответную агрессию.

Молодые мигранты – а это подавляющее большинство гастарбайтеров – мало чем отличаются от большинства наших парней-работяг. Они тоже не прочь выпить в свободное от работы время, а подстегнутые алкоголем, начинают задираться, бузить и приставать к девушкам. Такие случаи отмечались и в Куйвозовском поселении, где имеются производства, использующие труд иностранцев.

В поселке Заводском одно время жители стали жаловаться на мигрантов, работающих на производственной площадке ОАО «Геогидротехника». Рабочие напивались и вели себя неподобающим образом. Руководство предприятия приняло необходимые меры: бузотеров нашли и уволили с работы. Случались такие инциденты и в Стеклянном, когда гастарбайтеры покидали пределы завода, чтобы положить деньги на мобильные телефоны или купить себе что-то в магазинах поселка.

В этом небольшом населенном пункте, где проживает три тысячи жителей, находится основное производство ОАО «Геогидротехника». Там работают трудовые мигранты из нескольких азиатских государств – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, причем некоторые приезжают уже по нескольку лет подряд. Примерно сорок человек работают на штатной основе и человек сто – временные рабочие. Их поставляют заводу фирмы, занимающиеся наймом и регистрацией мигрантов. Заняты гастарбайтеры не только неквалифицированным трудом – есть среди них и крановщики, и сварщики, и водители. Рабочие живут в благоустроенном общежитии на территории завода, питаются в заводской столовой. Некоторые, правда, приезжают на работу из других населенных пунктов, где снимают жилье.

Привлечение гастарбайтеров – мера скорее вынужденная, чем продиктованная экономическим расчетом, признается генеральный директор А.А. Лыченков. Труд на предприятии тяжелый, и местные жители на такую работу не рвутся, хотя заработки плохими не назовешь. Мигранты нанимаются на предприятие охотно, а узнают о его существовании от земляков, которые уже работают в ОАО «Геогидротехника». Многие приезжают из одного села. Трудятся на совесть, ведь для них эта работа – единственный источник выживания. В нашу страну их гонит не «охота к перемене мест», а жизненная необходимость. У многих на родине большие семьи: ислам поощряет многодетность.

Зарплату отправляют на родину родителям и женам, поэтому деньги экономят и стараются приобретать только самое необходимое. Закупки проводят организованно в продовольственном магазине рядом с проходной завода. В выходные ездят в Петербург, где общаются с представителями своих диаспор, посещают мечеть.

О том, как надлежит вести себя в нашей стране, конечно, хорошо знают, особенно если работают здесь несколько лет. Мигранты возрастом постарше алкоголь не употребляют – религия не разрешает. А вот молодые, как губка, впитывают все недостатки российской жизни: они и пьют, и курят, и домогаются женщин, тем более что своих нет рядом. В обстановке вседозволенности ограничители, установленные национальными традициями и воспитанием, быстро разрушаются. Многие гастарбайтеры поэтому становятся фигурантами криминальных дел и отправляются на «перевоспитание» в российские тюрьмы. Таких историй становится из года в год все больше.

К счастью, рабочие завода «Геогидротехника» в серьезные криминальные истории не попадали, хотя предпосылка такая была. Справедливости ради добавим: инициаторами конфликта стали трое пьяных местных жителей, как-то в выходной день проникнувших на охраняемую территорию предприятия. Пришли к мигрантам выяснять отношения, насмотревшись, видимо, по телевизору бирюлёвских репортажей. Была драка, одного из местных избили, хотя заявление в полицию он писать не стал. Позже парень принес извинения исполнительному директору завода А.А. Сипко, который тоже живет в Стеклянном: принял, мол, в тот день много, вот и распустил руки.

Этот инцидент не на шутку взволновал и руководство предприятия, и местную власть. На заводе состоялось совещание с участием руководителей муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение», представителей полиции, генерального и исполнительного директоров ОАО «Геогидротехника», на котором были разработаны профилактические меры, направленные на то, чтобы бытовая стычка не переросла в серьезный межнациональный конфликт. Правоохранительные органы установили на предприятии дежурство, выявили зачинщиков драки и провели с ними работу.

Сейчас на заводе спокойно. Рабочие разных национальностей дружно и слаженно выполняют свои функции. Труд сближает людей – разъединяет безделье. Конечно, с иностранными рабочими тоже была проведена разъяснительная беседа. Они признались, что после случившегося боятся выходить в поселок, даже попросили защиты у руководства предприятия. Их можно понять.

Трудовые мигранты приехали сюда, чтобы зарабатывать деньги. Этот стимул и определяет их поведение. Им конфликты не нужны, можно лишиться работы и свободы. Неплохо было бы, чтоб и местные жители помнили об этом и не провоцировали мигрантов. Страх способен разбудить животный инстинкт самозащиты, и тогда до настоящей беды недалеко.

Власть поселения держит ситуацию под контролем. Руководство завода и полиция тоже. Ведь ответственность за мигрантов возложена именно на них. В редакцию «Всеволожских вестей» жалоб на мигрантов от жителей Куйвозовского поселения не поступало, как, впрочем, не было обращений и из других муниципальных образований района.

Но утверждать, что конфликтов не будет, мы не беремся. Пока в нашем государстве нет продуманной миграционной политики, предусматривающей абсолютно всё – от получения гастарбайтерами въездных виз до владения русским языком, от знания российских законов до требования соблюдать элементарные нормы поведения в нашем обществе, – население не будет чувствовать себя защищенным. Люди доверяют только той власти, которая является гарантом их безопасности.

Соб. инф.

Фото Антона ЛЯПИНА.

На снимке – трудовые мигранты на заводе «Геогидротехника».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code