У правительства области есть план по борьбе с бедностью

Впервые в нашей, теперь уже постсоветской истории подобное определение социального статуса человека прозвучало в официальном документе, который сейчас вынесен правительством Ленинградской области на широкое общественное обсуждение.

Такое решение принял губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в ходе представления законопроекта на заседании правительства региона: «Социальный кодекс – важнейший законопроект, направленный на борьбу с бедностью. Мы вынесем текст кодекса на обсуждение всех ленинградцев. И уже ко второму чтению в Законодательном собрании сможем учесть их предложения в итоговом тексте документа», – сказал губернатор. Основной доклад на заседании правительства 22 сентября по новому законопроекту, который позволит структурировать и объединить все региональное социальное законодательство в единый свод законов, сделала председатель комитета по социальной защите населения Ленобласти Л.Н. Нещадим.

Не «всем сестрам по серьгам»!

– Людмила Николаевна, конечно, люди с низким материальным достатком были всегда, но официально признать во времена Советского Союза то, что в нашей стране есть бедные, было с политической точки зрения немыслимо. С повальным обнищанием, социальной несправедливостью и классовым разделением в буквальном смысле этого слова на «бедных» и «богатых» народ лицом к лицу встретился в 90-х. Что преследует собой новый документ под названием «Социальный кодекс», какая идея была у авторов, признавая официально факт бедности людей? Ликвидировать ее, восстановить социальную справедливость?
– Мы обсуждаем этот вопрос, то есть изменение подходов и принципов к оказанию социальной помощи населению, где-то с 2014 года. Речь идет об оказании адресной помощи буквально каждой семье, каждому ветерану и пенсионеру, даже не обладающему никакими социальными льготами, а сказать по-человечески – просто проживающему за чертой бедности. Мы говорим с точки зрения социальной справедливости об индивидуальном подходе к каждому жителю.
– То есть, как говорится, «всем сестрам по серьгам»?
– Нет, не так. Просто нужно всегда быть максимально объективными, открытыми и честными перед своими гражданами. Именно такую позицию занимает наш губернатор Александр Дрозденко. Он называет вещи своими именами, и мы признаем официально, что да, в Ленинградской области, как и в любом другом субъекте, есть люди бедные и есть люди достаточно богатые. Никто ведь с этим спорить не будет. Это факт. Но, по-моему, мы единственный на сегодняшний день субъект федерации, взявший на себя смелость этот факт признать официально.
– И что это нам дает? Я имею в виду население?
– Все по порядку. Действительно, начиная с 2014 года мы очень активно занимаемся анализом ситуации. Сегодня в Ленинградской области более 150-ти законов и подзаконных актов, регламентирующих все меры социальной поддержки. Немало реализуется и социальных выплат – более 100. Огромный перечень мер социальной поддержки, огромный свод законов, в которых порой сложно сориентироваться даже чиновнику, не говоря о простом человеке преклонного возраста. И мы задумались: а насколько эффективны наши усилия, так ли хорошо, как нам хотелось бы, эти выплаты влияют на улучшение благосостояния наших людей?
Результат нашей аналитической работы, в том числе внешних экспертов, показал реальное положение дел. Реально не блестящее. Большой объем средств из бюджета области – на сегодняшний день финансирование социальной сферы составляет около 10% от всего бюджета Ленинградской области, это 11,8 миллиарда рублей в 2016 году, – к сожалению, не приносит желаемых результатов. Бедные были и есть. Значит, что-то не так в самой системе подхода. Нужно учитывать и то, что система мер социальной поддержки в нашей стране формировалась с 1991 года и многие понятия, сами подходы уже устарели. Мы пришли к мысли внедрить такой критерий нуждаемости, который был бы прозрачен и понятен абсолютно всем. Чтобы каждый человек понимал, к какой категории он относится, какой у него социальный статус, соразмерный с доходом, и на какую социальную льготу от государства он может рассчитывать.
– То есть сам человек должен понимать и знать, на какую конкретно поддержку в рублевом эквиваленте он может рассчитывать?
– Да, человек сам должен это осознавать. По моему мнению, социальная справедливость, возвращаясь к вашему вопросу, это не то, что всем сестрам по серьгам, а создание справедливых и равных возможностей для каждого гражданина – для собственной реализации, трудовой занятости, равных возможностей для получения достойного дохода. И, конечно, мы прекрасно понимаем, что всегда была, есть и будет категория людей, которые по объективным причинам нуждаются в государственной социальной поддержке. Именно эти задачи мы и старались решить на этапе разработки социального кодекса.

«Главное не наломать дров»

Для полной ясности я бы хотела процитировать ответ губернатора на вопрос журналистов о механизме действия новых законов, которые будут приняты по социальному кодексу. Эти слова прозвучали на 20-м, юбилейном фестивале областной прессы и вызвали немало последующих вопросов. Александр Дрозденко расшифровал, как будет действовать сам механизм и откуда возьмутся дополнительные средства «на точечную поддержку». Я цитирую: «Мы вводим понятие минимального дохода семьи, рассчитывая его пока в 24–25 тысяч рублей на человека. Те, у кого этот доход будет выше, не будут получать ни одной копейки в качестве социальной поддержки, как бы им это не было положено. Кроме федеральных законов. Там все остается по-прежнему. Например, человек – ветеран труда Ленинградской области, проживает в семье, где доход на четырех человек составляет около ста тысяч рублей, и у него у самого пенсия 25 тысяч рублей. Так вот, в соответствии с новым социальным кодексом он по званию «Ветеран труда» ничего получать не будет. Для этой семьи социальная выплата в пятьсот рублей погоды в доме не сделает. Но зато ветеран труда, имеющий минимальную или просто маленькую пенсию, будет получать доплату за звание, допустим, в два раза выше, и для него эта тысяча возможность выжить, и никто меня не убедит, что это несправедливо. Общество, государство должны помогать прежде всего тем, кто в этом остро нуждается».
– Согласитесь, планка поднята высоко: 25 тысяч на члена семьи – сумма немаленькая. И если мы полной семье, где опять же, повторяю, доход выше, будем еще выплачивать 800 рублей ежемесячно на ребенка до достижения определенного возраста… Согласитесь, для них это несущественно, а матери, у которой муж скрывается от уплаты алиментов, и она одна на 20 тысяч рублей в месяц тянет двоих детей, сумма, допустим, даже в две тысячи на ребенка значительно улучшит материальную ситуацию.
Конечно, это все подлежит корректировке. Для чего мы и выносим «Социальный кодекс» на всенародное обсуждение. Изменилась материальная ситуация в семье, стабилизировалась обстановка, нашел человек хорошо оплачиваемую работу – мы пересматриваем параметры социальной поддержки. Главное сейчас – не наломать дров. Подойти взвешенно и обдуманно ко всем возникающим вопросам. И мы готовы к диалогу с населением, к обсуждению всех возникающих вопросов.

«Бедность не порок»

– Вот один из этих «дискуссионных моментов». Человек всю жизнь трудился, получил заслуженное звание, заработал льготы. Повторяю – заслуженные! И дело тут даже не в том, насколько он нуждается в этих пятистах рублях, а в том, что для него это своеобразное признание его заслуг перед обществом, дань уважения. Есть тут такой… щепетильный момент, согласитесь.
– И все-таки мы надеемся на понимание со стороны наших граждан. Я очень надеюсь, что мы сведем к минимуму все возможные негативные моменты с точки зрения ущемления или не ущемления прав граждан, и будем помогать тем, кому эта помощь нужна в первую очередь. Мы отдаем себе отчет в том, что это путь непростой, и на сегодняшний день те реформы, которые мы проводим, действительно уникальны. Сегодня всего лишь пять субъектов РФ работают в рамках социального кодекса. Но настолько глубоко, как мы, никто не занимался аналитикой. Мы попробовали это сделать, и я очень надеюсь, что у нас получится минимизировать потери на этом пути и заслужить одобрение граждан.
– А каким образом вы собираетесь минимизировать эти потери?
– Во-первых, сама структура нового документа предполагает в своем составе несколько групп и категорий граждан, к которым будет индивидуальный подход, в том числе и к определению категории нуждаемости. Я хотела бы назвать эти семь групп, чтобы люди имели представление, о ком идет речь в первую очередь.
Итак, первая группа граждан, к которым будут выработаны меры индивидуальной социальной поддержки, и эти меры будут направлены на стимулирование положительных демографических тенденций. Речь идет о повышении рождаемости – как о первом ребенке, так и втором. Это очень важно! Вторая категория – это меры социальной поддержки малоимущим семьям, то есть семьи, где очень невысок прожиточный минимум, говоря попросту, едва сводящих концы с концами в силу объективных обстоятельств, а не потому, что они не хотят работать и зарабатывать.
– Попавших в трудное положение, по каким-то причинам лишившихся работы, тяжело заболевших или другое какое несчастье. Дом, к примеру, сгорел…
– Вы абсолютно правы! И все должны точно понимать: мы не собираемся при этом стимулировать иждивенчество у людей. Помогать будем тем, кто по объективным жизненным показаниям остался без дохода. Помочь такому человеку – наша обязанность. Третья группа граждан предполагает предоставление мер социальной поддержки и социальной защищенности людям, которым присвоено то или иное звание в соответствии с региональным законодательством. Это, например, ветераны труда Ленинградской области. К четвертой группе населения будут отнесены меры соцподдержки в связи с состоянием здоровья.
–То есть инвалиды?
– Нет. Инвалиды и так имеют льготы по федеральному законодательству, и мы не собираемся его корректировать, мы говорим о других категориях. Это наши граждане, дети в том числе, кто, имея серьезное заболевание, по каким-то причинам не имеет инвалидности. К пятой группе мы предполагаем отнести людей, которые имеют звание и статус, предоставленный федеральным законодательством. Размер этих выплат тоже не будет меняться никоим образом. Есть на это федеральный закон. К шестой группе мы предполагаем отнести меры социальной поддержки, предоставляемой в целях социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
И, наконец, седьмая группа, на которую будут направлены дополнительные меры социальной поддержки – это пенсионеры, которые на сегодня вообще не имеют никаких льгот. То есть работали, трудились всю жизнь, но заработали очень небольшую пенсию, в силу того, что и работали на невысокооплачиваемых работах, и званий никаких не заслужили. Такое тоже бывает. И самое главное: к каждой из этих групп – свой подход, свой критерий нуждаемости. Но основной цифрой, которую мы берем за критерий нуждаемости, будет не так называемый «минимальный прожиточный уровень», а средний доход на душу населения. В Ленинградской области он ежегодно утверждается законом об областном бюджете, и в этом году он составляет 25 тысяч 171 рубль, а в проекте бюджета на 2017 год он составит чуть более 27 тысяч рублей. Вот мы и будем исходить из этих цифр в качестве основополагающих. Но самое главное, мы будем исходить из того посыла, что социальная справедливость заключается в том, что общество в лице государства в первую очередь должно заботиться о самых слабых и незащищенных своих гражданах: о детях, о пожилых людях, о тех, кто более всего нуждается в нашей помощи и поддержке. То есть о людях, «находящихся за чертой бедности», как это принято говорить. Наша задача – дать им возможность эту бедность преодолеть.
– Как в свое время сказала Фаина Раневская: «Мне всегда было непонятно – люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства».
– А другой классик сказал: «Бедность не порок».
Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото пресс-службы губернатора и правительства ЛО
 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code