Придумайте сюжет о лете и о нежности

Летом этого года, который объявлен Годом культуры в России, на карте нашей области появилось еще одно уникальное в своем роде учреждение. Согласитесь, что открытие картинной галереи в сельской местности в культурной жизни нашего района, да и области, – явление, конечно, не рядовое. Да и в стране не каждый день открываются картинные галереи, где были бы представлены работы их земляков, самодеятельных и профессиональных художников, графиков и живописцев.

Предыстория истории

Вообще-то картинная галерея – только часть далеко идущих планов авторов этого проекта. Под крышей дома Макса Дуттенгофера, первого директора и основателя Шлиссельбургского завода по выделке порохов, нынче известного как Федеральное государственное унитарное предприятие «Завод имени Морозова», планируется в недалеком будущем открыть Историко-культурный центр завода. И картинная галерея – только начало.

– Как все у вас так замечательно сложилось? – спросила я при встрече своего давнего знакомого, в недалеком прошлом главного архитектора, потом заместителя директора завода по капитальному строительству Владимира Николаевича Богомолова.

– Да на редкость просто все получилось! – улыбнулся Владимир Николаевич. – Пришел я как-то в очередной раз к Джуманиязову и говорю ему: «Владимир Явбосарович, крыша в доме у Дуттенгоферов провалилась. Дожди начнутся, потеряем здание!..» А до этого, несколько лет назад, в этом здании был отдел кадров, еще какие-то заводские службы, потом они переехали. Дом пустовал, и, по сути дела, был заброшен. А у меня, признаться, давно на него «глаз горел». Я уже как-то видел, что здесь можно такой Центр сделать, собрав под одной крышей экспонаты заводского музея, а одну комнату выделить под музей быта XVIII – XIX веков, под мемориальную квартиру директора завода начала XIX века. И тут же – и кафе, и конференц-зал для дискуссий и собраний, и молодежный центр. А еще – да, картинная галерея заводских художников! Потому что картинная галерея уже была когда-то при заводе, если вы посмотрите наш буклет, выпущенный к 130-летию образования Шлиссельбургского порохового завода, – там об этом рассказывается.

– Так вот, – продолжает Богомолов, – высказал я все эти свои соображения и, как мне казалось, несбыточные мечты директору Джуманиязову, а он так на меня внимательно посмотрел и говорит: «Я развалин на своем заводе не потерплю! Готовьте проект и будете осуществлять авторский надзор, чтобы все шло нормально». И меньше чем за два года мы здание не только восстановили, – мне кажется, оно лучше стало, чем было. Так что роль директора в этой истории – огромна! Он не просто выделил финансы, Владимир Явбосарович понимает, что история завода – это как знамя в боевой части. Мы все, и прежде всего молодежь, должны на него равняться. И в то время, когда музеи на заводах, фабриках, даже в школах повсеместно исчезают, закрываются и разбазариваются, как некие никому не нужные артефакты, наш заводской музей «обрастает» новыми, очень интересными подробностями.

Жизни музеев и судьбы людей

На самом деле у этого музея, да и у картинной галереи, можно сказать, несколько жизней. Жизнь первая. Ею картинная галерея обязана И.Ф. Безпалову. Архитектор, художник и скульптор, Иннокентий Федорович Безпалов, ученик Репина и Бенуа, проектировал заводские здания и корпуса, помогал В.А. Покровскому в строительстве храма Святых апостолов Петра и Павла. Создал галерею скульптурных портретов выдающихся естествоиспытателей от Рене Декарта до физиолога Ивана Павлова. Это он увековечил собаку – создал памятник мученице науки «От благодарного человечества». По просьбе самого Павлова. Да много чего успел Иннокентий Федорович! А для потомков первых в России пороховых дел мастеров оставил удивительно живые свидетельства времени: всю технологию выделки порохов, выполненную в графике, карандаше, масле и гуаши. Вот вальцовка пороховой массы, резка пороха, перемешивание пороха и укладывание его в пучки, размалывание селитры, серы и угля в центрифуге – весь путь пороха! А еще – прекрасные виды Шлиссельбургского завода зимой 1984 и летний вид в 1908 году.

– Ведь это исторические документы! – комментирует Богомолов, – живые свидетельства времени. Вы думаете, он просто так этим занимался? Нет, он специально все это написал к 25-летию завода, построил прекрасный выставочный павильон, и все эти картины разместил там. Это была первая картинная галерея завода, основанная в 1909 году. И любой работник мог туда прийти и посмотреть, в том числе и на себя, – ведь все картины писались, что называется, «с живой натуры». Уникальный человек! Удивительная личность! – восхищается Владимир Николаевич своим далеким предшественником.

А я думаю о том, что и сам Богомолов – человек в своем роде незаурядный. Мы познакомились с ним несколько лет назад, когда он был одержим идеей восстановить храм Святых апостолов Петра и Павла. Храм на тысячу прихожан был построен при заводе в 1907 году по проекту и под руководством выдающегося российского архитектора Владимира Покровского. Над цветными витражами и росписью храма работали выдающиеся мастера: мозаичист В.А. Фролов и художник Н.К. Рерих. Судьба этого красавца-храма трагична: в Великую Отечественную вой-ну его пощадили немецкие снаряды, но в преддверии операции «Искра» взорвали свои, по приказу Климента Ворошилова.

Надо сказать, Богомолову с единомышленниками немало удалось сделать, но повторить шедевр Покровского, наверное, не под силу никаким энтузиастам. Хотя то, что сделал для храма еще один удивительный человек – художник Владимир Тонких, вызывает подлинное восхищение и восторг. Он долгие годы работал художником в отделе главного архитектора, а для иконостаса восстановленной церкви написал более 40 икон. Съездил на остров Залит, получил на это благое дело благословение старца Николая (Гурьянова), и все получилось. И с музеем, и с галереей получилось. Музей этот в истории завода тоже не первый.

Первый открылся в 1974-м году при заводском Доме культуры. Дело по развитию и реконструкции музея продолжил Николай Андреевич Богомолов, ставший председателем Совета музея. Н.А. Богомолов – вообще-то работник отдела снабжения, но человек крайне неравнодушный к историческому наследию завода. Поясню для наших читателей – и отец Владимира Богомолова. Вот так переплетаются судьбы музеев и людей. Тот, первый музей, во всяком случае сохранившаяся часть его экспонатов, так и остался при Доме культуры.

Владимир Николаевич нынче одержим идеей воссоздания исторической обстановки кабинета директора завода начала XIX века. С гордостью демонстрирует мебель, пианино фирмы «Мюллер», книги на немецком языке из личной библиотеки семьи первого директора завода. Начало этой экспозиции положено основательное. А Любовь Алексеевна Богомолова – кстати, именно она, тоже архитектор по профессии и жена, – руководит сегодня музеем истории завода. Вот такая семейная приверженность к истории и родного завода, и поселка. Ее бесконечные походы и работа в архивах Санкт-Петербурга приносят свои плоды.

Любовь Алексеевна показывает удивительные экспонаты. Держит в руках первые грамоты, которых было удостоено «Русское общество для выделки и продажи порохов в Санкт-Петербурге», вот Диплом художественной выставки в Нижнем Новгороде: «…присуждается заводу … за оригинальную выработку достаточно хорошего бездымного пороха, за заботливое отношение к рабочим, и главным образом – за работу завода в отношении обороны государства»… Ни больше и не меньше.

Смотрим фотографии. На одной – в полном составе служащие завода, на другой – крестный ход вокруг той самой знаменитой церкви Святых апостолов Петра и Павла. Лица людей сняты четко и красиво.

– А это фото Карла Буллы, – комментирует Любовь Алексеевна, – только его, как лучшего фотографа, приглашали снимать на военные заводы. – И вот обратите внимание: на переднем плане стоят мальчик и девочка. Это будущие родители Евгении Дмитриевны Зеленской, которая работала на заводе секретарем директора. Она их узнала. Здесь они еще совсем дети, но потом они поженятся и у них родятся две прекрасные дочки, которые тоже будут здесь, на заводе, работать.

Такие простые истории, запечатленные и остановленные мгновения жизни людей. Черно-белое кино… А рядом – история, запечатленная в красках, созданная кистью и душой художника. Портретная галерея знаменитых земляков, пейзажи родных мест маслом и в акварели, четкая графика работы литейного цеха… Одним словом, полноценная картинная галерея.

Свет, который согревает

Да, пока мы общались с Богомоловыми, зал временной экспозиции потихоньку заполнялся людьми. И Михаил Михайлович Гоптарев, мэтр и патриарх морозовского художественного братства, по ходу дела давал пояснения:

– Так я представляю себе этот храм, который снесли, а так – дом, где жили директор со своими чадами и домочадцами, а это – портрет директора завода Александра Васильевича Нестеренко, это фронтовик, летчик Солодов, сын его живет в нашей Морозовке, а это наша гордость – чемпион в тяжелом весе Слава Надеждин, все мои замечательные земляки!

Чуть позже я узнала, что Вячеслав Надеждин – и в самом деле неоднократный чемпион в тяжелом весе, мастер спорта Союзного значения, уже много лет собирает в свою домашнюю галерею картины Гоптарева. Их у него более 150-ти…

– Все ведь остается людям, – философски заметил Анатолий Филиппович Лишенкевич, рассказавший мне эту историю, – и этот Центр делается для людей и останется людям, и Слава Надеждин, столько лет собиравший коллекцию Мишиных картин, наверняка оставит их нашей галерее. А я выбрал для галереи свои любимые пейзажи: «Ганнибаловская осень», здесь у нас рядом деревенька Ганнибаловка, а это – «Вечерний Орешек», а еще хочу сделать копию для галереи, написать наш так называемый «Район служащих». С него начиналось строительство заводов до революции, и там было очень красивое место: березы, сосны, липы…

Спрашиваю Лишенкевича, что он хочет сказать своими пейзажами тем, кто приходит в галерею, а особенно молодежи. Зачем вообще, с чего это вдруг токарь высочайшего разряда (а Лишенкевич всю жизнь отработал на заводе токарем) – взялся за кисти и краски? И Анатолий Филиппович отвечает: «Хотел бы, чтобы люди, глядя на мои пейзажи, как можно теплее относились к природе. Берегли и лелеяли. Глядя на эти картины, у меня у самого как-то теплее становится на душе. Мне не надо придумывать сюжеты о нежности и лете, они у меня перед глазами каждый день. Особенно люблю наши места в солнечные дни. А посмотрите, какой солнечный художник Миша Гоптарев! Какое поле, полное цветущих ромашек и маков!.. Кстати, с его легкой руки и я взялся за кисти и краски. Он у нас единственный профессиональный художник, ученик Пластова, и на заводе работал тоже художником-оформителем, а на родине Михаила Михайловича, в деревне Кантемировка, даже открыта его картинная галерея. А мы все – и я, и Роман Ляпин, и Люба Федосеева, и Юра Линяев, и представленные здесь художники – мы самодеятельные «заводские художники», как нас называет Владимир Богомолов.

…Подошла женщина с ребенком на руках. Представилась: «Татьяна Крупнова. Здесь выставлены работы моего покойного мужа Виктора Крупнова, нашего папы и уже дедушки. Мы всей семьей выбирали картины для галереи. Мы так счастливы, что она открылась! Мы теперь приходим сюда, как к себе домой, потому что ведь часть его души живет в его картинах… Так мне кажется…»

Думаю, что это так. И Виктор Крупнов, который работал на заводе скульптором-модельщиком, и Анатолий Лишенкевич, который только 2 года назад ушел на пенсию, все они вложили в эти милые их сердцу пейзажи и портреты дорогих земляков нечто большее, чем краски. В каждом из них живет душа художника и есть свет. Свет, который согревает.

…Первыми же посетителями заводской картинной галереи стали подростки из военно-патриотического лагеря с таким вот символическим названием «Вежливые люди». Привел кадетов в музей Алексей Германович Кручинин, который много занимается в районе патриотическим воспитанием молодежи, и, конечно, они нашли общий язык с председателем Молодежного Союза завода Александром Серебряковым. Серебряков и рассказал об этом событии и посоветовал ребятам посетить картинную галерею. Они же оставили и первую запись в Книге посетителей: «Нам понравилось. Надо, чтобы все знали историю места, где живешь, потому что люди, которые знают историю, ориентируются во времени и больше понимают не только прошлое, но и настоящее».

Татьяна ТРУБАЧЕВА

Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code