«Жадно, весело он дышит свежим воздухом полей»

Свобода – понятие человеческое. Есть мнение, что свобода является одной из базовых экзистенциальных потребностей для существования человека. Недаром в качестве наказания за проступки, выходящие за грань общественных норм, во многих странах применяется лишение свободы.

А вот насколько свобода важна и нужна домашним животным, в частности лошадям, – вопрос дискуссионный. Как правило, лошади содержатся на конюшнях, конезаводах и прочих конных хозяйствах, где они воспроизводятся и содержатся в спортивных и развлекательных целях. Но всё чаще встречаются новые подходы к содержанию, взаимодействию и самому отношению к этим великолепным, свободолюбивым созданиям.

Ода лошади

Для большинства жителей планеты лошадь является уже почти экзотическим животным, которое можно увидеть лишь в определенных местах. Люди, умеющие правильно обращаться с этими животными, среди прочего населения составляют ничтожно малую часть. А ведь буквально каких-то лет 100 назад картина была совсем иная. Принято считать, что лошадь была одомашнена человеком к началу IV тысячелетия до н.э. И с тех пор на многие века она заняла в жизни людей особое место. Весь этот исторический период лошадь шла с человеком бок о бок и была главным помощником в хозяйстве, в дороге, на войне и в повседневной жизни. В прежние века на Руси лошадей очень ценили и почитали. И даже придумали специальный праздник, отмечаемый в последний день августа. Он совпадает с днём православных святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями этих животных. Но несмотря на всю любовь к лошадям, человек всегда использовал их в своих целях, для своих нужд, а животным в этой ситуации оставалось лишь покориться судьбе и верно служить своему хозяину. Лошади тысячами гибли в военных столкновениях, умирали от непосильного труда на полях и в шахтах, использовались в медицинских и научных целях, прокладывая своими жизнями дорогу к техническому прогрессу и «светлому будущему» человечества. Постепенно машины, механизмы, электроника и кибернетика вытеснили лошадей из народного хозяйства, а современный экономический уклад жизни послужил существенному сокращению поголовья лошадей во всем мире.

И всё же сегодня Всеволожский район можно по праву считать самым «конным» районом Ленинградской области. На его территории располагается более 130 конно-спортивных клубов, конюшен и конных хозяйств, а всеволожские спортсмены-конники занимают заметное место не только в Северо-Западном регионе, но отличаются на соревнованиях всероссийского уровня. Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью (располагается в деревне Токкари) и некоторые другие КСК известны далеко за пределами Санкт-Петербурга и Ленобласти. Но есть среди многообразия конных хозяйств малоизвестный «лошадиный рай», где животные содержатся в близких к их изначальной природе условиях, живут в свое удовольствие и не знают «железа», придуманного человеком для покорения и укрощения свободолюбивого нрава четвероногих созданий.

Инна Дитман и её философия

Около 20 лет назад бывшая спортсменка, занимавшаяся конкуром, по воле обстоятельств переехала со своими двумя лошадьми во Всеволожский район и обосновалась в поселке Корнево. Сегодня Инна Альбертовна является основателем и руководителем одноименной школы свободных лошадей, а её табун состоит уже из 20 особей разного пола, свободно обитающих на участке в 50 гектаров.

– Я была воспитана в традициях классической школы верховой езды, и отношение к лошади у меня было такое же, как и у большинства спортсменов-конников. Но в моей жизни появилась особенная лошадь, работать с которой обычными методами не получалось. Это была своенравная и свободолюбивая кобыла, не приемлющая принуждения, денникового содержания и других вариантов ограничения ее свободы. Она рвала недоуздки и все время стремилась на волю. Содержать такую лошадь на конюшне стало очень проблематично. Вот тогда и пришлось искать новые подходы к взаимодействию с ней. Было выбрано место с большой площадью для выпаса и свободного передвижения. А такая форма содержания потребовала и совершенно иных методов воспитания и работы с животными. В основу метода легла идея поиска подлинного контакта с лошадью, основанного на принципе заботы о физическом и психологическом комфорте животного. Ведь всем известно, что изначальная природа лошади далека от того, что ей сегодня приходится делать. Да, лошади, обладая довольно развитым интеллектом и памятью, легко поддаются дрессировке и при умелом подходе способны на многое, но это не их желание. В большинстве случаев за лошадь всё решает человек, и часто довольно жесткими методами принуждения. Захотелось, чтобы конь прыгал, – будем добиваться, чтобы прыгал. Решил, что лошадь должна скакать или бежать рысью по ипподрому, – будет бегать, пока не «развалится». А далее в лучшем случае будет доживать свой век в «качестве» пенсионера, а в худшем – пойдёт в прокат, а то и окажется на бойне. У нас же всё по-другому… Нашим лошадям предлагается делать лишь то, что вызывает у них интерес, полезно для их здоровья и развития, и то, что они сами готовы делать с удовольствием. Вскоре у нас нашлись единомышленники, а табун увеличился до двух десятков лошадей, – рассказала Инна Дитман.

Единомышленники

Разделяет такие взгляды и подходы к взаимодействию с лошадьми и жительница Санкт-Петербурга, врач по профессии Екатерина Караулова. Она заинтересовалась лошадьми и верховой ездой еще в раннем детстве, но «по-серьёзному» увлеклась конным делом уже в зрелом возрасте.

– В детстве очень нравились фильмы с участием лошадей. Могла смотреть не отрываясь. Особенно восхищал кинематографический образ лошади – верного спутника человека, который и от пули закроет, и с поля боя вынесет, и на свист прибежит, и будет скакать за поездом, пока всадник не прыгнет в седло с крыши вагона. Но в действительности всё оказалось совсем не так. Будучи умным и социально ориентированным животным, лошадь далеко не всегда готова охотно выполнять прихоти и требования человека. И даже делая что-то по команде «хозяина», она все равно сохраняет свою внутреннюю гордость, независимость. Многие, даже «вымуштрованные», спортивные лошади порой очень отчаянно сопротивляются требованиям человека и используют любую возможность, чтобы уйти от взаимодействия. В процессе плотного общения для меня стало очевидным, что свобода у лошади в крови, и она время от времени будет проверять, кто в вашей паре «главный». С моей кобылой арабо-латвийской помеси по кличке Пёрышко мы оказались здесь год назад, – рассказала Екатерина Караулова.

Надо сказать, что судьбы Екатерины Евгеньевны и Пёрышка сплелись воедино весьма драматичным образом. Приехав на занятия по верховой езде в один из конных клубов Всеволожского района, женщина как-то сразу прониклась симпатией к не особо выдающейся статью лошади. А позже узнала, что у неё серьезное заболевание, связанное с дыханием, и сразу же включилась в процесс её лечения. Но дорогие капельницы и ингаляторы помогали слабо. Ожидаемое выздоровление Пёрышка так и не наступало. Денниковое содержание с пылью от опилок и манежного грунта только ухудшало состояние здоровья животного, и без боли в сердце невозможно было смотреть на страдания лошади. Были даже предложения её усыпить, но Екатерина Караулова не дала этому случиться.

– Я узнала, что во Всеволожском районе есть место, где лошади содержатся в близкой к их естественной природной среде обитания. Приехала сюда, посмотрела на лошадей, договорилась с Инной Дитман о возможности к ним переехать и забрала Пёрышко себе. Теперь это моя лошадь и моя судьба. За то время, что мы здесь находимся, она полностью выздоровела, а про капельницы и ингаляторы мы, слава Богу, забыли. Ей здесь хорошо и комфортно. Я вижу, как изменилось состояние Перышка, и радуюсь. Занимаемся по методике Инны Альбертовны, и обе довольны и счастливы. Пёрышко всё свое время проводит в табуне, общаясь с другими лошадьми. А работаем, играем и развиваемся с ней на свободе и без всякого железа. Научились управляться на доверии без вспомогательных средств, используя лишь язык тела и ласковые слова, – делится Екатерина Караулова.

Стать кентавром

Нашла своё место и возможность для самореализации и бывшая спортсменка, воспитанница Спортивной школы олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Кристина Егорова. Она приобщилась к конному миру ещё в раннем детстве. Её первые старты по выездке случились в шестилетнем возрасте в классе «пони». И с тех пор жизнь девушки неразрывно связана с лошадьми.

– Со временем поняла, что спорт – это не моё, но лошади уже стали частью сердца. Познакомилась с Инной Альбертовной. Её подходы и философия отношения к лошадям пришлись мне по душе, стала у неё учиться. Вскоре освоилась и даже переселилась сюда, так что нахожусь в контакте с лошадьми, можно сказать, 24 на 7. Отвечаю здесь за весь процесс, что-то вроде администратора с расширенными функциями по уходу за лошадьми. Несмотря на то что наши питомцы живут на воле, они всё равно нуждаются в заботе. Поение, чистка, расчистка копыт, ветпроцедуры, обеспечение необходимого моциона, чтобы лошади находились в хорошей физической форме, никто не отменял. У нас есть несколько программ по подготовке к работе со «свободными» лошадьми. Одна из них называется «Стань кентавром» и предусматривает обучение правильной посадке и управлению без всякого железа, седла и прочих приспособлений. Лошади уже обучены этим принципам и реагируют на малейший сигнал, поступающий ей от тела человека. К примеру, всаднику достаточно слегка повернуть свой корпус влево или вправо, и лошадь повернет в ту же сторону. А чтобы двигалась по прямой, нужно просто сидеть ровно и держать ее ногами как бы в «коридоре», – рассказывает Кристина Егорова.

Свободные лошади – счастливые лошади

Но никакое взаимодействие с лошадью не будет успешным без её безусловного доверия человеку. Поэтому в школе Инны Дитман данному аспекту уделяется ключевое внимание. В созданных здесь условиях животные ощущают себя в полной безопасности и имеют возможность вальяжно поваляться на зелёной траве. При виде приближающегося к ним человека они не разбегаются во все стороны и спокойно дают к себе подойти, а часто сами проявляют инициативу к общению.

Мария Говорова по специальности «ветеринарный врач» и начинала своё знакомство с лошадьми, как и большинство конников, с занятий спортивной верховой ездой. Но сегодня полностью разделяет методы и подходы Инны Дитман. Здесь она уже два года и привязалась душой к школьной трехлетней арабской кобылке Анабель, которую намерена выкупить в собственность. Мария взяла над ней шефство, как только лошадь, будучи жеребенком, появилась в табуне. Девушка рассказала:

– Лошади – животные табунные и крайне нуждаются в общении. В отличие от спортивных и прокатных лошадей, проводящих большую часть жизни в деннике, наши питомцы вольны делать всё, что им вздумается. Давно замечено, что лошади любят играть, причем не только друг с другом. В игровом формате они способны взаимодействовать и с другими животными, а также с человеком. Этот механизм лошадиной природной «прошивки» мы активно используем. Более того, часто именно лошади, взаимодействуя с человеком, проявляют больше инициативы к игре. И если на обычных конюшнях за подобное наказывают, то у нас это норма. Наши лошади по-настоящему живут и радуются жизни, в то время как денниковые, «заточенные» под нужный человеку функционал, пребывают в ограниченном пространстве и лишены возможности свободного взаимодействия с окружающим миром.

Появление на «лошадиной» территории журналиста «Всеволожских вестей» нисколько не смутило ее свободных обитателей. Лошади без всякого опасения и страха с интересом наблюдали за незнакомцем, позволив даже себя погладить и потрепать за гриву. А некоторые представители табуна продолжали спокойно отдыхать и греться на солнышке, лежа на боку, не обращая никакого внимания на появление в их пространстве нового человека. Довелось познакомиться корреспонденту газеты и с двумя здешними любопытными козами, а ещё дружелюбным и приветливым псом Чипом, который всем своим видом показывал, что был бы не против принять и меня в их большую разношерстную семью.

Александр СОРОКИН
Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code