Шипы и розы

В среду, 24 июля, страна отмечает День флориста – праздник тех, чья профессия сочетает творчество и ремесло, богатое воображение и понимание конъюнктуры, полет фантазии и терпимость к запросам заказчика. О тонкостях «цветочного дела» – в коротком интервью с нашей землячкой, флористом-дизайнером, сертификационным судьей чемпионата России и региональных конкурсов Еленой Крыловой.

– Елена, расскажите, как вы пришли в профессию?

– Вообще-то официально профессия флориста появилась в России только в 2009 году. Составлением букетов занимались продавцы цветочных магазинов, вот я как раз и была таким… специалистом.  В 1997 году наш НИИ совсем зачах, зарплата была мизерной – и ту не платили. К слову, по первому образованию я химик. Случайно увидела в крошечном цветочном павильоне объявление – требуется продавец, – и это определило мою дальнейшую судьбу. Потому что через два месяца я вышла замуж за владельца этого не совсем обычного для лихих времен «предприятия».

В 98-м грянул дефолт, но наш магазинчик чудом уцелел. Со временем стало ясно, что просто продажей цветов не прожить, нужно искать какие-то новые направления. Изучая запросы рынка, я все глубже погружалась в жестокий мир цветочного бизнеса, где за нежными розовыми бутонами таились острые шипы.

Чтобы привлечь покупателей, мы решили создавать оригинальные тематические цветочные композиции – к 8 Марта, 23 Февраля, Новому году, Рождеству, Дню Победы и так далее.  Поскольку ни у меня, ни у моих девчонок-продавцов не было тогда особых навыков, пришлось отправиться на курсы флористов – да, профессии такой не было, а курсы были. Мне необычайно повезло – обучение проводилось очень серьезно, с погружением в историю флористики, изучением традиционных приемов и современных тенденций. В общем, вышла я оттуда с каким-то дипломом, криво напечатанным на картонке, и с разгорающимся творческим пожаром в душе. Потом еще было обучение в нескольких приличных школах флористики. В 2004-м заочно окончила Лесотехнический университет им. Кирова по специальности «декоративные растения в ландшафтной архитектуре».

Параллельно с обучением и напряженной работой я принимала участие во всевозможных профессиональных чемпионатах и конкурсах, в том числе и международных, неоднократно входила в число лауреатов, занимала призовые места.  По натуре я человек активный и чрезвычайно общительный, возможно, еще и поэтому меня саму стали приглашать к участию в судействе.

Оглядываясь назад, я благодарю судьбу за то, что когда-то она привела меня к дверям скромного цветочного магазина.

– Флористика – это искусство или ремесло?

– А вот здесь нужно разделять понятия. Есть флористика коммерческая, а есть и высокая. Когда мы готовимся к показу, участию в чемпионате или создаем дизайнерский проект – тогда у нас есть право и возможность раскрыть свой творческий потенциал, почувствовать себя художником и, чего уж там, – творцом.

И совсем другое дело, когда мы работаем над оформлением торжеств, приемов, печальных событий или просто в магазине – здесь мы делаем то, что нравится заказчику или покупателю. На первый план выходит задача продать товар и получить прибыль.

Вот, например, не так давно поступил заказ на оформление зала для проведения юбилея одного, скажем так, известного в узких кругах… человека. Пожелания клиента – чтобы было «дорого-богато», хотя это считается совершенным моветоном. Однако пришлось, наступая на горло собственному чувству, формировать эдакие «премиальные» клумбы из роз, гортензий, орхидей и эустом, чтобы никто не усомнился в величии юбиляра. Как говорится, любой каприз за ваши деньги…

Отвечая на вопрос, могу сказать, что флористика находится на стыке искусства и ремесла. К тому же флорист всегда работает в определенных рамках – это бюджет, наличие материала и пожелания заказчика.

– «Дорого-богато» — моветон, это понятно. А что в тренде?

– Наше время настолько быстротечно, что успеть за стремительно меняющейся модой на всё просто невозможно. Да и незачем. Важно уловить тенденцию. По многим причинам на место показного шика и пафоса приходит простота и элегантность, экологичность – хотя я терпеть не могу это слово.

В последнее время цены на цветы колоссально выросли, а бюджеты у людей остались прежними. Так что сейчас наметился переход на скромные, изящные, нестандартные, гармоничные букеты в мини-формате. Самое сложное – сломать стереотип и изменить привычку воспринимать цветы, ориентируясь на высоту и размах.

– Что бы вы пожелали тем, кто решил стать флористом?

– Успехов, чего же еще?  И всегда помнить, что наша профессия заключается не только в умении искусно оформлять цветочные композиции, но и продавать их. Кому нужны букеты, которые никто не покупает?..

Беседовала Светлана ЗАВАДСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code