Небеса обетованные Владимира Тонких
Разные побудительные причины заставляют журналиста взяться за перо и написать о хорошем человеке. Как правило, прежде всего вдохновляет личность самого героя. Меня этот герой вдохновлял и удивлял не один десяток лет. Но, увы, все мои доводы о том, как важен людям рассказ о таких людях, как он, – о Мастере, о его служении людям, – неизменно разбивались о несокрушимую приверженность Владимира Илларионовича собственным принципам: «Людям и Господу надо служить бескорыстно. Славы здесь не ищу».
И вот пишу, когда Владимира Тонких – редкой души человека, художника и архитектора, созидателя и дарителя, оставившего большой след в жизни многих людей в разных уголках нашей Родины, – больше с нами нет. Пишу с разрешения его родных, по просьбам его многочисленных друзей и благословения настоятеля храма, где последние годы Владимир Тонких служил алтарником. Он оставил по себе такой удивительный багаж вещественной памяти для земляков, какой не потянет и целая команда. К любому делу – будь то реконструкция здания Дворца культуры завода имени Морозова или строительство нового спортивного комплекса, создание экспозиции музея или интерьер для местного кафе с символическим названием «Печки-лавочки» – он подходил настолько творчески и вдохновенно, с такой самоотдачей, тщанием и ответственностью, что буквально все, кто был связан с Владимиром Тонких по работе, был дружен и просто знаком, – отмечали это как главные черты его творческой и человеческой натуры. И еще – неизменная скромность, не публичность и даже некая застенчивость, которая тем не менее не мешала ему приобретать друзей в самых разных сферах.
Любовь Алексеевна Богомолова, директор Культурно-исторического центра ФГУП «Завод имени Морозова», проработала с Владимиром Тонких в отделе главного архитектора не один десяток лет.
– Наши кульманы много лет стояли рядом, – рассказывала вдова бывшего главного архитектора завода, хорошо известного в поселке Владимира Николаевича Богомолова, – мы были молоды, полны творческих планов. Тонких уже окончил ЛИСИ, а впоследствии именно он возглавил группу технической эстетики, и на нас была возложена величайшая ответственность: оформить предприятие к празднованию 100-летнего юбилея. Было сделано невероятно много! До сих пор радует глаз все, что тогда было предложено Владимиром и реализовано нашим отделом. И именно Володю Тонких мой муж попросил стать его крестным отцом, хотя был старше его. А потом он крестил и нашу дочь. Это большое родство и большая взаимная ответственность. Вся Морозовка скорбит, невозможно поверить в случившееся.
– Мы были знакомы давно, но разглядела я его позже, когда в начале 90-х пришла в церковь, и началось наше совместное церковное служение. Его выбрали старостой нашего прихода, а меня – помощником старосты, – рассказывала бывший начальник снабжения завода им. Морозова Октябрина Михайловна Гребенюк (в крещении – Вера). – Время было страшное на самом деле: завод банкротили, в буквальном смысле рвали на куски, каждый месяц уходило какое-нибудь производство. А они с тогда главным архитектором Владимиром Богомоловым завершали восстановление церкви. Конечно, не в том, первоначальном, виде, об этом и речи не могло быть, но тем не менее в нашем поселке вновь появился храм, где люди потянулись к вере. Владимир написал для этой нашей церкви иконостас. Я помню, с каким трудом все шло, четыре года жизни он потратил на это, написал сорок икон, следуя всем церковным канонам. Только резьбу для иконостаса сделал его родной брат Борис Тонких, тоже художник и архитектор. И все, кто видит иконостас сегодня, воспринимает его как явленное чудо. Но Владимир Илларионович сделал еще и проект нового храма, получили благословение тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, но это не сбылось…
Для информации: собор Святых Петра и Павла, построенный до революции по проекту выдающегося архитектора Покровского, был рассчитан на три тысячи прихожан. Был взорван в ходе операции «Искра», и камнями, полученными при взрыве, вымостили дорогу к берегу Невы. Восстановить собор в его историческом варианте не было никакой возможности. Но новая небольшая церковь стоит сейчас на старом фундаменте.
– А вот часовня Державной иконы Божией Матери, построенная по проекту моего брата, является украшением мемориального комплекса «Памяти воинов Псковского гарнизона, погибших во второй половине XX века» – это у нас на Псковщине, – поясняет Людмила Илларионовна, родная сестра Владимира Тонких. – Более того, ведь был объявлен конкурс, и его проект признан лучшим среди прочих. Стоит и служит людям и Господу еще один храм, где Владимир был автором проекта архитектурной части храма Сергия Радонежского, это рядом с Геленджиком, в селе Дивноморское. Этот храм открывал сам патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Владимир – архитектор от Бога. Он же приехал поступать в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектурное отделение), имея на руках только рисунки, зарисовки природы. В комиссии, лишь взглянув на его рисунки, сразу сказали: «Берем!» И был небольшой период, кода мы все трое – я и два моих брата Борис и Владимир – одновременно учились на архитектурном отделении ЛИСИ. Правда, на разных курсах. Такая была история: все трое – ребята из села Волышово, что на Псковщине. Тогда такое было возможно. Все выучились, я работала архитектором в архитектурном управлении Псковского горисполкома. Борис был великолепным художником по дереву, Володя стал членом Союза архитекторов России, и всю жизнь прожил в Морозовке.
А что касается иконописи, то надо сказать, что это богоугодное дело пришло в жизнь Владимира Тонких по стечению обстоятельств. Его сын Павел очень хорошо помнит это время, когда отец спроектировал иконостас, но художники, которые приезжали из разных мест и пытались воплотить в жизнь его замысел, просто не справлялись. Тонких поехал на Псковщину, на Остров-Залит, к известному на всю Россию старцу Николаю Гурьянову – просить совета.
– А что сам-то не напишешь? – спросил старец.
– Так у меня, батюшка, профессия другая, я не писал иконы никогда, это же талант особый надо иметь, – ответил Владимир.
– Не писал, так начни, – был ответ старца. – И умение придет, и талант откроется. Ты только молись, проси у Господа. А я благословляю.
– Вот таким удивительным образом началось это служение, – продолжает свой рассказ Павел Владимирович Тонких. – И я очень хорошо помню, что у отца до написания этого иконостаса было великолепное зрение, но мельчайшая пыль неизбежна, когда готовишь доски для икон. А отец их готовил сам, пропитывал специальной смесью левкаса, по старым учебникам, каким-то архивным записям изучал состав древних красок, сам их «сочинял», – и зрение он потерял. Но обрел, как он сам говорил, внутреннее зрение. Говорил, что иконы пишутся на небесах. Мучился, когда творил, молчал, уходил в себя, его торопили, а он повторял: «Хорошее дело быстро не сделаешь!» Отец любое дело, за которое брался, старался довести до совершенства, до идеала. Недаром древние мастера перед написанием и постились, и молились, и благословения у святых просили. И это продолжалось четыре года…
Владимир Тонких всю свою взрослую жизнь прожил в поселке имени Морозова. И прощаться с ним пришло очень много людей. Здесь, на берегах Ладоги, родились у Нины Петровны и Владимира Илларионовича Тонких дети: Павел и Мария, здесь появились на свет внуки, здесь он нашел последнее упокоение на местном кладбище. Ушел в одночасье, в один миг, ничем не болея, ни на что не жалуясь. Его, одинокого велосипедиста, сбил водитель микроавтобуса, отец троих детей. С места происшествия не скрылся, вызвал «скорую» и даже пришел попрощаться. Просил прощения у всех. Думаю, Владимир Илларионович его простил. Он обрел свои небеса обетованные…
Татьяна Трубачева
Прекрасно написано. Спасибо автору за каждое слово!
Всё правда. Дядя Вова был прекрасным человеком. Добрейшей Души человек. Всё великолепно написано. Спасибо большое Автору за рецензию. 👍💥☀️