Не «свиной» и не «птичий», а просто А и Б

Достижения современной науки, согласитесь, огромны. Расшифрован геном человека, найдены сотни новых планет в далеких галактиках, намечены пути к созданию искусственного интеллекта. Но микроскопические создания, невидимые глазу, год за годом с переменным успехом атакуют человечество, проявляя необыкновенную живучесть и фантазию. Бактерии и вирусы, постоянно видоизменяясь, уносят тысячи и тысячи жизней. Наш самый «знакомый незнакомец», который с неизменным постоянством является нам каждый год, – это, несомненно, грипп. 
И вроде бы привыкли, вроде бы знаем о нем все, и все знакомо: и симптомы, и лечение, и течение болезни… Однако он каждый раз меняет личину и названия: то «птичий», то «свиной», то А, то H1N1… И ежегодно медики всего мира, включая Россию, вынуждены создавать новые вакцины против гриппа и других инфекций, в идеале пытаясь найти формулу такого универсального препарата, который обезопасил бы человечество от всех новых и старых разновидностей гриппа и прочих инфекций.
Как продвигается работа на этом пути? С какой формой гриппа встретились россияне в этом году? Как лечиться, если уже заболел, и как не заболеть тем, кто в группе риска в первую очередь? И, наконец, каковы прогнозы ученых на будущее? – на эти простые и одновременно сложные вопросы о гриппе отвечал нашему корреспонденту старший научный сотрудник НИИ гриппа Минздрава России в Санкт-Петербурге, руководитель научно-практического отдела, кандидат медицинских наук И.Ю. НИКАНОРОВ.
Свинья ни при чём!
КОРР. Игорь Юрьевич, нынешнюю эпидемию некоторые СМИ сравнивают чуть ли с «испанкой», выкосившей в прошлом веке почти сто миллионов человек во всем мире. В чем особенность нынешней эпидемии так называемого «свиного» гриппа? Так ли страшен черт, как его малюют, или страшнее его малютки, то есть последствия и осложнения?
И. НИКАНОРОВ. Очень показательно, что вы повторяете распространенную ошибку, которую делают не только практически все СМИ, обычные пациенты, но даже некоторые врачи, называя вирус гриппа «свиным». Это заблуждение. Вот сезон 2009–2010 годов – да, проходил под знаком «свиного гриппа». С тех пор он, если так можно сказать, «успешно» мутировал, видоизменился, вобрав в себя гены и «свиного», и даже «птичьего» гриппа, других генов, и нынче имеем дело с гриппом, который мы, специалисты, называем А (H1-N1), даже просто – грипп типа А. Есть еще грипп типа Б. То есть он является таким… комплексным гриппом. Это продукт взаимодействия многих возбудителей, но больше всего в нем – человеческих генов. Он передается от человека к человеку, а никак не от свиньи. Так что это благородное животное здесь абсолютно ни при чем, и никак нельзя называть нынешний сезонный грипп «свиным». Это неправильно.
КОРР. В чем главная опасность современного гриппа? В том, что он постоянно меняется и ученые не успевают за этими его изменениями? Не успевают создать новую вакцину, которая была бы на 100% эффективна именно против этой модификации гриппа? В конце концов, нам неважно, как он называется. Главное – знать, как бороться…
И. НИКАНОРОВ. На самом деле не совсем так. Еще с конца 40-х годов во всем мире, а в Советском Союзе и в России с 1967 года в рамках ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) действует Центр по надзору за гриппом. Весь мир, и наш национальный Центр в том числе, ведут мониторинг за вирусами гриппа. Мы изучаем эти вирусы постоянно, и по итогам циркулирующих гриппов дается прогноз на следующий эпидемиологический сезон. И вот уже на основании этих прогнозов и создаются вакцинные штаммы, которые будут актуальны и на будущий сезон. Поэтому против нынешнего возбудителя гриппа – и типа А, и типа Б – наша вакцина стопроцентно эффективна.
Вакцины хватит на всех
Должен сказать, что наш НИИ гриппа является одним из разработчиков Национальной программы подготовки к пандемии гриппа, разработчиком Региональной целевой медицинской программы «Защита населения от гриппа». Есть комиссия РАМН по проблеме «Грипп и другие респираторные вирусные инфекции, включая особо опасные», в работе которой ученые нашего института также принимают самое активное участие. Разработаны такие программы, которые предусматривают меры правительства по обеспечению жизнедеятельности всех сфер: медицинское обслуживание, лечение, запасы препаратов для лечения, разработку вакцин, диагностических препаратов, массу других неотложных мер, которые входят в программу противоэпидемических мероприятий. Все эти программы были обоснованы новыми «вызовами», если так можно сказать, в виде тех же, крайне опасных для человека, новых тогда для нас видов гриппа – «птичьего» и «свиного». Сейчас мы знаем, как с ними надо бороться. И, повторяю, вакцина от них у нас давно разработана.
КОРР. Более того, еще в начале осени была информация о том, что и в Петербурге, и в Ленинградской области этой вакцины более чем достаточно, чтобы привить население. Но, насколько я понимаю, есть вакцинация обязательная и есть добровольная. И большинство населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области добровольно от этой самой вакцинации отказались. Так?
И. НИКАНОРОВ. В этом, пожалуй, главная проблема, что эпидемия гриппа год за годом «накрывает» население. Все надеются на авось! Авось пронесет, меня не коснется. К сожалению, в обязательном порядке прививают только группы риска. Кто входит в эту группу? Прежде всего, дети всех возрастов, военнослужащие, курсанты, медицинские работники и работники сферы образования, коммунальные службы. В обязательном порядке – служащие органов правопорядка. То есть те, кто работает с большим числом населения, а также те, от кого зависит без-опасность и обороноспособность нашей страны.
Кроме того, любой работодатель, заботящийся о здоровье своих работников, может принять соответствующие меры и провести вакцинацию. Традиционно ее проводят в крупных торговых сетях, делает это «Газпром» и многие другие руководители, понимающие важность вакцинации против гриппа.
КОРР. А обычный человек, тот же пенсионер, может прийти в свою поликлинику и сделать прививку без ущерба для своего бюджета?
И. НИКАНОРОВ. Все медики обязаны сказать вам «да»! Можете пойти в поликлинику, и вам обязаны за счет бюджета сделать прививку по программе вакцинации, то есть совершено бесплатно. Замечу только, что делать это было необходимо до начала эпидемии, то есть осенью. Сейчас это бессмысленно.
КОРР. Не знаю, имеет ли смысл напоминать о симптоматике нынешнего гриппа и его особенностях, потому что нынче все каналы ТВ, радио, информационные агентства начинают свои новостные ленты с информации не только о том, какие регионы охватила эпидемия и где объявлен карантин, но также и с азбучных истин, что при гриппе необходимо как можно чаще мыть руки и проветривать помещение…
И. НИКАНОРОВ. И тем не менее практика показывает, что далеко не все усваивают эти азбучные истины. Повторю очень кратко хотя бы о симптомах. Они, в общем-то, классические: резкий подъем температуры, как правило, выше 39 градусов. Мышечные и суставные боли, головная боль, светобоязнь, в некоторых, особо тяжелых случаях рвота и диарея. И никакого насморка. Не раздумывайте, вызывайте врача, чтобы как можно раньше начать терапию. Не пропустите тот момент, когда вам может помочь только госпитализация. Главная особенность и тяжесть этого гриппа – он протекает настолько стремительно, что порой уже на третьи сутки развиваются такие осложнения, как пневмония, тяжелейший бронхит, и помочь вам могут только капельницы и искусственная вентиляция легких. Промедление смерти подобно. Особенно это касается беременных женщин и людей, по состоянию здоровья входящих в группу риска.
Это не «страшилки», я не пугаю вас, просто хочу предупредить – избегайте самолечения. Не надейтесь, что «само рассосется» и пройдет «под аспирин» и тем более от «рюмки водки». Ничего подобного. Еще несколько слов об особой группе риска – это люди, больные диабетом, бронхиальной астмой, хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и легочной системы. У таких пациентов грипп может вызвать столь резкое обострение состояния, что медицина окажется бессильна. Возможные осложнения – миокардиты, инсульты, менингиты, в некоторых случаях, к сожалению, преждевременная смерть.
Особо – о курильщиках. Это тоже группа риска, так как у них нарушена слизистая носа. А слизистая носа – это первый естественный барьер на пути инфекции. Курильщики тоже, как правило, заболевают одними из первых, и болезнь у них протекает тяжело. Мы ведем статистику, начиная с первого года знакомства с так называемым «свиным» и «птичьим» гриппом, и результаты статистики показали, что много погибших от гриппа людей – это люди с избыточным весом, и, повторяю, с сахарным диабетом. Так как процессы, происходящие на уровне иммунологии, вносят особые сложности, мы выделили эту тему в отдельную программу. Исследовательские работы продолжаются, и, конечно, мы надеемся на положительные результаты.
Кто наденет маску?
КОРР. Все понятно, Игорь Юрьевич: прежде всего сам грипп каждый год надевает маску, и какого масштаба эпидемия кроется под этой маской, с первого взгляда распознать невозможно. Нынче очень много смертей в нашем регионе. На начало февраля, по официальным данным, было более 130 человек (данные при этом каждый день меняются). Почти все – жители Санкт-Петербурга, восемь человек, если верить источникам, – жители Ленинградской области.
И. НИКАНОРОВ. Да, смертей больше, к сожалению, чем мы могли ожидать. Но давайте уточним – все, кто погиб, прежде всего страдали от серьезных хронических заболеваний. Это по нашим данным. У заболевших гриппом были тяжелые соматические заболевания, и грипп резко ухудшил их состояние. Были случаи, когда люди слишком поздно обращались к врачу, лечились самостоятельно, не теми препаратами, которые необходимы, и медики уже ничего не могли сделать. Тем более что никто (!), повторяю, никто из этих людей не был привит! Это о чем-нибудь говорит?
КОРР. А людям с тяжелыми хроническими заболеваниями разве можно делать прививку? Разве абсолютно всем можно делать прививку?
И. НИКАНОРОВ. Противопоказания, несомненно, есть. Их не так много. Основной показатель – аллергия на яичный белок как на продукт, так как вакцина производится на основе куриного эмбриона. Вот это основное противопоказание. Что касается людей с ослабленным иммунитетом: первое – консультация у иммунолога. И только врач должен решить, возможна ли вакцинация. Да, и после вакцинации человек с крайне слабым иммунитетом может заболеть, но в этом случае течение болезни будет протекать в более легкой форме и без осложнений. Это главная задача, ради чего и делается прививка. Маска точно вас не спасет.
КОРР. Кстати, о масках. Вроде бы и не самый существенный вопрос, но он есть: а кто должен носить маску? Больной или здоровый человек?
И. НИКАНОРОВ. Что касается масок, здесь мнения медиков действительно разделились. Одни считают, что маски должны носить здоровые люди, чтобы не заболеть, вторые считают, что люди заболевшие, чтобы не распространять вирусы, третьи считают, что маски носить должны абсолютно все: и больные, и здоровые. Я могу высказать только свое мнение. Я бы рекомендовал маски носить людям здоровым, когда они находятся в местах большого скопления людей и есть опасность заболеть.
Это моя принципиальная позиция: больной человек должен выздоравливать дома, а не разносить инфекцию, не заражать своих коллег на работе, однокурсников и одноклассников, а также незнакомых людей в транспорте. Только дома, только постельный режим! Семь дней четко дома, принимая лекарства по назначению врача, в случае необходимости – антибиотики. Нельзя переносить грипп на ногах. Говорим, говорим… А все равно – маску наденут, и вперед! Маска – точно не панацея.
«Как нас комарик укусил?»
КОРР: А что панацея, Игорь Юрьевич? Прошла информация, что в вашем НИИ гриппа не то уже готова, не то близятся к завершению клинические испытания новой вакцины от гриппа, которая будет обладать теми самыми универсальными качествами. Она будет работать сразу против нескольких штаммов гриппа, и действовать не один год. То есть человек сможет прививаться один раз в несколько лет. Так? Или я очень примитивно изложила?..
И. НИКАНОРОВ. Но по сути верно. Мы ведем работу по созданию такой вакцины. И на сегодняшний день закончены доклинические исследования. Следующий этап очень длительный, это проведение клинических исследований. И на сегодняшний день, к сожалению, мы изыскиваем возможности финансирования для проведения клинических исследований. Не факт, что они закончатся так, как мы хотим. Я имею в виду, что в конечном итоге не всегда получается то, чего ожидает исследователь. И в другом случае бывает и так, что человек и не ожидает ничего, а результат «выскакивает» совершенно случайно. Удача?.. Нет, на самом деле в научной работе, как правило, случайностей нет. Это мое мнение. Мы работаем, создаем не только вакцину, но и многие новые противовирусные препараты, жизненно важные для человека.
У нас есть лаборатория, которая активно этим занимается, исследует новые химические вещества, и порой из тысяч исследуемых соединений в течение года всего десяток, может быть, проходит предварительный этап, а из этого десятка за несколько лет один-два доходит до клинических исследований. Такой непростой процесс. Такой долгий путь…
КОРР. Да, и обязательно об этом: о новых, жизненно важных для человечества препаратах. Сейчас появилась новая угроза, которая уже объявлена глобальной угрозой для человечества. Вирус Зика. Всего-то – комариный укус! Помните, как в детстве нам говорили: «Не бойся! Укольчик – это всего-навсего как комарик укусил!» Укус комарика нынче может быть смертелен, потому что вирус этот передается человеку с укусом комара. Более 30 стран уже имеют дело с этим новым для нас вирусом, который пришел на смену вирусу лихорадки Эбола. Правда, были сообщения, что наши российские ученые уже создали вакцину против вируса Эбола.
И. НИКАНОРОВ. Наш институт тоже работал над созданием этой вакцины, но успеха добились наши коллеги из московского института. Это не столь важно – кто. Главное, что противоядие найдено. Хотя, честно сказать, приятно, что именно российские ученые оказались на высоте.
Что касается Зики… И комариного укуса. Комар всегда был переносчиком какой-нибудь гадости. Малярии, например, которая тоже выкашивала население, к примеру, стран Южной Америки или Азии… И с некоторыми видами лихорадки, переносчиком которой является тот же малярийный комар, мы до сих пор не знаем, как бороться.
Сейчас в первую очередь необходимо решить вопрос с диагностикой этого вируса под названием Зика. После того как будет определена диагностика, соберутся комиссии, появятся и методические указания и разъяснения для практикующих врачей. На самом деле этот вирус впервые был обнаружен еще в конце 40-х годов в Африке. Но таких вспышек, как сейчас в Южной Америке, не было. Уже что-то свыше полутора миллионов заболевших. И он, как все вирусы, мутационно изменяет гены. Уже появились сообщения, что зарегистрирован случай, когда человек заболел не от укуса комара, то есть вирус стал передаваться от человека к человеку. В связи с этим рассматривается вопрос о стерилизации всех комаров лазером или еще чем-то там. И главная опасность – для беременных женщин. Точно установлено, что в первую очередь он поражает детей внутриутробно, и у детей развивается микроцефалия, говоря прямо – это умственная отсталость, это тяжелое поражение мозга. Как один из вариантов, вносится предложение в этих странах – года на два запретить женщинам рожать.
Но честно скажу, на сегодняшний день мы полной информацией об этом вирусе не обладаем, не хочу вводить в заблуждение и пугать людей. Будем работать и над этой проблемой. У нас очень много талантливых, выдающихся ученых. Но сейчас главная задача – победить грипп. Здоровья вашим читателям.
Татьяна ТРУБАЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code