Когда любовь была подвигом

Сергей Викторович Федотов – петербургский писатель, член Союза писателей России, автор двух книг, которые были написаны на основе реальных событий. Первая книга «Омега-2: тревожная осень» вышла в 2006 году. Вторая называлась «Дети Беслана». В ней описываются события 1–3 сентября 2004 года, когда боевики захватили школу № 1 в городе Беслане. Тогда в заложниках у террористов оказалось 1116 человек, из которых более 800 – дети…  

Для того чтобы написать книгу, С. Федотов в течение двух лет несколько раз выезжал в Беслан, где знакомился с документами следствия. В общей сложности три месяца он прожил в семьях, в которых погибли дети, видел горе их матерей. Взял интервью у директора школы № 1 Лидии Александровны Цалиевой, опросил бывших заложников, а также учителей школы. Он собрал уникальный материал, на основе которого в 2010 году и выпустил художественную повесть «Дети Беслана». По желанию родственников погибших некоторые имена действующих лиц Сергей Федотов заменил, другие имена, так же, как реальные события, оставил без изменения. Это – единственная художественная книга о трагедии Беслана, и она высоко оценена в Осетии. В Санкт-Петербурге за неё Сергею Федотову вручили премию «Жемчужное зерно». К сожалению, в марте 2012 года Сергей Федотов погиб. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают много вопросов.

Ученик Всеволожского лицея № 1 Максим Однобоков много раз встречался с писателем, так как Сергей Федотов был другом его мамы. На основе бесед с писателем Максим составил доклад под названием «Когда любовь была подвигом». С этим докладом Максим Однобоков выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Добро должно быть Богом нашим», которая проходила в 2012 году в Свято-Владимирской школе Воскресенского Новодевичьего монастыря. Часть этого доклада мы предлагаем вашему вниманию.


На обложке книги Сергея Федотова «Дети Беслана» мы видим рисунок, на котором изображён ангел. Этот рисунок нарисовала заложница – А. Гумецова. Она была очень талантливой осетинской девочкой, и после её гибели родственники в кармане её одежды нашли скомканный листок. Развернули листок и увидели, что, сидя без еды и воды в спортзале, девушка рисовала  ангела. Она ждала от него помощи. Но ангелами-спасителями в то время друг для друга становились люди, поднявшиеся на вершину духа.

Я спросил у Сергея Викторовича Федотова: «Если в эти дни в осетинской школе по вине террористов-ваххабитов царило зло, то было ли там место добру?… Добру под дулом автомата?». Писатель ответил мне, что, когда он ознакомился с документами следствия, ему открылась потрясающая картина – взрослые и маленькие дети перед лицом опасности чем могли помогали друг другу и иногда расплачивались за эту помощь своей жизнью.

1 сентября 2004 года во время торжественной линейки в школу № 1 в Беслане ворвались вооружённые террористы. За 2 часа они захватили всех детей и взрослых, собравшихся на линейку, посвящённую Дню знаний. Заложников загнали в спортзал и заминировали его… Вся школа стала одной семьёй, сплочённой горем. Если кого-то ранили, другие люди снимали с себя одежду и делали ему перевязку, если кому-то становилось плохо, другие отдавали ему таблетки и прочее, что могло пригодиться им самим. Сергей Федотов рассказал мне, что нескольким детям удалось сбежать, выпрыгивая из окон. Один мальчишка, которого звали Артём, отвлекал террористов, в то время как его друзья прыгали из окна. За это Артём был зверски избит боевиками.

Во второй день чувствовалась острая нехватка воды. В планы террористов не входило кормить и поить заложников, поэтому взрослым и детям приходилось выкручиваться самим. Один интересный факт услышал в Беслане писатель, о котором не писали в газетах. Маленькая девочка, у которой мама была ранена и истощена, попросившись в туалет, обнаружила в углу коридора бутылку шампанского, на дне которой было немного напитка. Дочка пронесла во рту глоток шампанского и из своего рта напоила раненую маму.

На третий день начался штурм школы бойцами спецназа. У боевиков на чердаке была создана мощная огневая точка. По этой точке был сделан выстрел из РПГ. К несчастью, из-за взрыва ракеты крыша школы в некоторых местах обрушилась, и одна из мин, заложенная ваххабитами в спортзале, детонировала. Начался пожар. Большая часть заложников погибла в огне, часть была ранена осколками. В стене образовалась дыра, в которую спешно стали выбегать все, кто ещё стоял на ногах. Раненого Артёма, того самого, который помогал своим друзьям сбежать из школы, его друзья Казбек и Сарик вытащили волоком.

В одной из комнат боевик начал стрелять по прыгающим из окон детям и тогда, чтобы дать им шанс на спасение, 70-летний учитель физкультуры Иван Константинович бросился на боевика и попытался выхватить у него автомат. Правда, боевик оказался сильнее и расстрелял в физрука всю обойму.

Историю 15-летнего Тимура и его любимой девушки Залины могли бы назвать историей Ромео и Джульетты (настоящие имена детей изменены). Тимуру удалось выбежать через отверстие в стене из школы, но он вспомнил, что там осталась Залина. Недолго думая, Тимур бросился за ней обратно в школу и нашёл её раненой. Когда он выносил её на руках, деревянные балки начали рушиться, и его придавило балкой. Не в силах выбраться, он сгорел вместе с девушкой.

Во время пожара всюду царила паника: дети искали родителей, родители зазывали детей. Боевики, опомнившись после взрыва, открыли огонь в спины выбегающим из школы детям. У школы собралось неимоверное количество людей: МЧС, ОМОН, «скорая помощь». Они помогали чем могли. Жительница Беслана (как записал С. Федотов, её звали Елизавета Мисикова), видя, что главный подъезд к школе пересекает железная дорога и на ней машины «скорой помощи» сильно подскакивают, бросилась засыпать её щебнем. Раненых было много, и медицинских карет на всех не хватало, поэтому стали привлекаться частные легковые автомобили. В этих суровых условиях геройски повёл себя Гаддат Кантемиров. На своём личном автомобиле он, рискуя жизнью, под пулями, несколько раз подъезжал вплотную к школе и принимал раненых детей.

Пока люди всеми способами пытались выбраться из школы, шёл штурм. В результате упорного штурма спецназовцы оттеснили боевиков на второй этаж, где они забаррикадировались с остатками заложников. К концу дня школа была полностью освобождена. Благодаря действиям спецназа и ополчения, а также МЧС, из горящей школы было спасено множество раненых, обгоревших людей. Если бы не их героическая самоотверженность, погибших было бы во много раз больше. Люди жертвовали жизнями, чтобы спасти чужих детей. Вытащив из пылающей школы одного ребёнка, они шли за другими, и так – пока на них не обрушивалась часть здания, или пока они не задыхались от угарного газа, или пока они в изнеможении не падали на землю, не в силах подняться.

Всего за эти три страшных дня погибли 333 человека, из которых 186 детей, а также были ранены 810 человек, из которых дети составляли 479 человек. 17 детей остались круглыми сиротами. Репортаж об этих событиях шёл во многих средствах массовой информации. Но говорилось в основном об издевательствах террористов, о действиях спецназа во время штурма. Никто не рассказал стране о людях, которые совершали подвиг любви. Никто не назвал их народными героями. Только в Беслане помнят о юных Тимуре и Залине, о том, как прикрывал убегающих друзей Артём и как потом избитого Артёма дети, сами ослабленные от голода, тащили из пламени, о бесстрашном учителе физкультуры. Но мы должны знать о них и равняться на эти проявления большой человеческой любви, которая стала сильнее зла…

Максим ОДНОБОКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code