Как работали земские школы

Во второй половине XIX века главное внимание общества было сосредоточено на народной школе. И хотя государство, общество в лице земств и крестьяне делили между собой ответственность за её устройство и материальное обеспечение, основное бремя в основном несли сельские общества. В общественном сознании укрепилась мысль о том, что «школа – это потребность самого народа, значит, и забота о ней – его дело».

Ещё в середине XIX века в результате частной инициативы в северных волостях Петербургского уезда начали появляться первые начальные школы. Земская управа отмечала в своих отчетах, что очень полезно дать большому числу населения не только грамотность, но и возможность сознательно относиться ко всему окружающему, развить ученика настолько, чтобы после окончания школы у него осталась потребность в чтении.

Для того чтобы преподавание было более успешным, земства организовывали библиотеки для учеников и учителей. Для использования книг учителями училищный совет составил и разослал во все школы правила пользования библиотеками. Помимо открытия библиотек, земства выделяли средства на покупку школьного оборудования: досок со счетами, бумаги, перьев, учебников. Для учителей выписывались педагогические журналы. Школы северных волостей получали журналы по подписке.

В Петербургском уезде Санкт-Петербургской губернии инициаторами создания школы для народа выступили частные лица.

* * *

По инициативе графини О.Э. Шуваловой, жены варшавского губернатора Павла Андреевича Шувалова, в мызе Вартемяки в 1862 году была открыта одна из первых в Петербургском уезде школ. С этой целью были выстроены два школьных здания, в которых, кроме учебных классов и квартир учителей, помещалось Вартемякское волостное правление. Вартемякская и Агалатовская школы со времени их устройства находились на попечении графа П.А. Шувалова.

Постройка обошлась в 12 000 рублей, из которых только тысяча была выдана земством. Обе школы получали от графа ежегодно 1800 рублей, из которых 600 шло на оплату жалования старшему учителю Вартемякской школы, 480 – учителю Агалатовской школы, а остаток расходовался на учебные принадлежности и хозяйственные нужды школы. Земство выделяло 300 рублей в год на жалование для второго учителя Вартемякской школы, а также средства для пополнения учебников и пособий.

В 1877 году граф Шувалов принял решение передать Вартемякскую и Агалатовскую школы в ведение Санкт-Петербургского уездного земства, но при соблюдении ряда условий: здания должны использоваться только по назначению, то есть для учебных целей (за исключением помещения Вартемякского волостного правления); земство должно принять школы с полным составом учителей с сохранением их годового оклада; на добавочное содержание школ граф обязался ежегодно выдавать управе пожизненно для Вартемякской – 500 рублей, Агалатовской – 250 рублей. Эти средства должны были идти на дополнительное жалование учителям, ремонт, страхование, жалование сторожу школы.

На отопление Вартемякской школы граф обязался ежегодно отпускать безвозмездно 40 саженей дров с тем, чтобы дрова в школу доставляли крестьяне.

Земская управа представила все вышеизложенное на рассмотрение Земскому собранию, указывая, что следует принять эти школы в ведение земства. Земство приняло данные школы 1 января 1878 г., причем именно на тех условиях, которые предъявил граф Шувалов.

До конца XIX века школы содержались на средства графа, земства и крестьян. От графа школа получала ежегодно деньги, а крестьяне пилили лес, заготавливали дрова, которые зимой вывозили из леса.

В начале 1880-х гг. обучение в указанных школах шло не только в дневное, но и в вечернее время. Проведение вечерних уроков в Вартемякской школе началось 5 октября 1883 года, а окончилось 29 марта 1884 г. Занимались в ней по понедельникам и средам по 3 урока вечером. Всего состоялось 43 учебных вечера.

Законом запрещалось совместное обучение в школе мальчиков и девочек старше 12 лет, а возраст большинства учеников вечерних классов превышал эту норму. В связи с этим мальчики учились отдельно от девочек. В 1883–84 учебном году грамоте обучались только мальчики. Девочек обучали только рукоделию у преподавателя, приглашенного графом П.А. Шуваловым.

Для равномерности в обучении мальчиков и девочек, а также и для того, чтобы не слишком обременять учителей уроками, устанавливалась очередность обучения по вечерам. Оно заключалось в том, чтобы один год учились только мальчики, в другой – только девочки.

Программа обучения на вечерних уроках не ограничивалась одним повторением прежде пройденного. В соответствии с рекомендациями повторение необходимо было проводить всегда в новой, не знакомой прежде детям форме. «Буквальное повторение на вечерних занятиях того, что было уже пройдено прежде, вредно, т.к. это приводит к апатии и отвращению к изучаемой науке». Именно поэтому, по мнению Земской управы, вечерние занятия со времени их организации в 1880 г. имели дополнительный, а не повторительный характер.

Предметом занятий этого дополнительного курса служили: важнейшие события (в рассказах) из истории христианской церкви, в особенности русской, и объяснение богослужения; практическое знакомство с формами и оборотами церковно-славянского языка, достигаемое при чтении священных книг; правильность и беглость этого чтения; элементарный курс русской грамматики; чтение или учителем, или детьми произведений русской классики и по возможности разбор этих произведений самими учениками вне класса. Ученики выполняли письменные упражнения и писали диктанты по пройденным темам; знакомились с историческими картами России и важнейшими событиями из русской истории. Особое внимание уделялось реформам прошлого, таким как освобождение крестьян от крепостной зависимости, волостное и сельское самоуправление, земство, главный суд и всеобщая воинская повинность. Был и элементарный курс арифметики.

В 1883–1884 учебном году уроки в Вартемякской школе вел учитель И.П. Рязанов, но в этом же году он обратился к земству с просьбой в будущем году заменить его другим учителем, т.к. он устал от вечерней нагрузки. Педагоги в Вартемякской школе вели и утренние, и вечерние занятия.

Помимо основных уроков, в Вартемяках было организовано дополнительное обучение рукоделию для девочек.

Таких классов было организовано два, первое – для девочек, которые уже не посещали школу. Занятия вела Е.А. Орлова по вечерам два раза в неделю, каждое занятие длилось три часа. Деньги на материалы и оплату труда для учителя граф П.А. Шувалов выделял из собственных средств.

Второй класс рукоделия был открыт для девочек, которые посещали школу. Занятия в нем вела А.К. Винтер. Класс рукоделия разделялся на три отделения: младший (37 учениц), средний (4 ученицы) и старший (6 учениц). У каждого отделения проходило по два урока в неделю, которые длились 50 минут каждый. Младшее отделение занималось изучением разных швов. Некоторые ученицы к концу обучения уже шили разные вещи, сумочки, рубашки, могли подрубать платки. Все изделия продавались, а на вырученные деньги в школу закупали новые материалы. Среднее отделение вязали чулки, а старшее обучалось кройке и шитью белья. Материалы также были оплачены графом Шуваловым.

Таким образом, данное обучение можно считать факультативным и в определенной степени способствующим профессиональному самоопределению учениц.

Продолжение следует…

По материалам сайта Куйвозовского поселения

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code