Курс – на спасение

18 августа в России отмечается День Воздушного флота. Это профессиональный праздник не только лётчиков, но и всех, кто работает в этой сфере, – инженеров, авиадиспетчеров, бортпроводников и работников многочисленной авиационной инфраструктуры.

Десять лет назад был создан Северо-Западный авиационно-спасательный центр (АСЦ) МЧС России. О том, как всё начиналось, и о сегодняшнем дне мы поговорили с командиром авиационного отряда АСЦ Андреем Сергиенко.

– Андрей Вячеславович, примите поздравления с юбилеем! Десять лет – серьёзный срок. А как создавался Северо-Западный АСЦ?

– В Северо-Западном федеральном округе авиация МЧС России формировалась на аэродроме Касимово с августа 1995 г. После увольнения из Военно-воздушных сил многие офицеры – лётчики 172-го отдельного боевого вертолетного полка, в своё время выведенного из Западной группы войск, лишились любимой работы.

А вновь обрести себя смогли именно в структуре чрезвычайного ведомства! Начиналось всё с одного вертолёта Ми-8МТВ. В 2000 г. было сформировано авиационное звено, с 2006 г. появилась эскадрилья, а уже в январе 2011 г. был образован авиационный отряд АСЦ МЧС России, выполнявший тогда задачи Северо-Западного регионального центра министерства.

А Северо-Западный авиационно-спасательный центр МЧС России был сформирован на базе того авиационного отряда 1 августа 2014 г. Первым командиром подразделения авиации министерства на Северо-Западе стал Вячеслав Сергиенко, заместителем командира – Игорь Чугай, начальником штаба – Владимир Гунченко.

– Какие типы вертолётов освоены вашими специалистами и используются сейчас в Северо-Западном авиационном спасательном центре?

– С момента формирования лётным и инженерно-техническим составом освоено шесть типов авиационной техники: Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТШ-ВА, Во-105CBS, Ка-32А11ВС, Ансат и самолёт Ан-3Т.

В составе авиационного центра выполняет задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вертолет Ка-32А11ВС, носящий имя «Николай Майданов» в честь Героя Советского Союза и Героя России (посмертно), командира 172-го отдельного боевого вертолетного полка авиации Ленинградского военного округа, отдавшего жизнь во благо Отечества.

– Используете ли новые методики и технологии в работе при ликвидации ЧС?

– За прошедший период нашим летным составом были спасены более тысячи человеческих жизней (в основном рыбаков) и ликвидировано более 400 очагов пожаров как на территории России, так и за рубежом. Мы выполняли доставки оперативных групп и спасателей к местам чрезвычайных ситуаций и ледовых заторов в районе Великого Устюга, а также занимались эвакуацией пострадавших с мест ДТП и морских судов.

Впервые в МЧС России наши специалисты начали применять в реальных условиях вертолетные медицинские модули – для чего прошли специальную подготовку и получили допуск к полетам врачи-реаниматологи Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины.

На базе Вытегорского арктического спасательного центра также первыми освоили новый вид авиационных технологий: доставку ликвидатора разлива нефтепродуктов на базе катера ВВ-150 к месту ЧС.

Также в 2011 г. мы стали выполнять тушение крупных лесных пожаров в Архангельской области и Республике Коми, используя водосливное устройство ВСУ-5А с применением пенообразователей.

И впервые в министерстве на вертолете Бо-105 начали выполнять задачи санитарной авиации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

– Какие самые значимые чрезвычайные ситуации природного характера пришлось ликвидировать?

– В 2010 г. в Твери была зафиксирована рекордная температура плюс 39 градусов. Смог от пожаров окутал тогда всю Тверскую область.

А через год, в 2011 году, 90% всех природных возгораний в стране пришлись на Архангельскую область и Республику Коми. Тогда при тушении лесных пожаров налет у экипажей составлял до 10 часов в сутки!

– Поступает ли новая техника на вооружение авиационного центра?

– В 2023 г. в авиационный центр поступил уникальный вертолёт российского производства Ми-8АМТШ-ВА, который будет выполнять задачи в арктическом регионе. Новый вертолёт имеет ряд конструктивных особенностей и обеспечивает его эксплуатацию даже при 60-градусном морозе.

Новые средства связи и оборудование позволят вести навигацию в любых метеоусловиях. Ми-8АМТШ-ВА оснащён также новыми газотурбинными двигателями ВК-2500-03 с увеличенной мощностью и автоматической системой контроля – её отличают и более мощная вспомогательная силовая установка, и усиленная трансмиссия, и обновленная авионика.

Национальным центром вертолетостроения «Миль и Камов» была разработана уникальная система подогрева всех агрегатов трансмиссии. Благодаря ей возможен оперативный запуск двигателей при крайне низких температурах, а система ночного видения дает возможность выполнять задачи даже в условиях полярной ночи.

Ещё в наличии есть инерциальная навигационная система определения местоположения вертолёта, локатор с горизонтальной и вертикальной развёрткой данных о метеообстановке, цифровой автопилот, радиостанции с широким диапазоном частот, тепловизор, лазерная оптико-электронная система и четыре телекамеры. Так что машина в автоматическом режиме может зависать и заходить на посадку, чем существенно снижает нагрузку на экипаж и что, в свою очередь, способствует повышению безопасности полёта.

Год назад, 1 июля 2023 г., такой вертолёт заступил на боевое дежурство в Мурманске, а с 1 июля этого года он приступил к дежурству в Архангельске.

– За время существования авиации МЧС России на Северо-Западе у подразделения наверняка сложились свои традиции.

– Конечно, мы помним о мужестве и подвигах наших летчиков, штурманов, инженеров и техников в годы Великой Отечественной войны. Именно преемственность поколений, сила духа и готовность отдавать всего себя делу спасения – это тот фундамент, на котором сегодня строится система ценностей наших авиаторов. Для нас главным ежегодным праздником был и остаётся День Воздушного флота России в военном городке Агалатово. Он, как все знают, отмечается в третье воскресенье августа. За многие годы у нас сложился целый ритуал. Обязательным является возложение венков на воинском захоронении летчиков 15-го гвардейского Невского штурмового полка (среди которых четыре командира полка), выполнявших задачи по прикрытию Ленинграда и знаменитой Дороги жизни в годы Великой Отечественной войны. Затем в парке Авиаторов проходит митинг и офицерское собрание ветеранов-авиаторов Военно-воздушных сил и МЧС России. Также всегда мы организуем статический показ авиационной техники и демонстрируем лётную программу.

Неизменно большой интерес у гостей праздника вызывает настоящий спасательный вертолёт, в кабине которого можно посидеть и сфотографироваться, пилотаж лёгких летательных аппаратов, выступление парашютистов-спасателей авиационного центра с флагами России.

Сергей КНЯЗЬКОВ, корреспондент газеты «Гражданская защита»
Фото предоставлены Северо-Западным авиационным центром МЧС России

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code