Здесь русский дух

В городе Кудрово живет Наталья Павловна Сереброва. Регулярно посещает церковь, ухаживает за своей престарелой мамой. И никто не представляет себе, что эта скромная женщина – обладатель редкой специальности. Таких в народе называли «мастерицами».

О себе Наталья Павловна рассказывает:

– В 1979 году я впервые пришла заниматься в студии прикладного творчества при Доме ученых в Лесном. Мне было тогда 30 лет. И занималась я там тоже 30 лет. Преподавателем у нас была Людмила Ивановна Хопова.

Имя Людмилы Ивановны Хоповой известно многим знатокам народного искусства. Она вышивала с раннего детства, во время Великой Отечественной войны служила на фронте медсестрой. После войны сделала панно с портретом Сталина. За это её пригласили обучаться на специальных курсах в запасниках Русского музея и Эрмитажа, на основе лучших образцов народного искусства. Потом более 50 лет Людмила Ивановна преподавала в Доме ученых в Лесном. В 1980 году ей присвоили высокое и редкое звание «Народный мастер СССР». Прожила она более 90 лет, а в одном из своих последних интервью передала завещание: «Главное, чтобы мои ученицы продолжали традиции именно русской вышивки. Она самая красивая, настоящая». Рассказывает Наталья Павловна Сереброва:

– Мы в студии Людмилы Хоповой никаких образцов не делали, а сразу начинали большие вещи. Например, я вышила 10 платьев, 10 полотенец-салфеток и 10 блузок. Все это – для своего личного гардероба. Ни о каких продажах мы тогда не думали. Людмила Ивановна составляла рисунок для каждого из нас в зависимости от ткани. А нас занималось в студии 60 человек. Все рисунки Людмилы Хоповой были на основе русских народных традиций. Мы переносили их на современную одежду, например на платья, которые были модными в 80-е годы. Тем самым Людмила Ивановна доказывала, что народные традиции актуальны при любой моде. Ещё мы вышивали пальто, жилетки, полотенца. Раз в месяц приходили научные сотрудники из Эрмитажа или Музея этнографии и читали нам лекции по народному творчеству.

– Трудно было на первых этапах?

– Тяга к вышивке, возможно, передалась мне по наследству. Мама родом из вологодской деревни. Она всю жизнь вышивала. А еще в детстве меня часто водили в Эрмитаж, в другие музеи. У меня была, как сейчас говорят, «насмотренность». Это очень помогало.

– Занятия вышивкой успокаивают?

– Это сейчас вошли в моду всякие медитации, а в древности у женщин для этого были вышивка, плетение кружев… Но главное даже не это, а вот когда ты видишь, что своими руками создал что-то красивое, – это большая радость.

– Где проходили ваши выставки, кроме Дома ученых в Лесном?

– Дважды мы делали выставку в Музее этнографии, дважды – в Музее истории Ленинграда, несколько раз – в Институте текстиля и моды. Выставлялись также в Доме ученых на Неве, в Музее Державина на Фонтанке, в Москве на ВДНХ. Выезжали в другие республики. Наши изделия демострировались в Доме ученых в Киеве, в Доме ученых в Вильнюсе. И везде – оглушительный успех.

– И все 30 лет в студии вы занимались одним и тем же?

– Русскую народную вышивку можно изучать не то что 30 лет, а всю жизнь. И времени не хватит. Есть много разных техник. Это «счетная гладь», «цветная перевязь», «белая строчка», «олонецкая строчка по письму», «верхошов», «тамбурный шов», «крестецкая строчка», «горьковский гипюр» (сейчас говорят – «нижегородский гипюр»), «белая гладь», «цветная гладь». Ведь в XV–XIX веках вышивали представители всех слоев. И крестьянки этим зарабатывали, и в Институте благородных девиц преподавали вышивку. Каждый регион, каждая область создавала свою технику. Чем южнее регион, тем более пестрые там рисунки. А на русском севере всё было очень строго. Здесь вышивали либо красным по белому, либо белым по красному, или белым по белому. И это получалось очень красиво. Белое – символ чистоты, а красное – символ энергии, символ кипучей жизни.

– И в конце концов народное творчество стало вашей профессией?

– Многие женщины в студии Людмилы Хоповой приобрели вторую специальность. Я стала преподавать в православной школе искусств имени императрицы Марии Федоровны. А летом выезжала в пионерские лагеря, где учила детей, как делать макраме, как плести корзины. И много лет обучала вышивке монахинь Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Сама делала для этого монастыря подризники и салфетки.

– В своем творчестве вы отдавали предпочтение именно русским народным мотивам?

– Да, в народном искусстве образы переходили из столетия в столетие и имели особое значение, например, мать-берегиня, дерево жизни. У меня было вышито много птиц: и тамбурным швом, и верхошвом, и цветной перевитью. Птицы обозначают пожелание счастья, разума, благодати. Крест в Древней Руси обозначал солнце, ромб – плодородие, зигзаги – это вода, точки и колосья – это семена, собранный урожай. В народной вышивке всё должно было создавать позитивную энергию и соблюдался определенный ритм в повторяемости узоров. Во всём была гармония.

– А сейчас ручная вышивка не отошла в прошлое? Может быть, проще создавать эти же мотивы, только с помощью машинки?

– Ну что вы! Ручная вышивка передает человеческое тепло. Представьте себе, мама своим руками оберегает сына, когда он носит вышитую ею рубаху. И если любимая жена была спокойна и сосредоточенна, когда вышивала мужу полотенце, то это спокойствие передается ему. Ведь орнаментами на Руси украшали те места, которые у человека считались самыми уязвимыми. Люди верили, что туда может войти нечистая сила. А вышивка служила защитой от дурного глаза.

* * *

Наталья Павловна скромно умолчала, но я узнала, что в 1985 и 1987 годах проходили Всесоюзные фестивали народного творчества, где Наталья Сереброва была награждена двумя медалями за лучшие работы. А еще выставку в Доме ученых однажды посетил Борис Борисович Пиотровский и был так восхищен мастерством участниц, что написал в книге отзывов: «Со временем ваши работы займут почетное место в музеях».

Конечно, значение многих древних символов с веками подзабылось. Но мастерицы всё равно переносили в свои изделия то, чему их учили мамы и бабушки, и тем самым сохранили образцы древней народной мудрости. А нам важно знать, что узоры и картинки, которые мы видим на вышивках Людмилы Хоповой и её учениц, пришли из дальних веков. Ведь можно только предполагать, когда наши предки стали заниматься этим искусством. Археологи находили кусочки вышитой ткани в русских селениях IX–X веков. И это были образцы такого качества, что было понятно – даже в то время уровень мастерства вышивания на Руси был высоким.

Людмила ОДНОБОКОВА
Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code