Каллиграфия: искусство древнее и современное

Кому из нас не доводилось на скучных совещаниях или при затянувшемся телефонном разговоре непроизвольно разрисовывать листочки бумаги? Говорят, что примерно в половине случаев такого машинального письма рука выводит не рисунки, а буквы, когда совсем простенькие, печатные, а когда и весьма витиеватые. Я, к примеру, почему-то выписываю буквы алфавита, которым в моем школьном детстве обучали по прописям первоклассников.
Шариковых ручек тогда не было и помине, и малыши, окунув деревянную ручку со сменным пером в чернильницу-непроливашку, аккуратно, с нажимом или тоненькими линиями – в зависимости от особенностей написания – выводили буквы русского алфавита. Существовали даже уроки чистописания, которые правильнее было бы назвать уроками каллиграфии, когда школьники только тем и занимались, что аккуратно, высунув от усердия язык, выписывали недавно изученные буквы. И хотя шариковой или гелевой ручкой нажима не добиться, я все-таки непроизвольно изображаю на бумаге прописные и строчные буквы моего детства, которые мне кажутся значительно интересней тех, что приняты в школе сейчас.
Однажды внучка увидела у меня в рабочем блокноте такой вот исписанный листок и воскликнула: «Какие красивые буквы!» и даже попробовала писать их. Я, честно говоря, не удивилась этому желанию: даже ребенок способен увидеть разницу между искусством и утилитарностью – той самой, которой грешит современное обучение школьников письму. О том, что каллиграфия – это не только искусство, но и еще и гимнастика для ума, расскажет вам интереснейшая статья Петра Петровича Чобитько (её мы опубликуем позднее) об удивительном мире каллиграфии, в который нам удалось заглянуть на выставке, открывшейся в минувшую субботу во Всеволожском Центре культуры и досуга. Образцы классического и авторского каллиграфического письма, выполненные самим П.П. Чобитько и его учениками, – сродни настоящим картинам, ведь каждая работа одухотворена настроением и чувствами их создателя.
Каллиграфические работы созданы в разных техниках (русская скоропись, английский курсив, авторские шрифты) с использованием различных инструментов (перья, кисти, рейсфедер). Кстати, Петр Петрович обнаружил во Всеволожске много тростника, а это прекрасный материал для тростникового пера – оно называется калам. А раз материал для инструмента под рукой, то всеволожцам сам Бог велел заниматься каллиграфией.
Основную часть выставки составляет серия из 12 работ – каллиграфическое переосмысление поэм Пушкина. Кроме того, здесь представлены листы, свитки, рукописные книги. Все эти образцы письма созданы преподавателями и учениками Центра искусства каллиграфии «От аза до ижицы», учредителем и художественным руководителем которой является профессиональный художник П.П. Чобитько. В Центр приезжают ученики самого разного возраста со всех концов страны, чтобы затем открыть школы каллиграфии в своих городах. Одной из учениц Центра стала однажды и жительница Всеволожска Ольга Юрьевна Лакомова. Именно она и организовала в Центре культуры и досуга эту замечательную выставку, посетители которой, а их было на удивление много, смогли не только насладиться красивым письмом, но и попробовать свои силы в искусстве каллиграфии на бесплатных мастер-классах.
– Мне посчастливилось учиться у замечательных учителей в Центре искусства каллиграфии, – сказала Ольга Юрьевна. – Мир каллиграфии переформатировал мою жизнь: в ней стало меньше стрессов, больше упорядоченности, красоты. Жизнь стала насыщенней и радостней. Мне очень хочется поделиться этой радостью со всеволожцами и транслировать те знания и умения, которые я получила от своих учителей, для этого я создала свой центр «Гармония». Слово «каллиграфия» звучит для меня таинственно и завораживающе. Вначале своего обучения я полагала, что постигну искусство красивого письма, но те просторы, которые открылись передо мной, превзошли все мои ожидания. Я увидела впечатляющее, оставляющее глубокую печать в душе, произведение искусства, и у меня возникло огромное желание, чтобы эти работы увидели во Всеволожске. Благодаря поддержке администрации МО «Город Всеволожск» и Центра каллиграфии «От аза до ижицы» эта идея быстро воплотилась в жизнь.
Студия каллиграфии на базе центра «Гармония» будет работать в микрорайоне Южный, в ней смогут обучаться и дети, и взрослые. Информация о начале занятий будет размещена на сайте www.garmocentr.ru, а специально для молодежи в течение марта – апреля пройдут бесплатные мастер-классы в молодежных подростковых клубах Всеволожска: 6 апреля – в клубе «Южный парк», 13 апреля – в клубе «Пульс». Мастер-классы проводит О.Ю. Лакомова.
Нина УСТИЧЕВА
Фото Антона КРУПНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code