«Надежды маленький оркестрик под управлением любви…»

В любом, самом маленьком населенном пункте есть люди, которые, подобно Атлантам, держат эту самую культуру на своих, совсем не каменных плечах. О таких людях наш сегодняшний рассказ.

…Занавес на сцене еще не открылся. Но, как обычно бывает перед концертом, десятки любопытных детских глаз наблюдали из-за занавеса за залом: сколько людей пришло сегодня на их юбилейный концерт? Сколько желающих поздравить с праздником?

Звезда культуры

Все-таки не каждый день скромная сельская Школа искусств отмечает свое 50-летие! Впрочем, определение «скромная» здесь все-таки не к месту. Только с начала года учащиеся Колтушской школы искусств 60 раз (!) становились победителями – лауреатами и дипломантами различных конкурсов, включая международные. Цифра кажется нереальной, но это факт. Дважды только за последние годы Колтушская школа искусств стали победителем областного конкурса «Звезда культуры». В 2009 году школа была названа лучшей в Ленинградской области среди подобных сельских учреждений. В 2015 году вновь стала победителем в номинации «Лучшая сельская школа года». И юбилейный концерт, посвященный 50-летию создания Школы, прошел в КДЦ «Южный» блестяще. Лучшее, что было создано и взлелеяно в ней за эти годы, сверкало со сцены всеми гранями талантов. Сводный хор школы и дуэт гитаристов, ансамбль народных инструментов и театр-студия «Город мечты». Звучала со сцены такая знакомая мелодия для флейты и предмет особой гордости Школы – народный коллектив ансамбль скрипачей «Гармония» исполнял вечно прекрасные мелодии великих композиторов…

На одной сцене слились Шопен и Вивальди, Гаврилин и Дога, Брамс и Чайковский, русские народные и неаполитанские песни. Кажется, весь поселок Колтуши и ближние к нему деревни приехали в тот день взглянуть на любимцев своих. Областное и, конечно, районное руководство вручало заслуженные Почетные грамоты и подарки лучшим коллективам. А зрители не жалели аплодисментов для юных артистов и теплых слов для их наставников. И все это было 24 марта. Отчетный концерт учащихся и преподавателей МАУ ДО «Колтушская школа искусств» прошел на «ура». А 25 марта несмотря на профессиональный праздник, в школе – обычный рабочий день. Праздники творятся буднями. Ведь как поработаешь, так и попразднуешь. И вот в один из таких обычных рабочих дней мы приехали в село Павлово, где и находится Колтушская школа искусств, чтобы разгадать загадку: на чем стоит, на какой почве созрело это «колтушское культурное чудо»? Что его питает и подпитывает энтузиазм учеников и педагогов?..

Был бы голос,а песни запоются!..

– А на вполне обычной, на российской сельской почве созрело и произросло наше культурное чудо! – отшучивается от меня с ходу директор школы Наталья Александровна Рыжакова. – Ведь очень часто у нас что-то развивается не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. Вот сейчас мы думаем: где бы, на каких условиях арендовать еще хоть какое-то помещение для занятий. Отбоя нет от желающих заниматься музыкой, но категорически не хватает кабинетов. И мы вынуждены вести довольно жесткий отбор, прямо-таки конкурс для претендентов. Это самая большая наша боль, потому что нужно бы принимать всех без исключения. Еще нам хочется открыть изостудию. У нас нет занятий хореографией, потому что развернуться танцорам просто негде! А дети любят и хотят танцевать. Ну а в остальном – был бы голос, а песни запоются! И не оскудеет народная тропа в нашу скромную сельскую школу.

На самом деле директор и сама немного скромничает: творческая почва здесь, в Павлово, хоть оно и называется селом, все-таки не совсем обычная. А хорошо подготовленная к восприятию культурных ценностей. Особенное это местечко с исторической точки зрения: именно здесь знаменитый физиолог Иван Павлов совершил свои открытия, удостоенные Нобелевской премии. И ученый народ – служащие института физиологии – долгие годы составляли основу местного народонаселения. Недалеко, в этом же поселении, располагается знаменитая Главная геофизическая обсерватория имени Воейкова. Духовную составляющую подпитывают Культурный центр при храме Иоанна Кронштадтского и прихожане лютеранской церкви Святого Георгия.

Кстати, одна из старейших в нашем районе – Колтушская семилетняя школа, здание которой было построено при участии академика И.П. Павлова, была открыта в 1936 году. Последние 20 лет в Павлово ждали строительства новой средней школы, и в этом году состоится долгожданное событие: очень красивое и современное по архитектуре здание построено. На фоне этого современного великолепия из красного кирпича и стекла, должна сказать, неплохо смотрится «домик-пряник» цвета спелого яичного желтка – здание Колтушской школы искусств. Небольшое, конечно, зданьице, но зато новенькая крыша, крытая коричневой черепицей, вокруг – чистота и порядок. Во всем чувствуется хозяйское прилежание. А в кабинетах для занятий – целых два ослепительно белых рояля Petroff чешского производства. Предмет желаний и зависти любой музыкальной школы! Признаться, немало поездив по области, я видела Детские школы искусств, которые работали в гораздо худших условиях.

– Все правильно, – соглашается Наталья Александровна, – есть школы, работающие и в гораздо худших условиях. И работают отлично! Но вы представьте, новую общеобразовательную школу построили на 600 мест, но уже сейчас там набор – 900 человек. Конечно, и там будут работать кружки и клубы по интересам. Но естественно, что и мы должны учитывать потребность детей заниматься творчеством, музыкой. К сожалению, наши желания не совпадают с нашими возможностями. Хотя сразу скажу – администрация нашего района, комитет по культуре делают все возможное, чтобы поддерживать подобные детские учреждения.

Кстати, сама Наталья Александровна, когда была просто девочкой Наташей, пришла заниматься на фортепиано в музыкальную школу, которая находилась вообще в подвале обыкновенного дома, а над ней размещался продовольственный магазин со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пришла, отучилась семь лет, поступила в музыкальное училище имени Римского-Корсакова, вернулась в родную школу, уже получившую более высокий статус. Работала преподавателем, доросла до директора Школы искусств, окончила Северо-Западную академию госслужбы, чтобы лучше разбираться в хитросплетениях современного менеджмента. Первый педагог директора – Ирина Петровна Михайлова – до сих пор учит детей музыке. В ее трудовой книжке единственная запись: принята на работу в качестве преподавателя фортепиано в Колтушскую музыкальную школу. Эта запись сделана 46 лет назад… Сейчас бывший наставник и ученица работают не просто рука об руку, а в тесном тандеме: Михайлова – концертмейстер, а Рыжакова – руководитель детского хора. Именно Ирина Петровна сказала эту ключевую фразу, расставившую все по своим местам:

«Не красна изба углами!»

А красна, как известно, пирогами. А в Колтушской школе искусств с неизменным успехом «выпекают», если так можно сказать, такие качественные «пироги», что слава идет по всей земле великой. Важен, безусловно, конечный результат. А результаты и вправду впечатляют. Перелистали мы не только страницы истории, но и страницы нескольких объемистых фолиантов: грамоты, дипломы, награды. Свидетельства былых и сегодняшних достижений учеников и педагогов школы. Несколько престижных наград только с начала года: Дипломом лауреата 1 степени Международного конкурса «Петербургская весна» награждается Михаил Клевцов. 11 лет. Специальность – виолончель. Руководитель – Федорова Светлана Серафимовна. Концертмейстер – Полозова Маргарита Владимировна. III Международный конкурс – фестиваль «Невские перспективы», Международный проект творческого и личного развития детей и молодежи – Диплом лауреата 1 степени в номинации «Исполнительство. Ансамбль» награждается народный самодеятельный коллектив, ансамбль скрипачей «Гармония». II Всероссийская заочная олимпиада «Загадки госпожи Мелодия» по предмету «слушание музыки» для учащихся Школ искусств, награждается Дипломом лауреата 1 степени Елисеенко Лада. Преподаватель Визиренко Лидия Юрьевна. Если бы мы решились перечислить на страницах нашей газеты награды хотя бы этого года, не хватило бы страниц!

Говорим с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Ольгой Николаевной Зиминой. Зимина – лучший педагог дополнительного образования детей 2012 года. Победитель и дипломант 10-го ежегодного областного конкурса профессионального мастерства «Звезда культуры». Все стены ее кабинета украшают фотографии учеников и их совместные награды. Спрашиваю Ольгу Николаевну, в чем, по ее мнению, секрет их столь высоких достижений? И нет ли самоцели: «работать на конкурсы»? Есть такой термин у музыкантов. И Зимина отвечает:

– Нет у нас такой сверхзадачи – воспитывать олимпийских чемпионов. Музыка все-таки не спорт. Хотя результаты важны, и мы ими гордимся. За ними – огромный совместный труд и заинтересованность всех сторон: педагогического коллектива и учеников, родителей и администрации. Создание наилучших условий для развития и становления талантов. Поиск их. Но даже если у ребенка нет явно выраженного музыкального таланта, но есть желание чему-то научиться и трудолюбие, наши педагоги будут проводить с ним не меньше, а порой больше времени, чем с однозначно одаренным ребенком, буквально «по нотке» формируя его как музыканта и как личность, и результаты порой бывают поразительными. Ребенок так раскрывается! И такому результату мы радуемся даже больше, чем очередному диплому на престижном конкурсе.

Без фальшивых нот

Доказано, что даже если такой воспитанник не станет большим музыкантом и не свяжет своей дальнейшей судьбы с музыкой, из него точно вырастет прекрасный слушатель и хороший человек. Он постарается в своей жизни избежать фальшивых нот. И не будет петь с «чужого голоса». Уже 50 лет Колтушская школа искусств создает культурное пространство и формирует культурную среду. За 50 лет ее существования тысячи детей научились слышать и слушать музыку.

Колтушскую школу искусств оканчивают, уходят учиться в высшие учебные заведения и возвращаются сюда уже в качестве преподавателей. Сейчас в школе работают пятеро бывших выпускников, начиная от ее директора – Н.А. Рыжаковой, пришедшей сюда на работу почти 26 лет назад. Блестящий преподаватель фортепиано Е.В. Карева – тоже выпускница школы, уже воспитала талантливых учеников, ставших лауреатами многих престижных конкурсов. Е.С. Максимова, художественный руководитель народного коллектива – ансамбля скрипачей «Гармония». Недавно пришла работать молодой специалист Маргарита Полозова. Преподает виолончель С.С. Федорова, и среди ее учеников тоже немало победителей и лауреатов. Спешат сюда, в небольшую сельскую «музыкалку» – из Санкт-Петербурга, из совсем не ближних к селу Павлово районов. Почему? – спрашиваю Евгению Анатольевну Дубровину, преподавателя с 40-летним стажем, 19 из которых она работает здесь, в Колтушской школе искусств. Евгения Анатольевна – блестящий исполнитель и талантливый преподаватель. Последние годы занимается по программе «Одаренные дети России». Две ее одаренные девочки – Саша Борисова и Соня Бендюк – на престижном Международном конкурсе, проходящем под патронатом Московской консерватории, завоевали Дипломы лауреатов 2 и 3 степени. Авторитетное жюри было немало удивлено качеством и уровнем подготовки в «обыкновенной музыкальной сельской школе».

– У нас необыкновенная школа! – с жаром говорит Евгения Анатольевна. – Здесь сильны традиции, преемственность и семейственность в лучших смыслах этих слов. У нас потрясающий коллектив, потрясающий директор, мы все одержимы своей работой, и у нас самые потрясающие дети на свете! Во всяком случае, люди, исповедующие другие ценности и мыслящие другими категориями, у нас не задерживаются. Иначе зачем той же Ирине Петровне Михайловой 46 лет ездить из Питера, с Гражданки, к нам сюда, в нашу деревню? Ведь можно было за эти годы подыскать и более удобный маршрут, согласитесь. Еще мы говорим с Евгенией Анатольевной о святой науке «услышать друг друга», и о том, что иногда и от «осинки рождаются апельсинки»…

– Мне скоро 60 лет, и я не устаю учиться, – признается педагог. – Однажды по каналу «Культура» увидела повтор передачи с замечательным артистом Зиновием Гердтом, и на вопрос: «Как можно научить актерскому мастерству?» – он ответил потрясающе: «Научить нельзя, а научиться можно!» И я вдруг подумала: а чему я учу детей? И как? Всего-то два занятия в неделю! Час, от силы полтора, это же ведь почти ничего! Получается, что дети сами приносят мне себя: свое желание, свою любовь, свое терпение и трудолюбие, а я уже из этого что-то леплю. Иногда удается. И если у них начинают гореть глаза и ребенок, исполняя какую-то музыку, признается мне вдруг, что ему было так светло, или наоборот, – слезы подступали к глазам от этой музыки… Я понимаю: из него «проклюнулся» музыкант. Душа его начинает звучать в унисон с музыкой. Мое дело – только разжечь эту искру Божию в нем… И поддерживать огонь. И я очень тороплюсь успеть им отдать себя, потому что времени человеку отпущено так мало!.. Некоторые дети признаются мне, что видят меня и общаются со мной гораздо больше, чем с родителями, потому что я готова с ними заниматься и заниматься. Без всякого расписания, тем более что свои дети уже выросли.

Да, дети Е.А. Дубровиной выросли в больших музыкантов. Все трое окончили Санкт-Петербург­скую консерваторию имени Римского-Корсакова. Старший, Николай Дубровин, играет на валторне в оркестре филармонии у Темирканова. Средняя, Валентина, проходит стажировку в Швейцарии по классу виолончели. Младшая, Мария, преподает во Всеволожской музыкальной школе. Можно только гордиться и родными детьми, и воспитанниками: из 12 ее сегодняшних учеников – 7 лауреатов Международных, региональных и Всероссийских конкурсов.

«И две гитары за стеной»…

Мы беседовали с Евгенией Анатольевной в кабинете директора школы, а за стеной, как в той песне – «Две гитары за стеной жалобно заныли». Но нет, не заныли! Запели, заплясали «Комаринского» разудалого мужичка, а потом что-то необыкновенно красивое и знакомое. Да, конечно же! Узнаю мелодию из кинофильма «Шербурские зонтики». Иду на мелодию, на звук, на гитары. Их действительно две. Две девочки. Знакомимся: Лера Куценко и Даша Кычева. Одну мама привела чуть ли не в три года в школу, другая ходит с пяти лет. Сейчас им по восемь. Несмотря на юный возраст, девочки уже своим гитарным дуэтом покорили жюри очередного конкурса и стали лауреатами.

Замечаю, что девочки очень похожи друг на друга: светловолосые и ясноглазые, даже свитерочки одинаковые. «Это они подражают дуэту своих преподавателей», – поясняет мама Даши. И когда я знакомлюсь с Ниной Алексеевной Ананьиной и Валентиной Алексеевной Швец, – все становится ясно. Сестры-близнецы преподают гитару, дуэтом играют на гитарах. И дуэтом же восхваляют свой инструмент:

– Гитара – прекрасный, самодостаточный и очень выразительный инструмент! – говорят они. – Можно играть все что угодно. Можно играть одной, можно дуэтом, можно петь под гитару и авторскую песню, и романс. А вот старшая наша сестра выбрала другой инструмент, тоже очень красивый. Но под него не споешь.

«И швец, и жнец, и на дуде игрец» – это про старшую сестру, Елену Алексеевну Швец. Флейта в ее руках буквально поет. Она преподает самым маленьким блок-флейту, а вырастая, они учатся играть на большой поперечной флейте. По сути дела, все ученики Елены Швец – мультиинструменталисты и лауреаты. И по ее собственному признанию, дороги ей абсолютно все ее ученики. И Колтушская школа искусств ей давно стала родной. Недаром, окончив с отличием музыкальный факультет университета имени Герцена, она вернулась преподавать в эту школу, где работала еще студенткой. И все в жизни трех сестер складывается достаточно гармонично: любимая работа, удовлетворение от творчества и повторение себя в любимых учениках.

И ещё про «Гармонию»

…Следующая героиня нашего рассказа в буквальном смысле слова выросла в этой школе. В пять лет Женечка услышала из открытого окна звуки музыки. Играли на каком-то удивительном и незнакомом инструменте. Это была, как оказалось, скрипка. «Я буду учиться играть на скрипке!» – в тот же вечер заявила она удивленным родителям. И проявила редкое упорство и настойчивость в своем решении. В пять лет пришла в Колтушскую школу искусств, окончила ее. Затем – Санкт-Петербургская консерватория по классу скрипки. Немного поработала в оркестре и все-таки пришла работать в родную Колтушскую школу искусств. Это ей, Евгении Сергеевне Максимовой, принадлежит идея создания уникального коллектива – сводного ансамбля скрипачей «Гармония», который появился на свет ровно 10 лет назад, к 40-летию Колтушской школы искусств. За это время он получил звание народного, завоевал все мыслимые награды и дипломы и приобрел всенародную любовь. Потому что в селе Павлово ни один праздник не обходится без «Гармонии». А еще – концерты в детских садах и в школах района, выступления для ветеранов и просто для односельчан в дни наших больших праздников. И когда на сцену (не всегда большую и красивую) – выходит этот коллектив, объединяющий сразу несколько поколений музыкантов, зал, как правило, взрывается аплодисментами.

– Когда я пришла сюда преподавать, – рассказывала мне Евгения Сергеевна, – скрипка была, наверное, самым непопулярным инструментом. У меня было всего пять учеников. Сейчас желающих так много, что приходится думать, как принять всех. И большую роль, если не решающую, тут сыграл наш ансамбль «Гармония». В нем родители и дети. Мамы, окончившие в свое время нашу школу, и дети, которые учатся сейчас. Наши бывшие уже ученики и сегодняшние. Линда Алиева уже окончила школу, переехала жить в Ригу, но при любой возможности она приезжает к нам принять участие в концерте и порепетировать с нами.

В этом уникальном коллективе, где самому младшему скрипачу восемь лет, а самой старшей исполнительнице – 42, воплотилась, я так думаю, давняя мечта музыкантов. В коллективе налицо и преемственность, и семейственность, и лучшие музыкальные традиции. А еще – в ансамбле «Гармония» играют пять (!) многодетных мам. Я ничего подобного, признаться, не встречала. Концертмейстер ансамбля, уже знакомая нам Евгения Дубровина, воспитавшая троих детей. Трое детей и у Надежды Клевцовой, двое играют в оркестре вместе с ней. У скрипачки оркестра и регента церковного хора Нины Богинской вообще пятеро детей! И почти все они прошли или еще придут в «Гармонию». Да и у самой Евгении Сергеевны Максимовой трое детей. Правда, старший, Степан, которому 9 лет, «пошел по спортивной линии», а младшей только год, поэтому свои надежды Евгения связывает со средней дочерью Анфисой, которой уже исполнилось пять лет. Наверное, будет играть на скрипке Анфиса, а может быть, младшая – Светлана, когда такой любовью к музыке одержима их мама.

*  *  *

И все люди в этом удивительном учреждении, как мне думается, одержимы любовью к музыке, к своей прекрасной профессии и к детям. И каждый его коллектив – это, как сказал Окуджава, «надежды маленький оркестрик под управлением любви», где важен каждый голос, каждая отдельная нота. Здесь умеют беречь и раскрывать таланты. А значит, будут сохраняться и приумножаться традиции Колтушской школы искусств, будет расширяться и то, что мы привычно называем «культурным пространством», потому что в конечном итоге все зависит от того, в чьих руках находится наше культурное богатство. В надежных руках. С юбилеем, Колтушская школа искусств!

Татьяна ТРУБАЧЕВА

На фото Антона ЛЯПИНА преподаватель И.П. Михайлова с воспитанницей и директор Н.А. Рыжакова и ее заместитель О.Н. Зимина

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий