О тех, кто дал свет блокадному Ленинграду

В преддверии очередной годовщины полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады прошло множество встреч, мероприятий и пресс-конференций, возвращающих нас к тем далеким событиям, которые вошли в историю нашей страны как «День Ленинградской победы». Сейчас это День Воинской славы России.
Тонны документальных свидетельств и архивных материалов, художественных произведений и воспоминаний участников тех событий, казалось бы, все меньше оставляют неизвестных страниц в истории этих страшных 900 дней и ночей… Но они все-таки есть. В том числе о «белых пятнах» блокады речь шла на прошедшей в преддверии праздника пресс-конференции, тема которой, на первый взгляд, не предвещала никаких особых сенсаций: «Развитие туристических маршрутов в 47-м регионе, посвященных освобождению Ленинграда от вражеской блокады».
Рождение новых маршрутов
И прежде всего об этих, теперь уже хорошо знакомых не только жителям города и области, но и жителям других регионов, маршрутах говорила, открывая конференцию, директор Музейного агентства Ленинградской области Леся Колесникова. В частности, Леся Анатольевна сказала:
– В последнее время музеи Ленинградской области, непосредственно связанные с темой войны и блокады, можно сказать, вступили в фазу новой истории. Руководство области уделяет много внимания как восстановлению объектов культурного наследия, которые неразрывно связаны с памятью о Великой Отечественной войне и блокаде, так и собственно развитию музеев. Сейчас открывается новая страница в истории музея-диарамы «Прорыв блокады Ленинграда», на территории которого строится новый павильон; там будет помещена не только новая экспозиция, но и создана инфраструктура для приема посетителей, что очень важно.
Восстановлен в ушедшем году после пожара музей Прокофьева в Кобоне. Готовятся большие перемены и в судьбе музея «Невский пятачок» в Дубровке. Буквально накануне этой конференции состоялась встреча председателя комитета по культуре Ленинградской области Евгения Чайковского с председателем совета депутатов Дубровского городского поселения, где шел разговор о перспективах развития музея, о расширении экспозиции, в которой будут представлены интереснейшие, совершенно новые материалы о событиях, проходивших во время боев на этой территории. Огромным достижением является то, что целый ряд музеев Ленинградской области, в первую очередь мемориалы Дороги жизни, получили государственную поддержку и были включены в федеральные туристические маршруты.
Про Пауля и Павла
Интересное будущее и у музеев в других районах Ленинградской области. Это прежде всего музей под Тихвином – музей «Астрача, 1941». Тихвин переходил из рук в руки много раз, и после того, как город был окончательно оккупирован, норма хлеба снизилась до страшного минимума – 125 граммов. Поэтому бои за освобождение этого города носили особо ожесточенный характер, имели решающее значение. Астрачи – деревня, которая постоянно переходила из рук в руки – от советских войск к фашистам. Новая экспозиция музея будет рассказывать о событиях тех лет через судьбу двух мальчиков – Павла и Пауля, которые волею судеб были вовлечены в эти страшные события, став в свои восемь лет нашими разведчиками.
История этих двух мальчишек, сражавшихся за Родину, производит удивительное впечатление на наших сегодняшних подростков, которые обязательно должны приходить в подобные музеи – за уроками мужества и подлинного патриотизма. Это особая и, конечно, главная задача для каждого музея, представляющего прежде всего военно-историческую тематику. О перспективах военно-исторического туризма в нашем регионе говорил на пресс-конференции представитель Центра социальных инициатив Станислав Низов, заметив, что, имея в своем арсенале три тысячи культурно-исторических объектов, Ленинградской области есть что предложить нашим гражданам, интересующимся историей своей страны.
И поскольку из этих трех тысяч в нашем регионе огромное количество объектов, связанных с Великой Отечественной войной, сегодня «можно и нужно говорить о создании новых туристических программ совместно с краеведами, военно-патриотическими клубами, военно-историческими организациями, музейными агентствами, которые дадут новый импульс нашим музеям и предложат жителям Санкт-Петербурга, жителям области и других регионов новые, интересные маршруты и программы».
Точки притяжения для туристов
Нельзя недооценивать то, что делают для сохранения исторической памяти, для возвращения из небытия имен и событий тех далеких лет эти самые общественные организации, настоящие энтузиасты и самодеятельные краеведы. Об этом говорили многие участники конференции, в том числе директор по внешним коммуникациям Автономной некоммерческой организации «Путь к Победе» Кирилл Королев. Итак, как появляются на карте нашей области новые интересные точки притяжения? Как рождаются новые и получают новый импульс уже хорошо знакомые нам музеи?.. Вот только одна история, рассказанная Кириллом Королевым:
– Уже упоминавшийся музей в Кобоне возник по волеизъявлению и при прямом участии энтузиастов, в Кобоне же и проживающих. Конечно, и заслуга, и честь в связи с восстановлением музея принадлежит правительству Ленинградской области, но при этом и при непосредственном участии жителей, которые несколько лет назад решили расчистить акваторию Ладожского канала. Идея была проста: хотели привлечь на это место туристов выходного дня. Подвели драгу, стали расчищать дно, – заметьте, все по своей инициативе! – нашли затонувшую полуторку, точнее, ее останки, подняли ее. Чуть поодаль нашли вторую. Сама собой родилась идея: «А почему бы их не восстановить?!» С этого все и началось.
Из нескольких поднятых со дна Ладоги машин была собрана одна, но полноценная полуторка. Это была их локальная победа. Вошли во вкус. Стали копать дальше. Нашли обломки бомбардировщика «Хенкель», сбитого нашими зенитчиками, но это уже была даже не Кобона, это было ближе к острову Зеленец… В процессе нашли огромное количество разнообразной утвари, которая уходила под лед, порой вместе с их владельцами… И все это вошло в экспозицию восстановленного, а по сути дела, нового музея в Кобоне. То есть он, можно сказать, в том числе создавался силами местных жителей. Наконец, нашли несколько фрагментов силового кабеля, который был проложен в 42-м году. Поначалу не сразу поняли, что это такое и как здесь оказалось, поскольку о том, что в 42-м году по дну Ладожского озера был проложен электрический кабель, ничего не было известно. Все было страшно засекречено. Впрочем, об этом гораздо больше и лучше расскажет Татьяна Никодимовна…
«Пять нитей жизни»
Татьяна Никодимовна Косоурова – искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, дочь легендарного человека – Никодима Сергеевича Туманова, под руководством которого в августе-сентябре 1942 года по дну Ладоги было проложено пять электрических кабелей, связавших осажденный город с Волховской ГЭС и давших блокадному городу свет. Аналогов этой уникальной операции в мире нет, автором этого невероятного проекта и стал Н.С. Туманов, бывший в то время главным инженером 35-киловольтного района Ленинградской кабельной сети Лен­энерго.
Когда 7 августа 1942 года Военный Совет Ленинградского фронта принял решение «О прокладке кабеля через Ладожское озеро», Н.С. Туманов был назначен заместителем начальника по прокладке кабеля на Ладоге. Имя этого человека долгие десятилетия после войны было строго засекречено. Самое интересное, он практически всю войну вел дневник, в котором тщательно фиксировал все этапы подготовки и осуществления этого проекта, сохранил чертежи и схемы, – правда, прочитать их мог только сам автор. Все эти уникальные документы и легли в основу книги, последнюю точку в которой Туманов поставил в 1973 году, в надежде ее издать. Долгие 16 лет он безрезультатно ходил по кабинетам издателей и чиновников. Но гриф «секретно» с этой страницы блокады снят не был, и в напечатанном виде автор ее не увидел. Дело отца продолжила его дочь Татьяна, и в конце прошлого года книга под названием «Ладога. Пять нитей жизни» наконец-то увидела свет. Распечатана еще одна неизвестная страница вой­ны и блокады. Рассказывает Т.Н. Косоурова (Туманова).
– Для начала я хотела бы сказать о том, что происходило с электричеством в то время в Ленинграде, когда впервые жители ощутили на себе энергетическую блокаду. Всем известно, что круг блокады замкнулся 8 сентября 1941 года, а вот энергетическая блокада в полной мере стала ощущаться в декабре. В декабре встали первые трамваи, погас свет в квартирах. Работали только заводы, выполняющие военные заказы, административные учреждения и хлебозаводы. Еще немного, и жизнь в городе остановилась бы вовсе. И летом, когда начали искать пути решения проблемы и все возможные проекты, вспомнили, что был уже опыт проведения подводных кабельных работ по дну Финского залива – кабель тянули от Кронштадта до Ленинграда. Этими работами руководил мой отец, один из немногих специалистов, имеющий опыт проведения подводных кабельных работ.
И вот в максимально сжатые сроки, за 48 дней, начиная с августа и по сентябрь, был разработан и воплощен проект, который на тот момент, да и по сей день, не имеет аналогов в мире. 23 сентября 1942 года блокадный Ленинград получил первую порцию света. Вначале решено было проложить четыре нитки кабеля по дну Ладожского озера. Расстояние было 23 километра, и одной ниткой кабеля невозможно было выполнить такую работу. Поэтому кабель резали на куски, соединяли специальными муфтами, каждая из которых весила 230 килограммов. Женщины, которые были заняты в этих работах, – их привезли из блокадного Ленинграда, более ста человек, – из разных военных заводов собрали, буквально на руках переносили этот кабель на баржи, чтобы затем водолазы укладывали его с муфтами на дно Ладоги. В процессе работ выяснилось, что вместо четырех ниток можно протянуть пять ниток кабеля, что повышало энергоемкость всей конструкции.
Как все это происходило? Работы проводились только глубокой ночью. Ладога в те дни напоминала мишень, по которой беспрестанно бил враг. А эти бесстрашные люди – кабельщики, водолазы, моряки, рабочие-добровольцы – были мишенями. Жили они прямо на льду, в палатках, ведь когда работы по проводке кабеля закончились, он нуждался в постоянном наблюдении, т.к. мог порваться, потребовать ремонта. Мужчинам выдавали такие специальные зеркальца, чтобы смотреться в них и не допускать обморожения лица. Вот такие детали этой смертельно опасной и столь необходимой городу секретной операции…
…Самое тяжелое время и для участников этой операции, и для города – это был декабрь 1942 года, когда свет подавался только по одной нитке кабеля. А в любую минуту эта нитка могла дать сбой, и город опять бы остался без света. Но, слава Богу, этого не произошло! И в декабре того же, 1942 года снабжение Ленинграда электроэнергией увеличилось в четыре раза! А это означало, что фабрики и заводы стали выпускать все больше боеприпасов, которые били по врагу, что свет пришел в родильные дома (в блокаду ведь тоже рождались дети!), и в Эрмитаж, и в холодные, но живые ленинградские квартиры. Свет пришел, и ледяной мрак начал отступать, потому что с блокадной ночью сражались хранители света…
P.S. Несколько интересных исторических цифр: 104 километра кабеля было проложено по земле, и почти 23 километра – по дну Ладожского озера. Количество подводных соединительных муфт – 243. Линия включена 23.09.1942 г., все работы выполнены за 48 суток. Было произведено 65 ремонтов, дополнительно это 145 муфт и 8  км кабеля. Кабельная линия могла передавать через Ладожское озеро в осажденный Ленинград от 14 до 18 тысяч кВ электроэнергии. 25 августа 1944 года кабель был поднят со дна Ладожского озера и использован на восстановительных работах в Ленинграде, Колпино и на Волховстрое. Жители города ходили по Невскому проспекту, не подозревая, что под ним проложен тот самый кабель, который был одной из пяти «нитей жизни», давший свет блокадному Ленинграду.
Подготовила Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code