«Однозвучно гремит колокольчик…»

Обычай ездить на тройках с колокольчиками и бубенцами распространился в России с конца XVIII до начала XX века. Появились тройки в связи с потребностями почтовой службы. Почтовым и курьерским экипажам нужен был сигнальный инструмент, который бы заблаговременно извещал об их прибытии на почтовую станцию для смены лошадей и заставлял уступать дорогу мчащейся тройке.
«Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…»
А. Пушкин
Когда и кому на Руси пришла идея повесить на дугу конской упряжи литой крикливый колокольчик, доподлинно неизвестно. А произошло это в 70-е годы XVIII века. И полюбился звон колокольчика и ямщикам, и ездокам. Сплошной колокольный звон, как оркестр, слышался на улицах. Правил движения фактически не было. И не понять: почтовый курьер ли мчится или веселый барин решил прокатиться со звоном. Выход нашелся. В 1836 году Сенат специальным указом запретил использование поддужных колокольчиков частным лицам.
А ведь тройка с поддужными колокольчиками – чисто русское явление. В странах Западной Европы использовался почтовый рожок. Но он не привился на русской земле. Звон колокольчиков лихой тройки оказался сродни характеру русского человека и лучше всего выражал русскую удаль и волю. И нашелся изобретатель-умелец! Появился колокольчик, один или несколько, которые крепились на дуге коренника. Звон его был слышен на расстоянии двух и более вёрст.
«Звенит под дугой колокольчик,
Полозья кибитки скрипят,
И ноет, болит моё сердце,
И слёзы туманят мой взгляд…»
А. Плещеев
Приятный звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды по российским просторам, которое растягивалось иногда на несколько дней. Звон поддужного колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Считалось, что благодатный его звон отгоняет нечистую силу. Изготовление колокольчиков носило кустарный характер. Было много мелких предприятий, опыт по изготовлению передавался от мастера к ученику и держался в секрете. Ведь колокольчики были миниатюрной копией больших церковных. Родиной нового промысла стал г. Валдай Новгородской губернии.
Хороший звон – основное достоинство поддужных колокольчиков. Качество звона зависело от формы, профиля, размеров, материала сплава и режимов литья. По мелодии звона можно было определить хозяина экипажа и даже узнать имя мастера.
А ведь раньше, с глубокой древности, существовали пастушьи колокольчики. На Руси их называли боталами или клёпалами. Изготавливали их вручную, в кузнице. Они подвешивались на шею скоту и исполняли сигнальную и магическую функции. Замечено, что волки, медведи и другие звери боятся глухого, неприятного звука. А именно такой издавало ботало, благодаря особой конструкции и специальному материалу. Вот из этих пастушьих колокольчиков и родились знаменитые ямщицкие, уже с мелодичным звоном.
Возвращаясь к государственному запрету в части применения поддужных колокольчиков для обычных ездоков, нужно отметить, что выход был найден. С 30-х годов XIX века на шеи всех трех лошадок тройки стали одевать кожаные ошейники (арканы) с закрепленными бубенцами. Бубенчик – это полый глухой шар с надрезом и отверстием. Изготавливался он из бронзы или латуни литьем или штамповкой. Внутри бубенца помещалась металлическая дробина. Такая конструкция не позволяла издавать очень громкий звук. Он был слабее, чем у поддужного колокольчика, но не уступал по красоте и мелодичности. Бубенцы крепились на ошейнике в количестве 7, 9, 11 штук.
«Слышу звон бубенцов издалёка –
Это тройки знакомый разбег.
А вокруг расстелился широко
Белым саваном искристый снег».
А. Кусиков
Они были разными по размеру, специально подбирались по тону звука и обеспечивали необычайно красивое звучание при движении тройки лошадей. Конечно, сигнальную роль они выполняли, но не перебивали звон колокольчиков, а больше услаждали слух ездоков. Редко использовались чугунные бубенцы. Они были дешевле и «пели» рокочущим голосом. За это прозвали их «воркунами».
Когда государственный запрет был отменён, на тройках применялись и поддужные колокольчики и бубенцы. Совместное их звучание создавало веселое, радостное настроение! Этот звон был совершенно неповторим и был подобен какому-то «небесному оркестру»!
Ушла в историю гужевая езда. Но если вдруг вам представится возможность подержать в руках старинные поддужные колокольчики или бубенцы, закройте глаза и увидите заснеженные русские просторы и лихую тройку с заливистыми бубенцами, о которой писал поэт И.С. Никитин:
«Вот за горкой крутой
Колокольчик запел,
На горе призатих,
Под горой прозвенел.
Прозвенел по селу,
В чистом поле поёт.
На широкий простор
Душу-сердце зовет».
Леонид СОКОЛОВ, участник салона «Исток», пос. им. Морозова
P.S. С коллекцией колокольчиков XIX века для троек можно ознакомиться в музее ФГУП «Завод имени Морозова».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code