Из Романовки – в Олимпийскую сборную

14 сентября в Эглебетт-ле-Лак (Франция) завершился чемпионат мира по академической гребле. На этом чемпионате российская сборная завоевала 4 олимпийских лицензии – то есть 4 «путёвки» на Олимпиаду 2016 года в Рио-де-Жанейро. Одну из лицензий вручили восьмёрке под руководством Александра Кулеша. Он родился, вырос и проживает в посёлке Романовка нашего района.
Открываем Википедию и читаем: «Кулеш Александр Владимирович (14 февраля 1983 года) – российский гребец. Вице-чемпион мира среди юниоров 2001 года (…) Вице-чемпион Европы 2008 и 2014 годов в соревнованиях восьмёрок. В 2015 году на чемпионате Европы стал бронзовым призёром в соревнованиях восьмёрок».
Необычным для Всеволожского района видом спорта занимается Александр. В академической гребле спортсмены находятся в лодках и гребут спиной вперёд. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. Особая, можно сказать, романтическая обстановка сопровождает их – вода, солнце, легкий ветерок и на фоне этого – движение всех мышц. Говорят, что гребля – один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует около 95% мышц всего тела. У гребцов наблюдаются отличные данные по спирометрии. (Спирометрия – измерение количества воздуха, перемещаемого дыхательным аппаратом человека). Это, как правило, люди высокого роста, кроме того, чтобы соблюдать длину гребка, у спортсмена должны быть ноги и руки определённой длины. Воистину атлетическое телосложение! Греблю часто называют «требовательным» видом спорта. В нём от каждого спортсмена требуется большая отдача. Допустим, в лодке 8 человек, и все они должны совершать взмахи одновременно, как единый механизм, независимо от того, что у каждого – своя энергетика и разные физические возможности. В такой команде спортсмены должны уметь хорошо владеть собой. Занятия академической греблей дисциплинируют психику…
В России первый яхт-клуб «Невский флот» основал ещё Пётр Первый в 1718 году. В XIX веке греблей как спортом занимались исключительно аристократы. Во время советской власти, когда доступ в яхт-клубы стал доступным для простого народа, академическая гребля пережила настоящий бум. Особенно сильный интерес возник в послевоенные годы, когда в города хлынули выходцы из деревни, имеющие прекрасную физическую форму и работоспособность. Гребцы из СССР занимали ведущие места на крупнейших мировых соревнованиях. Но с 1980 года наши достижения пошли на убыль. Последний олимпийский успех – золотая медаль мужской четвёрки на Олимпиаде в Афинах в 2004 году. После этого в Пекине в 2008 году и в Лондоне в 2012 году российские гребцы даже не выходили в финал. Чтобы исправить положение, в 2013 году Федерация гребного спорта России подписала контракт с одним из лучших тренеров в мире. Это англичанин Майк Спраклен. Он много лет работал с гребцами разных стран. Его воспитанники завоевали 12 олимпийских медалей и не раз выигрывали чемпионаты мира. Сейчас Майку Спраклену 78 лет, тренировки российской сборной он проводит на английском языке, но спортсмены понимают его, тем более что почти все члены нашей сборной имеют высшее образование.
Александр Кулеш – третий ребёнок в семье. Прекрасные физические данные ему достались от родителей. Все в этой семье высокие и статные – и родители, и дети. Но никто не увлёкся спортом, кроме Александра. Зато ему быстро удалось достичь высоких результатов. До Олимпиады в Рио-де-Жанейро осталось меньше года, и А. Кулеш большую часть времени проводит на сборах. Нашему корреспонденту удалось с ним встретиться в октябре, когда спортсмена отпустили домой на кратковременный отдых.
– Александр, как получилось, что человек из совершенно сухопутной местности увлёкся гонками на воде?
– Я сначала занимался другим видом спорта – футболом. С 6 лет тренировался в Романовке под руководством Анатолия Юрьевича Бурова. Когда мне исполнилось 13 лет, Анатолий Юрьевич посоветовал мне и ещё двум моим товарищам из Романовки съездить на просмотр в «Зенит». Мы успешно прошли отбор. Стали обучаться в Санкт-Петербурге, ездили туда каждый день на автобусе. Однажды в школу пришёл тренер по академической гребле – Анатолий Вениаминович Славин. Он хотел среди баскетболистов отобрать детей для академической гребли, потому что в гребле нужны высокие ребята. А баскетболисты обучались в нашей школе, и я как раз стоял вместе с ними в столовой. Славин увидел нас и пригласил посмотреть его клуб «Знамя». Мы согласились – нас тогда радовала любая возможность сбежать с уроков. Пришли, посмотрели, пообещали приехать на тренировку в субботу и, конечно же, не поехали. Но Славин оказался настойчивым. Он разыскал меня, специально для этого приехал из Санкт-Петербурга в Романовку, познакомился с родителями, пообещал, что сделает из меня чемпиона.
– Как к этому отнеслись родители?
– Родные поддержали. И они всегда радовались моим успехам.
– Сколько вам было лет?
– Когда стал заниматься греблей – 14 лет.
– И с этого времени вы стали жить самостоятельно?
– Да. В школе олимпийского резерва есть общежитие. Нас там кормили, одевали, для родителей не было больших расходов.
– Вам сразу же понравилась гребля?
– Футбол мне тоже очень нравится. Хотя эти виды спорта совсем разные. Футбол – игровой вид спорта, а гребля – циклический. Я до сих пор играю в футбольной команде за Романовку, хотя сейчас всё реже, так как меньше здесь бываю… А в гребле мы сразу стали выигрывать. Я пришёл в 1998 году, а в 2001 уже занял второе место на чемпионате мира среди юношей в Германии.
– Славин вас тренирует до сих пор?
– Славин вёл меня год-два. Потом уехал в Германию. Я перешёл к Олегу Григорьевичу Меньшуткину. С ним в 2002 году поехал на чемпионат мира среди юношей и завоевал второе и третье места. Потом в 2002–2003–2004 годах проходили юниорские чемпионаты мира для спортсменов от 18 до 22 лет. На этих чемпионатах у меня были 4–5–6-е места. А с 2005 года я состою в мужской сборной России. Хотя я попал в мужской спорт ещё в 2002 году, но в тот же год сломал ключицу, как раз в Романовке на футболе… В 2005 году в составе мужской сборной в финале на чемпионате мира занял 6-е место. В 2007 году – 5 место. В 2008 году мы стали серебряными призёрами чемпионата Европы. Потом, с 2009 по 2014 год, был небольшой провал – в нашем виде спорта проходила реформа, менялось руководство, менялись правила. Мы по-прежнему участвовали в чемпионатах мира, но занимали двадцатые места.
– Вы выступали то в четвёрке, то в восьмёрке…
– Мы иногда меняемся. В двойке выступать легче всего, в четвёрке сложнее, в восьмёрке ещё сложнее. Чем больше народу, тем скататься тяжелее.
– На Олимпиаде вы будете выступать в восьмёрке. Почему пресса вас называет лидером команды?
– Я загребной. Загребной в команде считается ведущим.
– Кто сейчас вас тренирует?
– Старший тренер – Майк Спраклен. Но у каждого из команды есть свой личный тренер. Мой личный тренер – Владимир Владимирович Володенков. Он ещё молод, сам закончил выступать только в 2011 году. До этого мы вместе с ним занимались в одной команде.
– Майк Спраклен вас сильно гоняет?
– Да, у него очень серьёзные тренировки, но и результат сразу видно. В 2014 году – второе место на чемпионате Европы. В этом, 2015 году на Европе завоевали бронзовую медаль.
– В Интернете пишут, что в прошлом году на финальном заезде в Белграде вы только 1 секунду уступили олимпийским чемпионам 2012 года – сборной Германии и завоевали серебряные медали чемпионата Европы. А на чемпионатах России вы постоянно на первых местах?
– В 2015 году на чемпионате России первое место заняли в 13-й или в 14-й раз. Я специально не считал.
– Вы окончили специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва по водным видам спорта. И высшее образование успели получить?
– Окончил Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет. Специальность: инженер по транспортировке леса. Но спорт мне ближе.
– Какие эмоции вы испытали, когда получили лицензию на Олимпийские игры?
– На самом деле во Франции мы рассчитывали на большее – на бронзовую медаль чемпионата мира. А нас неожиданно обогнали команды, с которыми по ходу сезона мы легко справлялись.
– То есть эйфории не было?
– На самом деле страсти только начинаются. Лицензию взяла команда, эта лицензия не именная. Команда точно поедет на Олимпиаду, но в ней могут поменять одного-двух человек, а могут никого не менять. Если будешь слабый, то тебя поменяют.
– Как проходят ваши тренировки?
– В 6.40 встаём, в 7.30 – первая тренировка. Потом даётся полтора часа на отдых, где-то до 9.00. Потом второй завтрак. (Первый завтрак у нас рано утром, и по желанию). Вторая тренировка начинается в 11.00 и проходит где-то до 13.00. Потом обед, мы отдыхаем, и в 15.00–16.00 – третья тренировка. Она также длится два часа.
– Питание у вас какое-то особое?
– Калории нам рассчитывают, но жёсткой диеты нет.
– Если не секрет, где будет готовиться олимпийская сборная?
– Мы сейчас на пару недель уезжаем на Валдай – там у нас постоянная база. Она находится на частной базе отдыха «Северное сияние». Неплохие условия. Но уже холодно. С ноября переберёмся в Схинью (Греция). Прошлый год мы почти весь провели в Италии, и этот год, наверное, тоже.
– Какая красивая жизнь! Расскажите какой-нибудь интересный случай из ваших тренировок.
– Интересного происходит много… Например, встреча с лебедями. Они иногда нападают на гребцов. В Швейцарии, в Литве на озёрах лебеди живут семьями. И самцы защищают свою территорию. Могут во время гонки выскочить и погнаться за лодками. Бывает, что гонки из-за этого останавливаются. Ничего страшного, но забавно.
– Много времени проведя в Италии, в Греции, побывав в Рио-де-Жанейро на Олимпиаде, вы, наверное, захотите уехать из Романовки? В Санкт-Петербург, например?
– Дом – самое лучшее место, и никакие Италии, Греции не сравнятся. Здесь меня ждут жена, маленькая дочка. Я недавно купил квартиру в Романовке. Если бы хотел переехать, наверное, купил бы её в другом месте. В Романовке люди за меня болеют, на улице здороваются, спрашивают про успехи, приглашают на муниципальные праздники. А в районе про меня, наверное, не знают? (Улыбается)… Меня никогда не приглашали во Всеволожский спорткомитет.
– Наверное, потому, что вы на соревнованиях представляете Санкт-Петербург, а не область, и вас считают питерским спортсменом?
– Но родился я в области, здесь мне привили любовь к спорту, и я останусь жить здесь…
В различных интервью старший тренер российской сборной Майк Спраклен неоднократно высказывал, что его удивляет, какие высокие нагрузки могут выдержать русские спортсмены. «Физическим данным российской сборной завидует полмира, – говорил он. – Качество спортсменов и их подход к тренировкам говорят о том, что они вполне способны выиграть на Олимпиаде золотую медаль». Даже если не золотую, но выйти в призовые места они на этот раз рассчитывают.
Пожелаем же удачи нашему земляку – представителю олимпийской сборной России! В академической гребле в таких случаях обычно говорят: «Лёгкой воды!»
Людмила ОДНОБОКОВА
Фото Антона ЛЯПИНА и из архива Александра Кулеша

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code