«Да здравствует солнце, да скроется тьма»

13 ноября – Международный день слепых. Всемирная дата, призванная привлечь наше внимание к людям, навсегда потерявшим зрение и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И дань памяти человеку, который еще в юности проникся проблемами незрячих людей. Звали этого человека Валентин Гаюи, он родился 13 ноября в семье простого пикардийского ткача, сумел получить отличное образование и на свои личные средства в своем собственном доме открыл школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Это было первое в мире учебное заведение для слепых детей.
Сейчас на земном шаре проживает почти 125 миллионов человек, частично или полностью лишенных зрения, вынужденных ощущать мир лишь кончиками пальцев. Но среди них – выдающиеся музыканты и спортсмены, художники и даже скульпторы. Мир восхищается работами художника Джона Брамблитта и музыканта Стива Уандера. И рядом с нами есть талантливые люди, сумевшие доказать и себе, и всем нам, что тьма всегда отступает перед светом. Если в тебе есть свет – тьму можно победить. О таком человеке наш сегодняшний рассказ.
«Меня накрыла бездна»
Все произошло мгновенно и неожиданно. Так часто бывает – не думаешь не гадаешь, и оказываешься в ситуации, которая еще вчера казалась невозможной. Секунды, и нетрезвый мужик, как сосиска, болтающийся на поручне троллейбуса (ей еще показалось смешным это сравнение), спящий, как лошадь, стоя, вдруг с диким криком: «Дайте выйти!» – рванул к выходу, сбив Зою на ходу и буквально катапультировав ее из троллейбуса. И вот она уже лежит, распластавшись, как лягушка, на тротуаре, – в затылке невыносимая боль и крики прохожих: «Женщину сбили! «Скорую»! «Скорую»!»
В травмпункте ей вкололи какое-то обез­боливающее, строго-настрого наказали, не теряя времени, обратиться в поликлинику, поскольку сотрясение мозга – это серьезно. А вечером, преодолевая тошноту и головокружение, она все-таки вышла на сцену своего любимого Ленкома… Сыграла свою роль, и… очнулась в больнице. Тем не менее, казалось, что все обошлось. Случайное падение аукнулось года через два или три: она вдруг стала замечать, что временами на нее накатывает какая-то пелена, и солнечный свет меркнет в глазах, даже ближние предметы теряют очертания. Первое, о чем спросил пожилой офтальмолог, когда она рассказала ему о своих проблемах со зрением: «Были ли у вас, Зоя Дмитриевна, сильные ушибы головы?» И она сразу вспомнила и того пьяного мужика в троллейбусе, и свое падение на асфальт, и тяжелое сотрясение…
Вердикт врачей был более чем серьезен: «Частичное отслоение сетчатки. Ситуация серьезная; возможно, необратимая, но надежда есть. Не будем вас обманывать: шансов на полное восстановление зрения нет, необходимо сохранить хотя бы остатки». И она держалась за эту ниточку надежды до последнего: шесть операций в течение короткого отрезка времени. Одна мысль: видеть, видеть! Играть в театре, остаться в профессии, которой она посвятила сорок лет. Но… тьма накрывала ее день за днем. Таяли, как во сне, очертания родного города, лица друзей и близких расплывались даже на расстоянии вытянутой руки. Она знакомилась с миром заново, училась распознавать знакомые предметы кончиками пальцев, по памяти передвигалась без посторонней помощи с детства знакомыми маршрутами… Но сцена, театр – самое главное дело ее жизни, все это пришлось оставить. Спустя почти 20 лет после этих событий Зоя Дмитриевна Соколова признается:
– Меня в буквальном смысле слова накрыла бездна. Я по природе своей не истерик, скорее оптимист, а оптимисты, как известно, крутят землю, но тут я была не в силах ничего изменить! Это было полное отчаяние! Когда нечем и, кажется, незачем жить, когда буквально нечем дышать! И хотя меня изо всех сил поддерживали близкие – сын, мои друзья-актеры, но вы ведь знаете, что 80% информации об окружающем мире человек получает через зрение. Попробуйте представить себе этот полный отчаяния мрак, мое неумение жить в этом мире без света, постоянное преодоление всего, в том числе приходилось заново учиться каким-то бытовым вещам, столь необходимым по жизни. А еще – читать, писать, передвигаться по городу, потому что зрение неуклонно падало. Сын подарил мне какую-то специальную подзорную трубу, купленную в спортивном магазине, знаете – такую, на один глаз, я пошла учиться в реабилитационный центр для незрячих на улице Джамбула… И тут – точно не помню кто, но кто-то из моих подруг-актрис сказал: есть работа в Доме культуры им. Шелгунова. Это Дом культуры, где в десятках кружках занимаются незрячие люди из города и области. Это их, можно сказать, духовная Мекка. Есть предложение создать театр-студию, нужен режиссер. Я было возразила: «Я актриса! Какой из меня режиссер?!» Но подумала-подумала и согласилась. И началась моя вторая жизнь, полная постоянного преодоления, творческих поисков, находок и даже побед.
– И, положа руку на сердце, – завершает свой монолог художественный руководитель театра «Слово» Центра культурно-спортивной реабилитации инвалидов по зрению региональной организации ВОС Санкт-Петербурга и Ленинградской области (нам привычнее ДК имени Шелгунова) Зоя Дмитриевна Соколова, – я не знаю, какая из этих моих жизней интереснее и ярче: та, где я была актрисой замечательного театра, или эта, где я работаю с незрячими людьми и изо дня в день вижу явление чуда. Это чудо преодоления порой безвыходной ситуации, преображения человеческой души и рождения таланта. И себя я ощущаю совершенно полноценным человеком, хотя у меня теперь видит только один глаз, и то чуть-чуть, но я научилась жить в этом мире, видеть и чувствовать вещи, невидимые зрению. Хожу со своей подзорной трубой на выставки, встречаюсь с подругами, передвигаюсь по городу без посторонней помощи. А самое главное – я радуюсь всему, даже самой малости так, как только может радоваться человек, которому жизнь подарила второй шанс. Это, можно сказать, мое второе рождение. Совершенно в ином качестве и в других обстоятельствах.
«Она была актрисою»…
И все-таки надо обязательно сказать о той самой первой жизни, где она была актрисой. Хотя, наверное, это несправедливо. Ведь бывших актрис не бывает. И это точно не о Зое Соколовой. Когда она поступала в Ленинградский театральный институт, то Валентина Александровна Короткевич, художественный руководитель студии Ленинградского Дворца пионеров и мама знаменитой впоследствии народной артистки РСФСР Галины Короткевич, так и сказала: «Ну и что, что сто человек на место? Ты обязательно поступишь! Потому что ты – уже актриса! Самая настоящая!»
Это был 1948 год. В прошлом – война, блокада, эвакуация. Детский дом в городке со смешным названием – Мышкин, где она была примой и звездой первой величины. Пела, танцевала, читала стихи и могла сыграть хоть Бабу-ягу на школьном утреннике, или так спеть знаменитый «Синий платочек» в госпитале, что раненые только и ждали прихода «нашей Заиньки»…
Училась она на одном курсе с Игорем Горбачевым, который – и это мало кому известно – свою знаменитую постановку «Ревизора» осуществил еще будучи студентом, и тайком возил спектакль по городам. Эти редкие неофициальные гастроли давали возможность элементарно выжить студентам. На роль жены городничего он пригласил свою однокурсницу Зою Соколову. Они дружили с народным артистом СССР Игорем Олеговичем Горбачевым до последних его дней. Так же, как и с народным артистом России, режиссером Александром Аркадьевичем Белинским, который на одну из своих первых постановок, в спектакль «В старой Москве», пригласил на главную роль – девушки Ксении – молоденькую и никому не известную Зою Соколову. Пела в этом музыкальном спектакле Зоя Дмитриевна сама.
Она с нежностью и с грустью вспоминает своих вчерашних партнеров по сцене, называя их по именам: Саша, Игореша… Уважительно: «Николай Николаевич» – это о народном артисте СССР Трофимове, с которым ей посчастливилось два театральных сезона поработать на одной сцене.
– Театр имени Ленинского комсомола, работа в составе труппы, которой руководил гениальный режиссер Геннадий Опорков, – говорит Зоя Дмитриевна, – это тот счастливый лотерейный билет, такой подарок в моей артистической судьбе! 17 сезонов я играла одну из заглавных ролей в культовом спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Володина, где в главной роли блистала Лариса Малеванная, а я играла судью. Это передо мной проходила череда человеческих судеб, жизненных, порой трагических встреч и расставаний. Менялись, старея, исполнители главных ролей, а я все судила и судила… А еще был «Один год» по Юрию Герману и «Как закалялась сталь» по Островскому, и 15 сезонов в главной роли Юльки. Недавно посчитала – в Ленкоме у меня было 55 премьер! Разные роли, разного масштаба, но для актрисы это немало. Так что я считаю, что актерская судьба у меня сложилась.
«Проверяю Пушкиным»
Она до сих пор дружит с теми, с кем выходила 40 и 30 лет назад на сцену Театра имени Ленинского комсомола (ныне Театр «Балтийский дом»). И на премьерах ее постановок в ДК им. Шелгунова постоянно можно увидеть народную артистку России Ларису Малеванную и Татьяну Пилецкую, легенду театра и отечественного кинематографа. Заходит Леонид Мозговой, любимый актер культового режиссера Александра Сокурова и актер Олег Пальмов. Актриса БДТ Татьяна Тарасова и многие другие. Приходят они на премьеры небольшого театра-студии «Слово» не только для того, чтобы поддержать близкого человека, но прежде всего потому, что все, что делает Зоя Дмитриевна со своим удивительным коллективом, по-настоящему талантливо и неповторимо. Десятки спектаклей, исполненных в форме литературно-музыкальных композиций, или с пояснением «по мотивам», поставленных за эти 17 лет, давно заслужили признание коллег и стали лауреатами различных творческих конкурсов.
– Многие, кто впервые приходят к нам на наши премьеры, – рассказывает З.Д. Соколова, – зачастую даже не верят, что все это на сцене делают незрячие люди. Порой тотально слепые! Наша звезда, лауреат в том числе международных конкурсов, Зоя Балан потеряла зрение в 25 лет. Она актриса с большой буквы. И когда она выходит на сцену в роли чеховской Попрыгуньи – на сцене из декораций только два стула – и начинается таинство перевоплощения, никто не верит, что она абсолютно ничего не видит! Такой ясный и чистый взгляд, такая уверенность на сцене! Весь прошлый сезон мы репетировали «Жизнь артиста» по пьесам А.Н. Островского: «Лес», «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». Показали мы эту премьеру в день моего юбилея, было в октябре, и в зале яблоку негде было упасть. Это был лучший подарок в моей жизни! Сейчас мы ставим «Тамбовскую казначейшу» по Лермонтову. И это бенефис замечательного Олега Зинченко. Он играет у нас уже два сезона и работает директором музея нашего. У него два высших образования – исторический и экономический факультеты РГПУ имени Герцена и минус 22 по зрению. Удивительного таланта человек! С потрясающим чувством юмора. Еще он играет у нас в «Дуэли».
А начинали мы знаете с чего? С Пушкина! Наш первый спектакль – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Это такой спектакль получился! Сделали золотую рыбку, сети из дома кто-то принес, я корону из театра и кое-какие костюмы, а так все сами! Все декорации, все костюмы сочиняли! Олег Борисович Семкичев, которого, к сожалению, не стало в ноябре прошлого года, наш ведущий актер, самая настоящая звезда нашего театра, он вел весь спектакль от автора, – это такая потеря для нас…
Но есть и приобретения. Нынче пришли молодые девушки, часто приходят студенты специальных факультетов университета имени Герцена, просто приходят уже возрастные люди: «Здравствуйте! Хочу играть в вашем театре!» Я никому не говорю «нет!» Я всех проверяю Пушкиным. Его словом. Прошу хоть что-то прочитать Александра Сергеевича, хоть из школьной программы. И после первого четверостишия мне уже ясно, как человек воспринимает Слово, как его чувствует. Понятно, что из этого человека можно что-то лепить. Порой это бывает легко, порой трудно, но безнадежных людей нет. Все способны к творчеству. И я всегда стараюсь в человека вселить уверенность: «Ты это можешь, у тебя получится! Это твое, поверь!»
И вдруг человек так раскрывается, что я и сама удивляюсь, как хорошо он это делает. И я вижу, как их лечит театр и творчество. Когда занимаешься творчеством, вся эта мелочь бытия куда-то уходит. И я сама вылечилась работой в этом театре, где незрячие люди дают столько света, столько тепла, что наступает прозрение. У меня точно случилась новая, яркая, полноценная жизнь, где я встретила не просто единомышленников,.. а это мои друзья, которые меня понимают и я их понимаю. И возникает Любовь. Любовь к Слову, а от слова идет любовь к людям. Мы постигаем здесь, в театре «Слово», эту удивительную взаимосвязь. Вот послушайте, как после этих строк можно не любить мир? И Зоя Дмитриевна со вкусом, замечательно интонируя, красивым поставленным голосом читает всемирно известные строки Александра Сергеевича, где есть такие строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»
Татьяна ТРУБАЧЕВА
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code