Высокая миссия образования

В Ленинградской области сложилась замечательная традиция: ежегодно к 1 сентября каждый первоклассник получает персональный подарок от губернатора нашей области – как правило, это специально подобранный комплект учебников и пособий, в которых представлено все самое интересное из истории и современности нашего региона.
В этом году 15 586 первоклашек получили от главы региона символичный набор: книгу «Бабочка над заливом» с приложением занимательной карты Ленинградской области и «Азбуку безопасной и здоровой жизни». В комплект вошло также занимательное пособие для обучающихся начальных классов «Где родился, там и пригодился» с вкладышем «Мой безопасный путь в школу» и книга «К ним в детство ворвалась война. Детям Ленинградской области об их сверстниках в годы Великой Отечественной войны 1941–1945». И хотя многие из тех, кто сегодня пошел «первый раз в первый класс», еще не умеют читать, и книги подарены, что называется, «на вырост»… пройдет время, и они обязательно их прочтут и откроют для себя такие простые истины, почему же все-таки «мы победили в немилосердной той войне», и с чего начинается Родина, и чем ты можешь гордиться, и как ей можешь послужить, когда вырастешь…
Об этом в том числе, то есть о высокой миссии образования, беседовала наш корреспондент с председателем комитета общего и профессионального образования Ленинградской области – доктором педагогических наук, профессором С.В. ТАРАСОВЫМ после встречи с педагогическим коллективом и общественностью Всеволожского района.
«Главное: чтобы ребенку было хорошо!»
КОРР. Сергей Валентинович, мы стоим с вами у входа в одну из лучших школ нашего района – у Всеволожской школы № 6. Вам не хочется 1 сентября войти в класс и начать урок, как это было почти 30 лет назад? Вы же начинали свой педагогический путь как учитель истории в самой обыкновенной школе, а диссертации, звания и должности – это все пришло потом.
С. ТАРАСОВ. Да, и поэтому для меня 1 сентября всегда какой-то особенный, очень волнительный день, потому что с этим звонком, как и для тысяч наших педагогов, учителей и учеников, начинается очередной новый этап жизни. Точно так же, как и для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, – для всей этой огромной армии с 1 сентября начинается новый этап воспитательного процесса. Это всегда новые надежды, планы, перспективы. Кстати, в этом году мы в первые классы приняли на 1157 малышей больше, чем в прошлом учебном году. Это хороший знак.
Должен сказать, что у нас очень много интересных планов и проектов. И, наверное, основной их смысл заключается в том, чтобы прежде всего сделать систему нашего образования – всю! – и школу, и детский сад такой… дружественной и по-семейному теплой по отношению к ребенку. Чтобы ему было там хорошо! Чтобы он бегом бежал в школу, детский сад и радовался.
КОРР. Сергей Валентинович, а неужели как-то иначе должно быть?
С. ТАРАСОВ. Конечно же, нет, не должно! Но чтобы было именно так, как мы с вами считаем, надо много чего сделать и в самой школе, и в семье. Многое преодолеть и создать заново. Вот сегодня мы обсуждали вопросы качества образования… Тема очень непростая, с точки зрения профессионального подхода. Много существует моментов и нюансов, с учетом которых приходится планировать весь процесс образования.
КОРР. А можно чуть поподробнее о планах и проектах?
С. ТАРАСОВ. Прежде всего я хочу отметить, что в целом в этом году были сделаны колоссальные вложения в систему образования! Достаточно сказать, что консолидированный бюджет по отрасли «Образование» на 2015 год составил 30,8 миллиарда рублей. Только на укрепление материальной базы была выделена тоже рекордная сумма – 2,5 миллиарда. А в следующем, 2016 году эта сумма будет увеличена. Назову еще несколько цифр: до конца года планируется сдать 22 дошкольных детских учреждения, а это более четырех тысяч новых мест в детских садах. Также до конца года в области будет построено четыре новых школы, в том числе одна из них по программе «Социальные объекты в обмен на налоги» – наша «региональная придумка», точнее, придумка губернатора. Это будет школа в поселке Кудрово Всеволожского района – самая большая и современная в нашем регионе: на 1600 мест, оснащенная по последнему слову техники, с бассейном, великолепным спортивным залом и двумя стадионами. В комплексе со школой строится и дошкольное учреждение на 200 мест.
В целом по Ленинградской области дошкольным образованием от трех до семи лет охвачено почти 98% детей. Это тоже один из лучших показателей в РФ. Но, к сожалению, за последние 20 с лишним лет получился такой разрыв между потребностью в детских садах и реальным строительством, что сейчас приходится принимать особые меры, чтобы его ликвидировать. Так, по инициативе главы 47 региона в сфере образования Ленинградской области реализуется проект «Детские сады в обмен на налоги». В этом году подготовлено 11 заявок на выкуп детсадов у застройщиков, три из них будут реализованы в самое ближайшее время. Существует и успешно осуществляется и проект частно-государственного партнерства по строительству детских садов, в рамках которого в 2014 году приобретено и выкуплено 8 новых зданий на 1435 мест, и в этом году мы планируем выкупить еще 9 объектов на 1525 мест. Это в целом по области! Такой неформальный подход позволит в том числе и во Всеволожском районе решить проблему наличия мест в детских садах, но, к сожалению, не так быстро, как нам всем хотелось бы.
Про электронные учебники
КОРР. Вы упомянули, что Ленинградская область сегодня в сфере образования – это огромная экспериментальная площадка… В нашем регионе делается много того, чего нет в других регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург…
С. ТАРАСОВ. Мы действительно очень активно сотрудничаем с Российской академией образования, со множеством организаций, вузами и издательствами. Это очень важно для нас! Ленинградская область сегодня действительно в лидерах по качеству образования. Возьмем такой параметр, как освоение образовательного стандарта. Все знают, что каждый выпускник сдает государственный экзамен – и у нас таких почти пять с половиной тысяч человек. Русский язык сдали 100% наших выпускников. Математику тоже практически 100%, – только двое не сдали, к сожалению. Это говорит о том, что качество подготовки наших выпускников в системе образования Ленинградской области достаточно высокое. По официальной информации Министерства образования, Ленинградская область входит в число пяти лучших регионов РФ по качеству образования.
Кроме того, в Российской Федерации 25% российских школ работают в две смены, что не очень хорошо, как вы понимаете, и для детей, и для учителей. Опять же Ленинградская область – третья по обеспечению местами в режиме   одной смены, первой. На первом месте Санкт-Петербург, на втором – Москва. У нас только 2% школ вынуждены работать в две смены. Ведь мы понимаем: сегодня идут сложнейшие миграционные процессы, осуществляется постоянный приток населения, растет рождаемость. С учетом прогноза дальнейшего увеличения численности школьников мы составили программу по ликвидации второй смены в нашей области, и во Всеволожском районе в том числе. Помимо школы в Кудрово, во Всеволожском районе сейчас идёт строительство Павловской школы в Колтушском поселении. В Осельках разрабатывается проектно-сметная документация, и мы там будем строить и школу, и детский сад.
И еще: в последнее время мы, с учетом современного законодательства, переходим в том числе на использование электронных учебников. В рамках нашего стратегического партнерства сотрудничаем с издательством «Просвещение» – это крупнейшее издательство учебной литературы в России. Губернатором уже подписано соглашение, и мы получаем на несколько лет возможность бесплатно пользоваться теми учебниками, которые выпускает издательство. Уже именно в электронном виде. Но в этих учебниках будут не только электронные тексты, но и различные видео-, аудио- и другие материалы, которые позволят лучше освоить предмет. Уже с сентября мы переходим на эту систему. А в связи с тем что Минобразования и Минкомсвязи включили Ленинградскую область в федеральный проект «Электронные технологии – школам!», у нас появится возможность со следующего календарного года в интерактивном режиме работать с этими электронными учебниками. Самое главное, они настроены не на одну какую-то систему – iOS или Android,  а работают со всеми. Интересно, что пока только Москва тоже в этом варианте работает. И вы знаете, очень много таких… хороших и прекрасных идей. Но есть поговорка: «Идей так много, что об их реализации не может быть и речи!» У нас же ситуация совершенно другая – и идей много, и есть все возможности для их воплощения. И реализация от воплощения, как правило, не отстает. Но любую новацию необходимо очень серьезно продумывать и готовить, чтобы не навредить нашей системе образования.
«Этажи заботы»
КОРР. Сергей Валентинович, вы не раз упоминали сегодня в разговоре со своими коллегами тему традиционного ежегодного Педагогического совета: «Миссия образования». А в чем вы видите сегодня эту высокую миссию?
С. ТАРАСОВ. Это вопрос такой глубокий – он и философский, и одновременно прикладной, и, думается, самый главный. Для чего? Во имя чего?.. Так вот, миссию образования для самого человека я вижу как раз в возможности выбора. Очень важно, чтобы человек в результате полученного им образования увидел свое место в этом мире, сформировал определенную самооценку, свою жизненную позицию. Он должен научиться брать ответственность на себя: причем не только за свою собственную жизнь, но и за судьбу самых близких ему людей. Это с точки зрения становления личности. А с точки зрения государства, общества, – конечно, это патриотическое воспитание. Это обязательное чувство сопричастности к тому, что происходит в твоем поселке, в твоей семье, а далее – в твоем регионе, в твоей стране.
Это такая деятельная ответственность, которая через заботу проявляется. Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев, выстраивание «этажей заботы». Этаж за этажом! Человек растет, растет ответственность, растут эти самые «этажи заботы». И в этом я вижу высокую миссию образования. Поэтому, конечно, перед образованием стоят сегодня сложнейшие задачи. Причем только вместе с семьей, рука об руку нам под силу решать их. И в этом плане мы должны воспитывать наших детей – будущих отцов, будущих матерей – в соответствующем отношении к материнству и к семье, как важнейшему институту нашего социума. Это чрезвычайно важно! Для нашей страны особенно, потому что, к сожалению, далеко не каждая семья благополучна. И сегодня существуют в том числе и новые, инновационные технологии формы работы с родителями. Мы реализуем определенные проекты в системе образования Ленинградской области. У нас есть областной родительский комитет, областное родительское собрание, и мы ежегодно, и не раз, встречаемся, обсуждаем вопросы нашего взаимодействия, вопросы воспитания наших детей. И это тоже очень и очень важно!
КОРР. И все-таки, подводя итоги. По моему глубокому убеждению, школа начинается не с новомодных, навороченных технологий, не с красивых стен и компьютера. Школа начинается с Учителя, который, подобно героине рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» или Чингиза Айтматова «Первый учитель», может найти тот самый колокольчик, скрытый в каждом ребенке, дотронуться до него, и он зазвенит учителю в ответ «если и неуверенно, то чисто»… Это уже образ, созданный другим писателем.
С. ТАРАСОВ. В системе образования Ленинградской области работают такие замечательные педагоги, и их столько, что перечислить всех невозможно. Мы гордимся нашими педагогами. Наши учителя в результате федерального конкурса вошли в пятерку лучших в России, наша воспитательница дошкольного образования Юлия Загорская – она из Всеволожского района – стала победителем конкурса «Воспитатель года». Высокие достижения просто так не появляются, это работа коллектива педагогов в целом. И мне приятно сегодня говорить слова благодарности нашим учителям, нашим руководителям образовательных учреждений. Я бы хотел пожелать всем в наступающем учебном году новых достижений, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. С праздником, коллеги!
Беседовала Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code