Воскресная месса

Испытание чужбиной все народы переживают по-разному. Кто-то устраивает свою жизнь, создавая анклавы. Другие ассимилируются, почти утрачивая национальный колорит. Любопытен опыт потомков из финских земель: за четыре с лишним столетия они образовали особую этническую группу «ингерманландские финны», в быту, языке и культуре которой причудливо переплелись финское и русское начало.
 
Своеобразным островком дружбы между народами стал лютеранский приход в Колбино. Кстати, первое упоминание о приходе Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии – одной из старейших лютеранских церквей в России, на севере Ингерманландии, в Лемболово, относится к 1611 году.
Под запретом
Принято считать, что в европейских странах, когда широкое распространение получило лютеранство, экономика резко пошла в гору. Говорят, что дело в лютеранской трудовой этике. Для того чтобы лучше узнать особенности вероисповедания, мы отправились в лютеранскую церковь им. Святого Георгия, что в Колбино.
Пастор Иван Иванович Хуттер – очень гостеприимный и деятельный священник. Главное, по его мнению, – это открытый диалог с прихожанами. Лютеранский приход им. Святого Георгия – словно островок тишины. Точное время основания храма, где ведет богослужение пастор, неизвестно. Но историки утверждают, что построен приход был в 1628 году. Так получилось, что сведения об основании церкви не сохранились. В 1771 году храм сгорел. Пожар уничтожил ценнейшие рукописные книги.
История церкви хранит много интересного. Предпоследний храм был построен в 1768 году на средства князя Таврического Григория Потемкина. До революции число прихожан составляло 9 тысяч человек.
– Сегодня трудно представить, что спокойная жизнь обители закончилась в конце 30-х годов, когда в кирхе запретили проводить богослужения, – вспоминает И.И. Хуттер. – В первое время советской власти финны жили в Ленинграде и области в своих деревнях и сёлах довольно благополучно, семьи были многодетными. После 1928 года финское население Ингерманландии стало рассматриваться как политически неблагонадежное. И к концу 30-х все очаги финской культуры – финские школы, церкви, печать и т. д. – были упразднены; фактически финская культура оказалась под запретом. Многие были сосланы семьями.
«В жернова сталинских репрессий угодила и наша семья. Сослали нас тогда в Красноярский край. После смерти Сталина, в 1958 году, вернувшись, мы поселились в Невской Дубровке. Мои родители прожили трудную, но честную жизнь, и пусть на их долю выпало много боли, ужаса и страданий, но благодаря своей вере они смогли вытерпеть и выстоять», – продолжает пастор.
Служба в храме
– Во Всеволожске, в приходе Рябово, была еще церковь Св. Регины.  Построена  в 1778 году на земле, пожертвованной бароном Иваном Юрьевичем Фредериксом, владельцем Рябова и окрестностей. До 1908 года приход Рябова был приписан к общине Колбино (Келтто – Колтуши), а 4 января 1909 года получил собственного священника. В 1937 году церковь закрыли, а ее здание передали под клуб Сельскохозяйственного техникума. Сгорела кирха в 1942 году. Находилась церковь на Румболовской горе, где осталось старое финско-лютеранское кладбище.
«Что касается кирхи в Колбино, то в начале 40-х церковь была полностью разрушена, а приход закрыт. Прихожане, под предлогом «неблагонадежных», сосланы. Во времена Советского Союза религия не поощрялась. Сейчас благо времена изменились. Восстановить церковь в былом великолепии решили еще в начале 90-х. Земельный участок выделил тогдашний главный архитектор города Всеволожск Эдуард Акопян. Деньги собирали всем миром. Строительные материалы поставлялись прямиком из Финляндии. Даже доски пилили не здесь, а в финском приходе Луумяки. Новая церковь была освящена 13 сентября 1992 года. По случаю открытия состоялся большой праздник. В торжественном мероприятии принимали участие около 4 тысяч человек», – рассказывает священник.
Ныне каждое воскресенье в кирхе проходят две литургии – в 10.00 на русском и финском языке и в 14.00 на русском языке. На мессу собираются люди разных возрастов. Облачившись в белые одежды, отец Иван выходит к своим прихожанам. Церковь полна верующих. Проповедь чередуется с песнопениями, органной музыкой и чтением Священного писания.
Особое убранство для мессы традиционно. Храм украшен старательно. В углу – орган. Кстати, на концерты органной музыки в кирху приезжают гости из Санкт-Петербурга и других городов Ленинградской области. Кроме культурно-просветительской деятельности, при приходе функционирует социальный центр и Теологический институт Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии, который был основан в 1995 году.
Стезя веры
В этом учебном заведении не только проводят краткосрочные семинары, но и готовят бакалавров и магистров религиоведения. Во время экскурсии поразили необыкновенная чистота и порядок студенческих комнат. С институтом сотрудничают РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге, Саратовский государственный университет. Работают здесь также преподаватели из Академии художеств и Института истории религии. Особые требования – к возрасту студентов. Здесь считают, что обучаться могут только люди среднего возраста, от 35–40 лет.
Современные лютеранские приходы сохраняют верность своим традициям. По-прежнему для многих финнов воскресный день – хорошая возможность побыть вместе с семьей в храме. Обсудить с пастором духовные и бытовые вопросы. Принять участие в благотворительных мероприятиях.
Лютеране верят в Единую Святую кафолическую (то есть Вселенскую, Соборную и Апостольскую) церковь в евангельском понимании и признают себя частью этой церкви. Празднуют литургию как наивысшую божественную службу с традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei). Исповедуют Таинства св. Крещения и св. Причастия как средства обретения Божьей благодати.
Управление здесь – очень демократично. Обычно церковный приход сам приглашает священника, объявляя конкурс на замещение вакантной должности. Воспитанные в традициях лютеранства, многие поколения финнов знают, что такое голосование и делегирование полномочий. И по сей день относятся к этому с большим уважением.
Говорят, что вера – это прыжок вслепую навстречу чьим-то рукам, которые подхватят и примут тебя. Это утешение перед лицом непонятных страхов и боли. Доверие ребенка к руке, выводящей его из темноты. Лютеране уверяют, что смысл веры в том, чтобы поселить Небеса в себе.
Ирэн СААКЯН
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code