«И божество, и вдохновенье» Ирины Мураковой

Ирина Ильинична Муракова – художественный руководитель и создатель танцевально-хореографического ансамбля «Вдохновение». Благодаря ей подрастающее население поселка имени Свердлова с трех лет встает на пуанты, а с пяти уже садится на шпагат. Конечно, это некий художественный образ, но факт, что практически все дети в Красной Звезде – танцуют или мечтают танцевать. 
Очередь к Мураковой такова, что три года назад она создала еще один ансамбль – для самых маленьких. В «Карамельку» принимают всех, начиная с трех лет, и записываются туда, как в детский садик, – практически с рождения. Такая вот популярность у этого, в общем и в целом совсем не рядового коллектива. И накануне Дня работника культуры мы решили познакомиться поближе с руководителем этого оригинального творческого коллектива и узнать, где она черпает свое вдохновение.

«Колыбель человечества»
– Вы помните, что было вначале? – спрашивает меня Ирина. Я отвечаю заученно: «В начале было Слово! А может быть, вы имели в виду что первично: курица или яйцо?»
– Я имела в виду, что вначале был жест! Движение! Понимаете? – смеется автор вопроса и развивает свою мысль дальше:
– Прежде чем сказать свое первое слово, человек только жестом, только движением объяснялся с окружающим миром. В жесте было все: и добрая воля, и война, и элементарное сообщение о наличии пищи. В танце человек объявлял о победе и в танце готовился к сражению с врагом, в танце он объяснялся в любви… Нет ничего такого в мире, чего нельзя было бы рассказать в танце. Более того: то, что порой не выразить словами, можно выразить в танце. Разве не так? Вы представляете, изображениям пляшущих людей в скальных пещерах древней Индии несколько тысяч лет, танцующим в древнеегипетских пирамидах несколько тысяч лет! Так что колыбель человечества – это танец!..
Далее мы говорим о том, что все дети на свете любят танцевать. Это их естественное состояние, как дышать, есть и пить. И я очень хорошо представляю себе, как примерно что-то около сорока с лишним лет назад маленькая Иришка точно так же, как и современные дети, заслышав музыку, начинала «выдавать» по-детски смешные, а порой совсем не детские па, вставала на носки и кружилась в танце перед зеркалом, когда не было зрителей. Это было в столице советского еще тогда Азербайджана – городе Баку. Ее увидел сосед, отставной солист какого-то ансамбля, и посоветовал родителям отдать ее в какой-нибудь танцевальный кружок. «Девочка – талант! Поверьте!» – сказал знающий сосед и что-то добавил еще про великолепную природную растяжку. Так в пять лет Ирина оказалась в подготовительном классе при Бакинском хореографическом училище, пять лет оттанцевала в детском хореографическом ансамбле, а в десять лет, после успешного прохождения положенных трех творческих туров, стала студенткой этого самого Бакинского хореографического…
– В Петербурге есть знаменитое на весь мир хореографическое училище имени Вагановой, в Баку – менее знаменитое, но лучшее в республике Бакинское хореографическое, такой же статус, – поясняет Ирина Ильинична, – именно в нем готовили кадры для Бакинского театра оперы и балета, для республиканской сцены – солистов народного танца. И это было и остается лучшим в республике профессиональным училищем классического и народного танца.
И без меня много сказано, как нелегок этот хлеб профессионального танцора, – продолжает Муракова, – сколько надо учиться, сколько потов и слез пролить, чтобы лететь по сцене, «как пух от уст Эола» и, следуя Пушкину, «быстрой ножкой ножку бить». Я прошла все стадии: пять лет отучилась на отделении классического балетного танца, а затем три года на народном. И окончила училище все-таки как солистка народного танца, похвастаюсь – с красным дипломом.
Восемь лет, практически с первого курса, мы выходили на сцену театра оперы и балета в массовках, в кордебалете и в мимансе, но затем я поняла, что все-таки народный танец – моя стихия. Успела потанцевать и в Азербайджанском государственном ансамбле песни и пляски, где мне нравилось танцевать абсолютно все: и греческий танец «сиртаки», и зажигательную «молдаванеску», и украинского «гопака»… И так и думала: все впереди. Впереди только танцы. Как можно больше танцев, хороших и разных. Не то чтобы я так уж думала о будущей блестящей карьере, но, возможно, она бы состоялась, потому что в танце для меня было все: «и божество, и вдохновенье», и жизнь!..
«Танцуй, пока молодой!»
И, наверное, так бы и танцевала молодая и перспективная солистка в этом замечательном или в каком-нибудь другом коллективе до пенсии. Кстати, знаете, что балерины уходят на пенсию, как правило, в сорок лет? Правда, гениальная Дудинская, Плисецкая, Максимова, да и прочие великие балерины современности танцевали и после сорока. Возможно, и Ирина бы танцевала. Но в ее жизнь пришла Любовь. Единственная и настоящая. Она вышла замуж, и муж, морской офицер Юра Мураков, увез ее очень далеко и от родного дома, и от ансамбля: в столицу дальневосточного флота, как называли порт Ванино, поселок Заветы Ильича.
– Я скучала по своему коллективу, по танцам – безумно! – признается Ирина, – но когда встаешь перед выбором: работа или любовь, призвание или любовь, я выбираю любовь. Во всяком случае, на тот момент для меня было возможно только это решение. Конечно, мы с Юрой планировали, что я буду работать по специальности в любом месте, где он будет служить, ведь даже в самом небольшом гарнизоне есть хотя бы клуб. И я рвалась танцевать и учить других этому прекрасному искусству!.. Но так получилось, что у нас с Юрой одна за другой родились две девочки: старшей, Анаиде, сейчас 25, младшей, Ангелине, 24.
– Танцуют? – спрашиваю свою собеседницу, – Нет! – бодро отвечает Ирина, но, кажется, нотка сожаления в ее голосе все-таки есть.
– Вот уж точно: каждому свое, – продолжает моя собеседница. – Старшая у нас юрист, замужем, и внучке моей уже шестой год, а вот младшая художник и дизайнер, и танцы очень любит, особенно восточные. Но занимается этим не профессионально, а в качестве хобби. В общем, и танцует, и рисует.
Быть Пигмалионом!
Глубокое убеждение Ирины Ильиничны: танцами, как и любым видом творчества, нельзя заниматься по принуждению. Должна появиться любовь, причем взаимная.
– Именно так я и строю свою работу с детьми, – рассказывает она. – Я уже говорила, что, несмотря на кажущуюся легкость и красоту движений на сцене, танцы – это тяжелая работа. Поэтому я работаю с детьми, особенно с самыми маленькими, по своей методике, стараясь их не перегружать, особенно в первые репетиции, после которых может болеть каждый атом, каждая мышца.
Ведь танцы – это активный вид досуга, если их вообще можно назвать досугом. Мы построили нашу работу в игровой форме. Мы танцуем играя, репетируем в игровой форме. А уже затем, постепенно, я увеличиваю физические нагрузки. Главное – не отбить желание танцевать. Но за всем этим, как правило, стоит огромный труд. И я с первых дней вижу, кто ко мне пришел: маленький труженик или лентяй, талант или ребенок средних способностей, но с большим желанием чему-то научиться и чего-то достичь.
– Но ведь мудрые люди утверждают, что нет детей неталантливых, надо только увидеть этот талант и помочь ему! – говорю я Мураковой.
– Вы знаете, я иногда чувствую себя этим самым скульптором, Пигмалионом, который вылепил прекрасную девушку Галатею. – Вот они приходят ко мне – такие смешные, потрясающе неуклюжие, трехлетние малыши. И день ото дня, год от года я вижу, как появляется в их движениях та самая грация и гармония, как уходит лишнее и выходит на свет главное – душа человеческая! Да, можно сказать и так, что я леплю из них прекрасных богинь танца. Кстати, знаете, как называется наша Муза?
– Терпсихора, – проявляю я знание древнегреческой мифологии.
– А знаете ли вы, что ее иногда изображают не только лирой, но и с плеткой?.. Это тоже символично. Потому что искусство танца воспитывает душу и развивает тело. Идеал – сделать совершенным и то и другое. И я на своих занятиях с детьми занимаюсь еще и психологией, и прививаю им актерские навыки, потому что человек не должен выходить на сцену с постным лицом, он должен со сцены нести радость людям!
И еще меня очень беспокоит их будущее. Я думаю об этом постоянно. Мое глубокое убеждение – ребенок, которому сделана своеобразная «прививка» искусством, в том числе искусством танца, он уже не будет ни пить, ни курить, ни употреблять наркотики. Прежде всего потому, что у них очень много времени уходит на эти занятия, на нашу постоянную работу с телом и с душой. А потом, когда маленький артист впервые выходит на сцену и получает свою порцию оваций и цветов, он испытывает такой восторг, что ему хочется вновь и вновь возвращаться на эту сцену и получать новую порцию этих великолепных эмоций.
«Оранжевое настроение»
– Именно так называются танцы, придуманные, сочиненные Ириной Мураковой. Два или три десятка великолепных фантазий, композиций, поставленных ею, являются украшением и достоянием не только Муниципального казенного учреждения «Дом культуры «Нева» поселка имени Свердлова, но и нашего Всеволожского района, да, пожалуй, и Ленинградской области. На витрине при входе в ДК – десятки Почетных дипломов, грамот и Благодарностей всех уровней за работу различных секций и кружков ДК, но больше половины этих наград получены танцевально-хореографическим ансамблем «Вдохновение». «За творческий подход, оригинальные решения, высокое мастерство и воспитание подрастающего поколения в духе национальных традиций»…
Грамоты и Дипломы 1 и 2 степени областного детского фестиваля «Жар-Птица» и Межмуниципального «Танцевальное конфетти». На Международном фестивале детского и юношеского творчества «Прибалтийская зима» в рамках международного проекта «Салют талантов» в прошлом году они названы лучшими в номинации «Хореографическое творчество эстрадного танца». Это было в Таллине. А в Сосновом Бору на областном фестивале ансамбль «Вдохновение» стал лучшим в номинации «Надежда фестиваля».
– Как вы придумываете свои танцы? – задаю вопрос автору. – Не знаю! – честно отвечает Ирина. – Представления не имею, и даже не знаю, как это сформулировать: как-то все это начинает в тебе бурлить, кипеть, пускать пузыри на поверхность! Слушаю музыку бесконечно, которая мне понравилась, начинаю придумывать движения, которые могли бы отразить настроение и мысль, заложенные в эту музыку. Репетирую перед зеркалом сама движения, придумываю «связки», цепочки, проходки… И потихоньку начинает что-то появляться. «Чунга-чанга», «шляпки» – очень смешные и веселые танцы. «Оранжевое настроение» – это такой танец, в результате которого на сцене появляются портреты зрителей, тоже всем очень нравится – и зрителям, и исполнителям. Мы поставим очередной танец, а у меня начинает созревать уже что-то новое… Так и живем, танцуя!
Но я не могу сказать про Ирину Ильиничну Муракову, что она прошла по жизни, танцуя, хотя она всю жизнь, можно сказать, и протанцевала. Она прошла по жизни в трудах и приучает к труду, причем осознанному, наше подрастающее поколение.
Сама себе и сценограф, и хореограф, и художник-постановщик, и гример, и швея – вся творческая и самая обыкновенная, черновая работа лежит именно на ней. Хотя всеми силами стараются помочь ей и администрация Дома культуры, и родители, – все, кто заинтересован в том, чтобы в поселке жил и творил на радость всем нам такой творчески активный и талантливый человек. Есть у Мураковой и мечта, вполне соотносимая с творческими задачами, – чтобы ансамбль «Вдохновение» получил звание Образцового и Народного. В таком случае коллектив имеет право еще на одну ставку педагога: хоть хореографа, хоть постановщика. И тогда у Ирины будет больше возможностей претворять в жизнь, то есть в танцы, свои бесконечно красивые танцевальные фантазии. Просто больше времени будет оставаться на творчество. Пожелаем же ей успехов!
Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code