«Пока Земля ещё вертится…»

Я часто думаю, что Земля наша вертится уже давно вопреки законам мироздания. Вертится благодаря лучшим представителям человечества. К сожалению, их так мало! И никогда не было много, но благодаря им белый свет и в самом деле остается ярким. В числе сотни-другой имен (дело вкуса, конечно, кого в этот список включить) для меня и это имя: Елена Камбурова. Актриса, певица, поющая душой и сердцем. Особняком стоящая в мире – язык-то не поворачивается сказать – «в мире современной отечественной эстрады».
Необходимо как-то иначе обозначить мир и границы ее существования на сцене и вне сцены. Хорошо это сделала Зоя Ерошок, музыковед и критик: «Она поет наш мир. Не тот, внешний, что определяется бегом секундной стрелки, а тот, что внутри нас. Тот, где все мы чутки, внимательны, благородны, ранимы, беззащитны. Ее душа вмещает душу каждого из нас – таков масштаб ее личности, таков фантастический диапазон этой актрисы».
Елена Камбурова – народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии. В прошлом году за вклад в отечественную культуру получила вторую правительственную награду – второй орден Дружбы – из рук Владимира Путина. При получении награды актриса обратилась к президенту с просьбой принять закон о защите животных от жестокого обращения. И именно Камбурова была инициатором создания первого памятника бродячей собаке «Сочувствие», потому что, как у любой истинной женщины, в ее сердце, на первом месте живут любовь и сострадание к тем, кто слаб и беззащитен.
Я встречалась с Камбуровой не один раз, и в числе дорогих моему сердцу подарков – диски и книга с автографом Елены: «Дорогой Татьяне: не исчезайте! Я – с вами». И это именно так. Плохо ли, хорошо ли, дождь за окном или снег – всегда можно поставить диск с ее песнями и послушать про Лёньку Королёва и про страну, где правит Любовь и Маленький принц, и про великий город Ершалаим, и Гренаду. И когда включаешь телевизор, и там замечательная Наталья Гундарева играет Дульсинею Тобосскую, – она поет голосом Елены, и даже с детства знакомая заставка «Мальчишки и девчонки» детской юмористической телепередачи «Ералаш» – это тоже Камбурова. Это она поет мой мир, и ваш тоже, дорогой читатель. И этот мир, я надеюсь, вам будет интересен.
КОРР. Когда-то я прочла такую историю: однажды великая актриса, возвращаясь домой, увидела в подъезде, на пороге своей квартиры сидящую на лестнице девушку. Девушка попросила ее послушать, актриса согласилась. Девушка прочитала стихи, что-то спела, и великая актриса сказала: «У тебя все получится!» Девушка собиралась поступать в Щукинское училище…
КАМБУРОВА. Именно туда! Туда и собиралась…
КОРР. Да, девушку, приехавшую из украинского городка Хмельницкий, звали Лена Камбурова, а великую актрису – Цецилия Мансурова. И когда много лет спустя Мансурова увидела на экране телевизора певицу Елену Камбурову, то сказала: «А все-таки я была права!»
КАМБУРОВА. Да, потому что в Щукинское я тогда все-таки не поступила, целый год проработала на стройке. А потом, когда уже была возможность поступать куда угодно, песни заняли в моей жизни такое огромное место, и я так увлеклась учением в другом месте – это было эстрадное отделение Государственного циркового училища, что я не видела смысла что-либо менять. И я думаю, во всем есть какое-то провидческое начало, нет ничего случайного. Потому что в театре, я думаю, мне непросто пришлось бы, – профессия актера ведь очень зависимая, а здесь я сама выбираю свой репертуар, и такой явной зависимости нет. И даже когда была серьезная цензура, и меня вечно вызывали на ковер, строго вопрошая: «Ну, почему вы поете эти «песенки ни о чем»?!» – я все-таки потихонечку делала свое. Я никогда не пела со сцены того, что мне не нравилось, у меня практически нет ни одной такой песни. Но меня долго, да, довольно долго не выпускали на большую сцену, на экран, на радио, и это была плата за то, чтобы делать то, что тебе нравится…
КОРР. А «песни ни о чем» – это песни Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, да? Ведь они и составляли ваш репертуар в основном. Откуда же взялся миф, что вы были тогда представлены как «исполнительница комсомольских и патриотических песен»?
КАМБУРОВА. Я вам открою секрет: этот миф появился благодаря замечательному режиссеру Ролану Быкову, который очень хотел мне помочь и везде именно так меня и представлял, а он был вхож в том числе в самые высокие кабинеты. А у меня, кроме знаменитой «Гренады», пожалуй, и не было ничего из того, что можно было бы отнести к разряду комсомольско-патриотических песен. Но я этой песни о парнишке, который покинул отчий край и пошел воевать, «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать», никогда не буду стыдиться, нет. И я не представляю себе, как бы я могла петь то, что сегодня звучит отовсюду! Не понимаю даже, какие могут быть при этом эмоции, потому что для меня эмоциональная часть имеет огромное значение. Эмоция и мысль, конечно: как и почему? Про что поешь? Что хочешь сказать? Как кожей это все чувствуешь, про что поешь! И вот без этого, конечно, невозможно жить на сцене, петь, дышать, существовать. Я иначе не могу, во всяком случае.
КОРР. А кто у вас пел в семье? И насколько я знаю, корни-то у вас семейные – греческие?
КАМБУРОВА. Да, мои предки – греки Приазовья. Папа Антон Семенович Камбуров – инженер, мама Лидия Марковна – врач-педиатр. И моя бабушка, мамина мама, и мои родители – все хорошо пели, мама великолепно читала стихи, папа играл на гитаре. Я еще это застала – такие семейные вечера-концерты. Потом это как-то потихонечку исчезало. Я же никогда, как другие дети, не радовала гостей ни стихами, ни пением, стоя на табуреточке, я была очень стеснительной и зажатой девочкой, и моим концертным залом был чердак нашего дома в Хмельницком, а первыми слушателями – голуби. На этом чердаке и проходили мои первые артистические опыты, и я не то чтобы пела.., это была скорее мелодекламация своеобразная… Я прочитывала песни, которые тогда звучали и по-своему «пропевала стихи», которые мне нравились. Это все происходило на уровне интуиции, я неосознанно искала свой путь, свой манеру, в чем-то непохожую на все, что я видела и слышала.
КОРР. Елена Антоновна, я с удивлением прочла, что великая Фаина Раневская три последних Новых года своей жизни встречала с вами. То есть просто никого рядом, кроме вас, физически не было. Признаться, я никогда не думала, что она была таким одиноким человеком…
КАМБУРОВА. Она была очень одиноким человеком в силу многих причин. В силу талантливости, характера… Наше знакомство произошло вроде бы случайно. Но не случайно! Фаина Георгиевна сама не раз мне рассказывала, как она приехала на гастроли в Ленинград, и случайно (!) включила радио. А в это время по радио я читала «Нунчу». Она услышала и даже черкнула в своем дневнике что-то вроде: «Услышала по радио талантливую девочку. Зовут Лена Камбурова».  И когда мне, я уж не помню кто, предложил вместе с ним навестить Фаину Георгиевну, я даже как-то замялась, будучи наслышана о причудах ее характера. Но первое, что она сказала, узнав, кто я такая, это было: «Деточка, как хорошо, что вы не фифа!» А когда она увидела мое отношение к животным, – а у нее был такой песик, Мальчик назывался, она сказала мне: «Приезжайте в любое время!» И еще добавила: «Мы с вами так похожи! У вас такой же недостаток, как и у меня. Нет, не нос! Скромность». И я много часов после этого, первого знакомства, провела в обществе Фаины Георгиевны, гуляла с ее Мальчиком, когда она болела и не могла выйти из дома, и, конечно, мы много общались с ней. Это счастье – быть близким человеком для такой великой актрисы. Это подарок судьбы, я считаю.
КОРР. А с Булатом Шалвовичем Окуджавой как вы познакомились? Просто пришли и сказали: «Хочу петь ваши песни!»
КАМБУРОВА. Я была просто больна песней Булата «Капли датского короля». Точнее, стихи Булата, а музыка Исаака Шварца. И я очень хотела получить ноты. Композитор и замечательный аранжировщик Кирилл Дмитриевич Акимов, мой будущий муж, впервые привел меня в дом Ольги Арцимович в Ленинграде. Она была женой Булата, и я увидела в колыбели их маленького сына, мы все познакомились, и это был удивительно сердечный вечер… А тогда только что передали опять же по радио песню Булата про Лёньку Королева в моем исполнении, но с аранжировкой, с оркестром, а Булат-то пел все простенько и без затей – под гитару. И я тоже волновалась, как он отнесется к факту такого… вмешательства, но он проявил удивительное внимание и такт. И это при том, что я ведь пою по сути дела «свое», высказываю свое понимание, и я ему всегда буду за эту широту благодарна. В отличие от Новеллы Матвеевой, он как-то сразу принял мою манеру пения, всю меня, тогда как Новелла только спустя много лет приняла мое исполнение ее песен.. А вообще я благодарна Богу и судьбе, потому что на самом деле все авторы, с которыми мне довелось работать, – и Микаэл Таривердиев, и Владимир Дашкевич, и Сережа Никитин, и Юлий Ким, Исаак Шварц, Булат Окуджава – все очень хорошо принимали мое прочтение их произведений.
КОРР. Я слышала вашу авторскую программу «Путешествие во времени», это французские и английские баллады, и «Ты видишь, я помню» – песни французских шансонье XX века. Это потрясающе!
КАМБУРОВА. Спасибо. Но у меня есть и программа по русским народным песням и балладам. Называется «Да осенит меня тишина», и в эту программу я вложила все, что мне так хочется донести до слушателя, зрителя. Вот это ощущение хрупкой красоты мира, бережного отношения ко всему сущему. И то, на чем стоит душа русского человека.
КОРР. Елена Антоновна, в 1992 году вы – художественный руководитель вами же созданного Московского театра музыки и поэзии. По сути дела, ваш театр – театр Елены Камбуровой. Но до него ведь надо было дойти!
КАМБУРОВА. Это да. Я думаю, у меня есть качество, благодаря которому мне это удалось, – моя вера. Понимаете, вера в то, что эти песни необходимы не только мне, но и какой-то части, наверное маленькой, наших граждан, которые имеют со мной одну кожу, одно дыхание, мы с ними – одной крови. Такие люди, конечно, есть. Если они кончатся, тогда для меня все потеряет смысл, – ни жить, ни петь, ни дышать не смогу. Правда. Но я этих людей вижу, так как я все время гастролирую по нашей огромной стране, по всем городам России. Последнее время, правда, только по крупным. И вот что я вам скажу: если раньше бичом для артиста была политическая цензура, то сегодня, и это еще страшнее, – коммерческий подход к творчеству. Все на потребу, все напоказ, но в основном тело, какие-то самые низменные и пошлые страницы бытия. Этот ужасающий китч, как будто все разом потеряли или лишились слуха, зрения и вкуса. Для меня это вид страшной болезни. Всем нам не помешали бы какие-то особенные «Капли датского короля» как лекарство от невыразимой пошлости, которая пришла на сцену, на экран, в эфир. У меня душа умирает, когда я слышу что-нибудь типа «Рюмка водки на столе»…
КОРР. Тем не менее, я была на ваших концертах, и в залах, где вы поете, молодежи немало. А не только таких, как я… возрастных ваших поклонниц…
КАМБУРОВА. Слава Богу! Но скажу, что и эта молодежь, как и я сама, – скорее исключение из правил, нежели правило. Компьютер, айфоны, айподы, что там еще из мира железа? Вот они, кумиры сегодняшних 16-летних. Но я очень надеюсь, что тем, кто приходит на мои концерты, в наш театр – сделана своеобразная прививка искусством жить душой. И рано или поздно это проявится.
КОРР. Елена Антоновна, и в преддверии праздника пожелайте нам что-нибудь, в особенности – женщинам. Что, на ваш взгляд, характерно для русской женщины, и, может быть, для вас лично?
КАМБУРОВА. Как я думаю, себя, по большому счету, мало кто до конца знает и понимает… Но мне кажется, во мне соединяется нечто несоединимое: я очень терпелива и люблю все беззащитное. У меня в доме всегда живут кошки, собаки, которых я спасала. А русская женщина – это прежде всего терпение. Великое терпение и полное непонимание своей женственности – из-за целого ряда комплексов и обстоятельств. Это мое мнение. А вообще мне всегда хочется сказать людям, в том числе своим творчеством, что они живут на этой земле, с этой великой земной красотой бок о бок, которую надо так беречь! Берут у земли в долг и не отдают! Я уж не говорю об этих страшных катастрофах – предупреждениях всем нам, и виной им, конечно же, человек. Я не говорю о войнах – это ужасно! Я говорю и пою о том, как хорошо жить на земле и выражать любовь ко всему сущему – от травы до животных. Сейчас наступает в Петербурге фантастическое время – приход весны. Я считаю, что это самый великий праздник в году. И если в будущем человечество возродится в какой-то другой ипостаси, более гуманной, то я думаю, люди именно так будут встречать весну: у деревьев, у первых ростков травы, у цветов, будут собираться люди и петь гимны возрождающейся природе. Возрождение земли – вот это я считаю, самое важное.
Беседу вела Татьяна ТРУБАЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code