…и Глумов начинает глумиться

Вы думаете, почему классические произведения мы относим к разряду «вечных»? Из-за поднятых в них вечных тем? Перекликающихся с самой жизнью вечных сюжетных линий и ходов? Вовсе нет. Вечных тем и сюжетов в мировой литературе со времён древних народов и по сей день, вы удивитесь, всего несколько. Они всем известны и давно сотни раз переписаны на разные лады.
Ценность классики не в том, о чём она написана, а как. В том, что это литература высшего уровня по глубине и масштабу мысли, безукоризненности языка и стиля, степени воздействия на читателя.
Это, безусловно, бесконечный труд, титанические усилия плюс тайна одарённости – то, как режиссёру народного театра Ирине Троицкой вот уже на протяжении не одного десятка лет удаётся ставить с самодеятельными артистами спектакли по классическим произведениям великих авторов (Чехов, Гоголь, Островский) и ни разу не потерпеть фиаско.
Вот и спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского – несомненная творческая победа коллектива Всеволожского народного театра. Победа над косным и ограниченным мышлением, предрассудками, слабостью духа, характера, мелочностью помыслов.
Из всего разнообразного, огромного и колоритного драматургического наследия А.Н. Островского пьеса «На всякого мудреца довольно простоты», пожалуй, самая весёлая, яркая, сочная, игровая. И спектакль получился очень смешным, забавным, динамичным. Интересно и увлекательно наблюдать за похождениями молодого отчаянного авантюриста.
Но в этой пьесе, как и в любом произведении Островского, даже несмотря на искрометность комедийного жанра, заложен глубокий смысл. И некая загадка. Разгадывать которую можно бесконечно. И ответ все равно неизвестен.
Есть ли хоть малейшее оправдание тому, что творит Глумов – главный герой пьесы? Или, несмотря на всё своё обаяние, он всё-таки безнадёжно жалок в своём стремлении любыми средствами достичь успеха в жизни. Из честного, но нищего профессионала превратиться в состоятельного и влиятельного господина.
Его – молодого, неглупого и талантливого человека, конечно же, приводит в ярость то, что он не может элементарно прокормить себя и семью, не говоря уже о том, чтобы занять под солнцем тёплое место. Глумов выяснил для себя, что с волками жить – это значит самому непременно становиться волком. Что окружающая пошлость и подлость, жизнь во лжи и позоре превращает его коварный план завоевания мира всего лишь в вынужденную необходимость.
И ничего преступного нет в том, чтобы обманывать преступно существующее высшее общество так называемых честных людей. Что лицемерить с лицемерами, врать с лжецами, строить козни интриганам, с помощью грубой лести входить в доверие к сильным мира сего, обольщать их жён и женщин без малейших чувств к ним и вести дневник, полный презрения к тем, с кем ежедневно любезничаешь, – это абсолютно нормально там, где отсутствуют нормы нравственности и морали.
И Глумов начинает глумиться. А поскольку он талантлив, то и получается у него это талантливо. Практически блестяще. Авантюрист, аферист и карьерист из него выходит что надо. Ведь даже после позорного разоблачения те, над кем он глумился, воздают ему должное.
Мы знаем, что талант без внутренней страсти практически бессмысленен и бесполезен. И добивается Глумов поставленных целей именно потому, что страстями он просто обуреваем. Правда, страстями низкого порядка. Поэтому и достижения его недостойны человека, мужчины и профессионала.
Его безумно жаль, как жаль всех, кто вынужден растрачивать свои силы, способности и таланты на мелкое, гадкое и противное даже самому себе.
Невозможно не сказать о талантах и способностях артистов Всеволожского народного театра. С какой отдачей и увлечённостью они исполняют свои роли. Вот кого не жаль. Ими восхищаешься и даже немного завидуешь. Ведь им довелось поработать с превосходным драматургическим материалом, отличным режиссёром Ириной Троицкой и невероятным постановщиком Александром Маркиным.
Созданы бесспорно мощные фигуры хозяев жизни: Мамаева (Юрий Федулов) и Крутицкого (Николай Кожицев). Несмотря на некоторый комизм и даже иронию, заложенные автором в их образы, своим цинизмом и бессердечием они вызывают ледяную дрожь. Примкнувший к ним типичный легковесный демагог и прожигатель жизни Городулин (Игорь Чирков) под стать своим собратьям по распоряжению чужими судьбами.
Милейшие дамы: Мамаева (Анна Кузькина и Катерина Попкова) и Турусина (Елена Прокофьева) настолько порочны и непробиваемы в убеждённости своей правотой, что в некоторых сценах самому хочется стать Глумовым, честное слово.
Досаду вызывают образы барских прихвостней Курчаева (Константин Косарев) и Голутвина (Дмитрий Михайло). Недоумение и абсолютный восторг – образ матери Глумова (Наталья Краскова). Восхитительно кошмарна Манефа (Лариса Мочалова). Ужасно смешны Машенька (Нина Рудакова) и приживалка (Карина Свилем).
Устроить такую фантасмагорию жутких ликов своих персонажей могли только действительно одарённые люди. Что касается Михаила Морозова, сыгравшего главного героя, то этот молодой человек был бы убедителен и неотразим на сцене даже любого профессионального театра.
Островский бы остался доволен. И спектаклем, и тем, что его ребус так и остался непостижим. «Мы куда-то идём. Куда-то ведут нас. Но ни мы не знаем, куда мы идём, ни те, которые ведут нас. Чем всё это кончится?..»
Почему-то, раскрыв злодеяния Глумова и начав осуждать, те, кто во сто крат страшнее его, напрочь забывают о своих собственных грехах. Печальный юмор ситуации состоит в том, что никто не считает себя виноватым. Никому не стыдно. Это ведь просто мир несовершенен. И других путей выжить в нём нет.
Марина ФЕДЮШКИНА
Фото Антона ЛЯПИНА
Уважаемые ветераны!
Приглашаем вас на спектакль «Вечно живые» по пьесе В. Розова, который состоится 31 января в 16 часов в малом зале ЦКД.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code