Поэт в солдатской шинели

12 января 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Вадима Шефнера. Потомственный петербуржец, внук двух адмиралов Российского флота, он родился в Петрограде, большую часть своей жизни прожил в Ленинграде и скончался в Санкт-Петербурге.
Он никогда надолго не покидал родного города и даже в Великую Отечественную войну – от начала до Победы – провёл на Ленинградском фронте. И потому главные темы шефнеровской поэзии, наряду с любовной лирикой, связаны с городом Петра Великого, с его историческими тайнами и неповторимым обликом.
Шефнеры, выходцы из немецких земель, поселились на Руси ещё при Алексее Тишайшем, а шведы Линдестремы, родоначальники по материнской линии, обосновались в Санкт-Петербурге в XVII веке.
С той поры флотоводцы, военные инженеры, лейб-медики, гвардейские офицеры занимали достойное место в семейной летописи поэта: наследник столь обязывающей родословной Шефнер пристально вглядывался сквозь пелену истории в тех, кто, по его словам, «уже совершил свой жизненный круг, чей опыт стал, так сказать, твёрдой валютой», – с намерением понять и «расшифровать себя» как человека, гражданина и поэта.
В мемуарной повести «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде» (1973–1975) Шефнер заметил, что характер у человека закладывается рано и самые тяжёлые камни людям приходится ворочать в детстве.
Ранние детские впечатления связаны у него с родительским домом на 6-й линии Васильевского острова. Первая мировая война. Революция. Переезд вместе с матерью из голодного опустевшего Питера в тверскую деревню. Детский дом.
Доверчивый и стеснительный столичный мальчишка из интеллигентной семьи, он никак не мог привыкнуть к неласковым приютским порядкам и ощущал свою «заброшенность» и чуждость «чуть ли не всему миру». Он, разумеется, не понимал в свои годы масштабов разра­зившейся в стране трагедии, но подсознательно чувствовал нависшую над всеми – и над ним самим – неведомую опасность.
Сменив несколько детских домов, он возвратился с матерью на Васильевский остров и поступил в 215-ю трудовую школу. Затем были ФЗУ и работа кочегаром по обжигу фарфора на «Пролетарии», где в многотиражке было напечатано его первое стихотворение.
Шефнер признавался: в юности его одолевало необъяснимое непостоянство. В середине 30-х годов прошлого века он за короткий промежуток времени без всяких веских причин испробовал пёстрый набор профессий: работал на сверлильном станке, был формовщиком в литейном цехе, подносчиком кирпича на стройке, библио­текарем, чертёжником-архивариусом, посещал рабфак Ленинградского университета, готовясь поступать в медицинский институт…
«Сейчас и сам удивляюсь, – сообщал он в автобиографии (1960), – тогдашней своей непоседливости, но в те годы частая перемена мест казалась мне вполне естественной. Я всё искал чего-то, а чего – и сам не знал. Всё это время писал стихи, но, как правило, никому их, кроме ближайших друзей, не показывал».
А потом были литературная группа при городской молодёжной газете «Смена» и «Молодёжное объединение» при Союзе писателей. Были встречи с Ю. Тыняновым, М. Зощенко, А. Ахматовой, Н. Заболоцким…
В 1930 годы советские поэты с энтузиазмом воспевали эпоху великих дерзаний, и Шефнер тоже отметился стихами о «гневном и крылатом» ветре «в краю полярной темноты» и другими. Но стихов такого плана у него было немного. Для него согласие с природой становилось и этической нормой, и условием нравственного совершенствования, что не исключало трагических нот в стихо­творениях и не отменяло безответных вопросов.
Мысль о кратковременности человеческого существования дисциплинировала и подсказывала: земная жизнь – цепь мимолётных мгновений, и каждое из них неповторимо. Чем человек свои мгновения наполнит и как поведёт себя – зависит от него самого, от его отношения к миру и к другому человеку. Так обозначилась в лирике Шефнера, как магистральная, проблема нравственного выбора.
Первая книжка стихотворений Вадима Шефнера «Светлый берег» вышла в 1940 году. А потом была война. Фронт. Ратный труд. Потеря друзей. Жажда жизни. Для человека, смотревшего смерти в глаза, каждый день был воистину – праздник нежданный.
Вторая книга стихов – «Защита» – опубликована в блокадном Ленинграде в сентябре 1943 года. В ней рельефно и неповторимо запечатлён облик блокадного Ленинграда. Война и блокадный опыт позволили поэту переоценить центральную тему его лирики – тему жизни и смерти, и поставить во главу угла мысль о человеческом достоинстве.
И совсем неслучайно этот новый плацдарм Шефнер занимал вместе с Б. Слуцким, Д. Самойловым, О. Берггольц, С. Орловым, К. Симоновым, С. Гудзенко и другими поэтами военного поколения.
Моральное очищение и возможность быть самим сбой, подходить к себе с более высокой мерой взыскательности, – вот что было для него актуально. Прошлое незыблемо и неповторимо. Предавать прошлое анафеме и тем удовлетворяться – попросту недальновидно. Он считал, что куда честнее покаяться, не оправдывая «вчерашнего дня».
Мы не станем здесь рассказывать о жизненном и творческом пути поэта. Лучше самого Вадима Шефнера об этом не скажет никто: «Литературный путь мой – полвека с гаком – не назовёшь радостно-гладким и похвально-победоносным: случались на нём и рытвины, и ухабы, и ушибы. А на судьбу жаловаться всё же грех – книг за свою жизнь издал я изрядно».
И вот к 100-летию со дня рождения сын Вадима Шефнера Дмитрий и многолетний редактор книг поэта И. Кузьмичёв составили и выпустили в свет под редакцией А. Пурина в издательстве ООО «Журнал «Звезда» книгу стихов разных лет Вадима Шефнера «Непрерывность».
На презентации книги в Доме-музее А. Ахматовой тепло вспоминали о поэте его друзья Я. Гордин, А. Арьев, А. Кушнер, Б. Друян и другие известные петербургские литераторы. В переполненном зале звучали стихи Вадима Шефнера.И казалось, что сам поэт в эти минуты находится среди тех, кто пришёл вспомнить о нём.
А для нас, живущих ныне, 100-летие Вадима Шефнера – хороший повод вспомнить о тех, кто в кровопролитной войне, на фронте и в тылу, завоевал для нас право спокойно жить на свей земле.
Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code