Буерный отряд на Ладожском озере

С первых дней Великой Отечественной войны началось формирование «Морского ополчения». Комплектовалось оно только из добровольцев. В составе Ленинградской военно-морской базы создавались специальные отряды моряков различного назначения. Туда охотно зачислялись спортсмены-парусники из ленинградских яхт-клубов.

Благодаря раннему ледоставу уже 7 – 9 ноября 1941 года моряки группы плавсредств ПВО осуществляли связь с артиллерийскими батареями и прожекторными установками на фортах Невской губы. Группы плавсредств ОВРа (охраны внутреннего района) на буерах вели разведку вдоль морского канала и южного берега Финского залива (районы Стрельны-Петродворца).

Видимо, этот пример подсказал командованию возможность и целесообразность использования буеров на льду Ладожского озера при организации ледовой трассы. 14 ноября 1941 года в части плавсредств ПВО Невской губы (командир капитан 2-го ранга Смирнов) был получен приказ отобрать крепкие буера и укомплектовать опытными яхтсменами отряд для отправки на Ладожское озеро.

Буера были отобраны из материальной части Ленинградского яхт-клуба на Петровской косе. Всего приготовили 19 буеров парусностью от 35 до 50 квадратных метров. Буерный отряд формировался на базе Ленинградского ОВРа. Бойцам выдали новое личное оружие – автоматы ППД (пистолет-пулемёт Дегтярева), специальное снаряжение и новое обмундирование. Вместо шинелей дали новые полушубки. Новое обмундирование было приспособлено для длительного пребывания в суровых условиях.

Буера в разобранном виде на автомашинах перевезли с Петропавловской косы на Финляндский вокзал. Погрузили на железнодорожные платформы, а для личного состава отряда был подан вагон дачного сообщения. 16 ноября, ночью, отряд прибыл на станцию Ладожское озеро. Буера перенесли на берег и немедленно приступили к их сборке. К утру все буера были собраны. По прибрежной кромке льда утром отряд перешёл своим ходом в деревню Коккорево. Личный состав разместили по избам местных жителей деревни. Командиром отряда общей численностью 75 человек был опытный яхтсмен лейтенант И.И. Сметанин.

Отряд поступил в распоряжение начальника ледового участка дороги капитана 2-го ранга М.Н. Нефедова. Штаб размещался в здании школы д. Коккорево. И вот наступил момент первого выхода на лёд Ладожского озера. Было это 18 ноября 1941 года. Три буера (командиры Кочергин, Храмцов и Лодкин) должны были произвести разведку в районе Бугровского маяка. Необходимо было определить, есть ли немецкие патрули на берегу озера. После разведки всем буерам надлежало идти в Кобону, где надо было взять бензин в бочках и доставить его в Коккорево.

Вышли в озеро в темное время, ориентировались по компасам. Потом взошла луна, небо очистилось от облаков. Мороз усилился, однако лёд был тонкий – 7–10 см. Ветер позволял держать скорость под парусом 50 километров в час.

Звено буеристов, войдя в район Бугровского маяка, сделало несколько галсов, но немцев на берегу не обнаружили. Отошли к северу и, передохнув у острова Зеленец, направились в Кобону. Буеристов там уже ждали. Надо было торопиться, чтобы затемно вернуться в Коккорево. Погрузили на каждый буер по две бочки с бензином. Обратный путь был тяжел. Буера перегружены, управлялись плохо, ветер был слабый, нужной скорости было не набрать.

Днём противник вел арт-обстрел и проводил бомбежки. Поврежденные участки льда затягивало довольно быстро тонким льдом, и они выглядели так же, как и толстый лёд. Тем более ночью разглядеть опасные места было невозможно.

Когда преодолели более половины пути (а от Кобоны до Коккорева 27–30 км), буер Лодкина провалился в полынью. Моряки сумели благополучно выбраться на лёд, а буер пришлось разбирать в воде, отдельно по частям вытаскивать на крепкий лёд, потом вновь собирать, грузить бочки с бензином и продолжать путь. Все эти работы были проделаны на ветру, при морозе минус 20 градусов и в мокрой одежде.

Через несколько километров – снова беда. Один из буеров, которым управлял Храмцов, попал в трещину, поломался конёк. Снова ремонт. Это повторялось несколько раз. Сложности были и при преодолении образовавшихся торосов. Только к 6 часам утра буера пришли в Коккорево. Буеристов здесь очень ждали. Бензин из бочек разливали в ведра и заправляли автомашины, которые стояли в большом количестве с совершенно пустыми бензобаками. При движении по льду Ладожского озера на Коккорево буеристы в течение всего пути наблюдали вереницу людей, которые шли друг за другом с интервалом 2–3 метра и в заплечных мешках несли продовольствие для жителей блокадного города. Большинство было одето в военную форму.

Продовольствие прямо на берегу принимали и брали на учёт. Грузили на только что заправленные бензином автомашины, и автомобили с драгоценным грузом трогались в Ленинград. И первый хлеб, доставленный по льду Ладожского озера, прибыл в блокадный город к середине дня 19 ноября 1941 года.

Первый рейс через Ладогу по неокрепшему льду запомнился буеристам на всю жизнь. После этого они добирались до Кобоны за медикаментами, мукой и другими грузами. Были срочные переброски командующего состава армии.

Иногда буеристам приходилось выходить на лёд и днём. Тогда немецкие самолёты устраивали охоту за ними. Но всегда выручали высокая маневренность и скорость буеров. С 22 ноября на лёд вышли автомобили – толщина льда достигла 15 – 20 см. Для буеров грузовые операции прекратились. На буерный отряд возложили охрану дороги и ведение разведки к югу от трассы.

В середине декабря, после обильных снегопадов, пришлось менять у буеров коньки на лыжи. До конца декабря отряд размещался по избам д. Коккорево. Позднее, когда участились налёты немцев на деревню, отряд буеристов был переведён в землянки, вырытые на берегу озера под Осиновцом. Рядом с землянками располагался авторемонтный завод.

В декабре на льду озера поставили зенитные орудия, на трассе расположились батальоны охраны, медицинские обогревательные палатки, регулировщики. Отряду буеристов была поставлена очередная задача – помогать автомобилистам на ледовой дороге. Используя опыт и умение работать на льду, надо было вытаскивать застрявшие машины, поднимать частично провалившиеся под лёд.

На ледовой дороге был установлен очень строгий порядок, по которому водитель не имел права отлучаться или покинуть повреждённую машину. Моряки-буеристы помогали шоферам либо вытащить машину на чистый крепкий лёд, либо перегрузить грузы на встречную пустую машину.

Для выполнения поставленных задач отряд был разбит на три команды. Выход на лёд строго контролировался, для этого выдавались специальные удостоверения. У Вагановского спуска (сейчас там находится «Разорванное кольцо») установили КПП. Первые машины на этом месте вышли на лёд 16 декабря. И именно на этом месте и с этого дня окончательно заработал пропускной режим.

Кроме помощи автомобилистам, буеристы часто оказывали помощь нетерпеливым ленинградцам, рискнувшим в обход КПП самостоятельно пуститься пешком через Ладогу. Путь был тяжел, а сил у блокадников – очень мало. Поэтому многим оказывали медицинскую помощь, выводили на трассу, устраивали на проходящие машины.

Этим отряд занимался в течение января, февраля и половины марта. Потом в середине марта отряд получил приказ возвращаться в Ленинград. В разобранном виде на автомашинах буера были доставлены на базу Ленинградского ОВРа на один из теплоходов, стоявших у причала яхт-клуба «Водник».

Подготовил Александр ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code