Управляя парусами

По сложившейся традиции в конце лета проводится итоговый, так называемый большой августовский педагогический совет. Нынешний год не стал исключением – 27 августа в КДЦ «Южный» собрались педагоги и воспитатели, директора школ и руководители дошкольных учреждений Всеволожского района, чтобы подтвердить готовность к началу нового учебного года, определить первоочередные задачи и четко обозначить проблемы в сфере районного образования.

Обо всем этом – в разговоре с председателем Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Александром Моржинским.

– Александр Тихонович, какие основные задачи стоят сегодня перед районной педагогической общественностью?

– Широкий круг задач, поставленных перед системой образования на федеральном и региональном уровнях, дал мощный стимул качественным изменениям в отрасли.

Обеспечение заданного уровня заработной платы работников сферы образования, снижение очередности в детские дошкольные учреждения, развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, совершенствование механизмов поддержки молодых педагогов, развитие материально-технической базы образовательных учреждений, приведение нормативно-правовой базы образовательных учреждений в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» – вот далеко не полный перечень направлений, для реализации которых мы прилагаем совместные усилия.

Реализация поставленных задач подкреплена финансовым обеспечением. Бюджет отрасли «Образование» Всеволожского района в 2014 году составляет 3 308 000,0 тыс. рублей.

– Выросла ли зарплата педагогов?

– Указом Президента Российской Федерации в качестве одной из первоочередных поставлена задача обеспечения соответствия средней заработной платы учителя на уровне не ниже средней заработной платы по экономике региона. В целом по району прогнозируемые показатели достигнуты: средняя заработная плата работников отрасли «Образование» за I полугодие 2014 года составила 28 980 рублей.

– Александр Тихонович, насколько успешно в районе решаются обозначенные Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным приоритетные задачи в области развития системы дошкольного образования?

– Доступность дошкольного образования – не только еще одна из приоритетных задач, но и значимый показатель социального климата.

На территории Всеволожского района сохраняется проблема по обеспечению детей дошкольного возраста местами в детских садах. Муниципальная сеть образовательных учреждений представлена 18 дошкольными образовательными учреждениями и 12 дошкольными отделениями общеобразовательных учреждений.  На первое июля текущего года детские сады посещали более 8 тысяч человек, это больше, чем на тот же период прошлого года.

Увеличение контингента детей дошкольного возраста произошло за счет реализации комплекса мероприятий, таких, как введение в эксплуатацию дошкольного отделения МОУ «Гарболовская средняя общеобразовательная школа» на 50 мест; уплотнение групп в функционирующих образовательных учреждениях, изменение видового и возрастного разнообразия групп.

В 2013 – 2014 учебном году продолжалась работа по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях Всеволожского района.

В настоящее время ведутся ремонтные работы в помещениях, расположенных на 1 этаже жилых домов и в имеющихся помещениях действующих дошкольных учреждений с целью изменения их функционального назначения. В результате этой работы планируется в нынешнем, 2014 году дополнительно создать еще 200 мест.

Здесь же следует отметить, что на территории г. Сертолово завершается строительство муниципального дошкольного учреждения в микрорайоне Черная Речка на 140 мест, ведется строительство детского сада в д. Новое Девяткино на 210 мест, состоялся конкурс на строительство детских садов в г. Всеволожске на 160 мест и в деревне Янино на 220 мест; заключен договор безвозмездного пользования зданием детского сада на 110 мест в поселке Мурино.

В целом комплекс мероприятий, реализованных на территории района, снизил очередность в детские дошкольные учреждения. По данным автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад», на 01.07.2014 года численность детей в возрасте от 0 до 7 лет, состоящих на учете для зачисления в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составила 4452 человека.

Показатели развития муниципальной системы дошкольного образования имеют положительную динамику и задачей 2014 – 2015 года является сохранение достигнутых результатов.

– Что представляет собой сегодня система общего образования Всеволожского района?

– Система общего образования – ключевой элемент в становлении и развитии личности, именно к ней обращено повышенное внимание, в том числе и в отношении качества предоставляемых услуг.

Сеть общеобразовательных учреждений района в 2013 – 2014 году не изменилась. В 29 общеобразовательных учреждениях, подведомственных Комитету по образованию, на 01.06.2014 года обучалось 18 356 человек, что на 684 человека больше, чем в предыдущем учебном году.

Основной внешней оценкой деятельности общеобразовательных учреждений являются результаты единого государственного экзамена по основным предметам – русскому языку и математике. Все выпускники, допущенные до экзаменов, успешно прошли процедуру государственной итоговой аттестации.

На общем фоне снижения абсолютных результатов ЕГЭ, связанных с изменениями в процедуре контроля за проведением экзаменов, приятно отметить стабильные результаты выпускников наших школ.

Средний тестовый балл результатов ЕГЭ по русскому языку и по математике в 2014 году оказался выше среднеобластных показателей. Хорошие результаты показали выпускники школ города Всеволожска – № 2 и № 3, Кузьмоловской школы № 1, Колтушской школы им Павлова, Сертоловской школы № 2.

По результатам ЕГЭ двое выпускников общеобразовательных учреждений района получили максимально возможное количество баллов – 100, это Ксения Звездкина из Сертолово и Арсений Стефаненко из Всеволожска.

В 2013 – 2014 учебном году за особые успехи в учении по образовательным программам среднего общего образования 37 обучающихся общеобразовательных учреждений Всеволожского района были награждены золотой медалью Ленинградской области и 18 обучающихся – серебряной медалью Ленинградской области.

В 100% общеобразовательных учреждений введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Новое содержание начального общего образования в 2013 – 2014 учебном году осваивали 7261 учащийся (86,48% в общей численности учащихся начальной ступени), из них 6295 человек – это 100% учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов и в экспериментальном режиме 966 учащихся 4-х классов.

Как достижение системы образования, необходимо отметить итоги участия обучающихся района во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2013 – 2014 учебном году в муниципальном этапе олимпиады приняли участие 2 743 школьника, 240 из которых представляли Всеволожский муниципальный район на региональном этапе. Пятеро учеников наших школ стали победителями регионального этапа и 63 – призерами.

В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 6 обучающихся Всеволожского района, из них 2 стали победителями, 1 – призером.

Лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи Ленинградской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали четверо наших юных земляков. Есть у нас и двое стипендиатов Губернатора Ленинградской области.

В этом году именной премией Главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» были награждены 185 учащихся. Из них – 115 победителей и призёров школьных олимпиад из 18 образовательных учреждений района, 70 воспитанников спортивных школ, Дворца детского и юношеского творчества и Детской школы искусств имени М.И. Глинки и 141 педагог, благодаря которым всеволожские школьники имеют достижения в учёбе, спорте, творчестве.

Развита в нашем районе и система дополнительного образования – в этом году почти 13 тысяч детей обучались по программам, включающим в себя десять различных направлений.

Творческие коллективы, студии, спортивные команды, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования в 2013 – 2014 учебном году, приняли участие в 45 Международных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, в 30 Всероссийских олимпиадах, конкурсах и фестивалях и в 72 региональных, где стали победителями и призерами. 9 представителей хоккейной команды МДОБУ ДОД ДДЮТ получили звание «Мастер спорта России», 15 обучающихся спортивных школ Всеволожского района получили звание «Кандидат в мастера спорта».

– Александр Тихонович, но ведь в каждом достижении учеников есть вклад учителя-наставника. Есть ли в этом году впечатляющие достижения у педагогов Всеволожского района?

– Безусловно, творческий потенциал педагогических кадров, работающих в наших образовательных учреждениях, – залог успеха системы образования в целом.

Среди наших педагогов – победители и лауреаты областного конкурса ПНПО, определяющего лучших учителей Ленинградской области, победители и лауреаты конкурсов «Классный, самый классный», «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитатель года» и «Педагог года».

– Каковы целевые ориентиры развития районной системы образования?

– Подводя итоги года и учитывая основные задачи государственной политики, мы определяем следующие приоритетные направления деятельности: обеспечение доступности дошкольного и дополнительного образования, обеспечение качества общего образования, обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие системы конкурсов профессионального мастерства, совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание современной инфраструктуры образовательных учреждений, совершенствование нормативно-правового обеспечения образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом и законодательными актами, регулирующими деятельность сферы образования.

Каждому педагогическому коллективу необходимо еще раз обратиться к стратегии развития учреждения в условиях изменений, происходящих в российской системе образования. Как когда-то сказал римский поэт Овидий, «Исход крупных дел часто зависит от анализа мелочей». И от того, как педагогическая общественность оценит исходное состояние функционирования учреждения, какие основные ориентиры заложит в миссию учреждения, как спроектирует древо целей и как, с учетом существующих ресурсов, найдет наилучшие способы достижения поставленных оперативных и стратегических задач, зависит будущее не только конкретно взятого образовательного учреждения, но и достойное будущее детей, которых мы ведем за собой и идем рядом с ними.

Впереди, казалось бы, привычный маршрут, и многие препятствия, стоявшие на пути целые годы, устранены, но появились новые малознакомые повороты, тяжелые подъемы и опасные спуски, требующие напряжения всех сил.

«…Мы не можем управлять ветром, но мы можем управлять парусами!», и это дает уверенность, что все поставленные задачи будут успешно реализованы благодаря творческому труду педагогов. И пусть новый учебный год зажжет новые звезды талантливых учеников и их наставников.

Беседовала Светлана ЗАВАДСКАЯ

Фото Антона КРУПНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code