«Идёт солдат по городу…»

С 1 апреля в нашей стране стартовал очередной весенний призыв солдат срочной службы в ряды Вооруженных сил страны. 154 тысячи новобранцев, согласно указу президента В. Путина, должны встать в этом году «под ружье». Пятьсот новобранцев будут призваны из нашего района. И первые, в том числе торжественные проводы – с вручением подарков от депутатов, прошли.

– Весенний призыв во Всеволожском районе стартовал успешно, – констатировал начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела комиссариата Ленинградской области по городу Всеволожску и Всеволожскому району, подполковник запаса М.В. Михайлов. А в тот день, когда наши корреспонденты приехали на призывной пункт в микрорайон Южный, отправки на военную службу ждали еще десять человек, в том числе в особый, так называемый «президентский полк».

«Мечтаю о краповом берете!»

…Первый будущий солдат, с которым мы в тот день познакомились, немного раньше пришел в военкомат. «Без мамы и папы, без всего этого торжественного эскорта», как он сам выразился. Во-первых, потому что его в этот день еще никуда не отправляют, во-вторых, у парня несколько иная задача. Парня зовут Дмитрий Кузнецов, ему 18 лет, он успел окончить Морской технический колледж, получить специальность матроса-моториста, но местом будущей службы почему-то хочет видеть не палубу корабля и бушующий океан, а совсем другие горизонты. Дима – парень симпатичный и контактный – охотно делится с нами своими ближайшими жизненными планами:

– Пришел к военкому поговорить о месте будущей службы, я уже один раз был у Михаила Владимировича, сказал, что очень бы хотел служить в войсках специального назначения, проще говоря, в «спецназе», он пообещал посодействовать. Вот пришел узнать, есть ли результаты.

Невооруженным взглядом видно, что Дима – парень не только симпатичный, но и спортивный, поэтому шутливо замечаем, что он ведь флотский парень! И Морской колледж окончил, и фамилия у него вполне легендарная: адмирал Кузнецов не родственник вам? И зачем тебе, парень, спецназ. Парень в тон нам отвечает: «Откуда, мол, у парня испанская грусть?!» А есть, оказывается, причины: двоюродный старший брат Димы – Алексей – проходил срочную службу в рядах спецназа. Два года. Потом еще четыре в Чечне, уже по контракту. Рассказы старшего брата не только не отвратили младшего от армии, но и придали ему решимости проситься в дивизию имени Дзержинского. «Там у людей постоянно есть дело, огромные физические нагрузки, на пределе человеческих возможностей, – высказывал нам свою точку зрения Дмитрий, – постоянная проверка, что это тебе по плечу. В общем, это тебе не на камбузе картошку чистить, это дело для настоящих мужчин».

У Дмитрия Кузнецова есть мечта – сдать в процессе службы нормативы на краповый берет. «Хотя это и очень трудно, – соглашается парень, – но я буду очень стараться! Только бы попасть в спецназ…» Дима остается ждать, можно сказать, своей судьбы, потому что у военкома – так проще и привычнее называть подполковника запаса Михаила Владимировича Михайлова – сегодня очень много дел. Первостепенная задача – отправка очередной партии новобранцев, которые уже с многочисленными сопровождающими и провожающими заполнили все пространство перед военкоматом, его коридоры. Но он на ходу кивает Дмитрию Кузнецову: «Подожди! Скорее всего, все у тебя будет в порядке, я занимался твоим вопросом».

– Вы что, всех новобранцев помните и их проблемы? – спрашиваю у военкома. – А как же! Служба у нас такая: всех знать в лицо, – отвечает Михайлов.

А мы отправляемся знакомиться накоротке с новобранцами и их родителями, фотографировать на добрую память и расспрашивать, с каким настроением они идут служить.

Парадным строем по Красной площади

– А с хорошим! Даже с отличным! – бойко отвечает стриженый «под ноль» парень. Он, похоже, единственный тут щеголяет модной армейский прической, и у него самое большое «сопровождение».

– Это моя группа поддержки, – шутит Сергей Чайченко (так зовут будущего Ивана Бровкина), – все друзья-товарищи со школьного двора и нашего пожарно-спасательного колледжа пришли меня поздравить и проводить. А это моя мама, Людмила Ильинична.

– И мои друзья, друзья нашей семьи пришли Сережу проводить, пожелать ему доброго пути, – включается в разговор Людмила Ильинична, – мы, как ни странно, спокойны за Сережу. Во-первых, он себе выбрал и в мирной жизни очень мужскую профессию – пожарного; а во-вторых, мне кажется, отношение и к армии, и внутри самой армии изменилось в лучшую сторону. Мы верим, что все будет хорошо, а служба в армии Сергею только поможет.

Что этот год сослужит ему добрую службу, уверен и Александр Семеновский. Представляется серьезно и основательно: «Александр Вячеславович! Новобранец». У Александра Вячеславовича вполне мирная профессия: он столяр-краснодеревщик, окончил соответствующий колледж, но, поговорив с молодым человеком, понимаешь, что в дальнейшем он не исключает для себя и военной карьеры.

– Послужить надо, обязательно надо, – высказывает свое мнение Александр, – потому что без военного билета, без соответствующей записи тебя ни на одну приличную работу не возьмут, потому что бегать-то как зайцу как-то несерьезно, да и служить всего год, а не 25 лет, как во времена Суворова. А там, может быть, и в военное училище поступлю, мне в принципе нравится дисциплина, нравится форма. Это хорошая профессия для мужчины, правильная – Родину защищать.

Хоть и банально звучит, потому что часто повторяется, но лучше-то ведь не скажешь: «Есть такая профессия – Родину защищать!» Между тем замечаю, что у бабушки Саши – Татьяны Алексеевны Семеновской – глаза, что называется, все-таки «на мокром месте».

– Переживаете за внука? – спрашиваю у ветерана труда. – Ну а как не переживать-то? – отвечает бабушка, – как-никак родная кровинушка, всего 18 лет. Хотя… мой папа ушел Родину защищать в свои неполные восемнадцать… Но это было все совсем другое!..

Спрашиваю у Татьяны Алексеевны, не обидно ли ей, рядовой и необученной, что так негативно в последние годы стали относиться и к службе в армии, и к армии в целом, и есть ли тут положительные изменения?

– Обидно, конечно! – отвечает она, – как раньше в армию провожали! Всей деревней, всем двором. С песнями, с таким настроением парни наши шли служить! Но вы знаете, мы всей семьей смотрели Парад Победы 9 Мая на Красной площади, так я тоже слезу пустила: такие красавцы, такие молодцы, такая мощь и сила! Просто любовались и гордились. И я так думаю, что, если бы мой внучок в парадном строю по Красной площади прошел, пределу моему восторгу не было бы!..

Но Александр Семеновский уже знает, что он будет служить во внутренних войсках, так что не видать ему Красной площади. Хотя кто ж его знает!.. Может быть, действительно, поступит молодой человек после армии в военное училище – ведь есть такая мысль, и в составе курсантов пройдет парадным строем по Красной площади. А вот для Владислава Шабаева такая возможность не исключается уже в ближайший год.

Владислав прошел отбор, причем это строжайший отбор! – в полк особого назначения, в так называемый Президентский полк. И должны признать: и статью, и спортивной выправкой парень вполне соответствует нашему представлению о том, какие парни должны служить в этом элитном полку. Дедушка и папа будущего солдата относятся к будущему сына и внука с должным почтением, но смотрят на вещи с точки зрения людей послуживших. К примеру, папа – Александр Евгеньевич – отслужил срочную в строительных войсках, дедушка Евгений Иванович Шабаев – в ВВС России. Со знанием дела он говорит:

– Что Президентский полк – это, конечно, почетно, это мне гордость, что хорошего парня воспитали, там же и биография семьи, все-все проверяется, кого попало не берут, что скрывать. Но ответственность какая! К примеру, у могилы Неизвестного солдата караул нести или в Параде Победы участвовать, вот на следующий год будет 70 лет Победы. Да и просто штаб армии охранять, все это очень непросто, это столько ему прошагать предстоит, столько поучиться, так что служба медом не покажется! Да и не должна служба быть медом, хотя сейчас – мы смотрели «Служу России», показывали, в каких условиях современные солдаты служат, – так это курорт по сравнению с теми казармами, в каких мы жили два года.

– Надеемся, он не подведет нашу семью, – вступает в разговор и папа, Александр Евгеньевич, не посрамит род Шабаевых, где все служили, и даже мама – настоящий полковник. «Это как?! – изумляемся мы, как мама полковник? Милиции, наверное?..»

– Почти угадали, – улыбается симпатичная женщина, до того не вступавшая в диалог мужчин. – Я работаю в прокуратуре.

– Так и «ваша служба и опасна, и трудна», – словами из песни мы продолжаем диалог уже с Ольгой Шабаевой. Вот отчества мы у нее как-то не уточнили, потому что торопились до начала отправки поговорить еще с кем-нибудь.

Ромка и Фомка – солдаты!

Агамир Гейдарович Рамазанов – кадровый военный. Майор в отставке, служил в Монголии, в Забайкальском военном округе, Прибалтийском военном округе и в Ленинградском военном округе. Служил в особом отделе, про армию знает все: и лучшие, и теневые ее стороны для него не тайна. Сыновей – Ромку и Фомку (так он любовно их называет) – воспитал настоящими мужчинами и воинами. Старший – Роман Александрович – уже вполне сложившаяся личность. Он успел получить высшее образование, юридический институт, поработать в прокуратуре. Но поскольку в его учебном заведении не было военной кафедры, пошел в армию. Служить будет во внутренних войсках, в поселке Лебяжьем.

Так что в армию провожают сегодня его. Всей семьей. Мама, папа, дедушка, младший брат Фомка и девушка Варвара. Папа со знанием дела дает нам интервью:

– Я за своих сыновей не переживаю. И Ромка, и Фомка с детства знают, что такое военная службы, что такое армия, потому что армия – это была жизнь нашей семьи. Они ко всему приучены и все знают, что должен знать и уметь мужчина и солдат. Я за них совершенно спокоен.

– Совсем не переживаете? – задаем вопрос майору в отставке. – И на чем зиждется ваше спокойствие?

– А мое спокойствие зиждется на том, что у нас прекрасное государство, отличный президент и самый надежный министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу. С такими мужчинами мы должны быть спокойны за наших сыновей, а люди – за страну. Так что пусть служат, а мы их подождем. И обязательно дождемся.

Нет никаких сомнений! Год пролетит очень быстро. Что такое год в жизни человека – миг! Какая-то песчинка в часах времени. Но армия в жизни мужчины, даже если это всего год, – сама по себе целая жизнь. Да, трудная, порой опасная, но, возможно, и самая запоминающаяся…

Татьяна ТРУБАЧЕВА

P.S. Мы уже покидали призывной пункт, но тут заметили, что будущий десантник Дима Кузнецов беседует с военкомом Михайловым. Подошли: «Ну, как дела, боец?» – «Все хорошо, даже отлично! – был ответ, – Михаил Владимирович сказал, что меня берут в дивизию имени Дзержинского. Так что мечты сбываются!»

Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code