«Я счастливый человек»

В эти дни мы отмечаем 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. 70 лет назад, именно в этот день, 27 января 1944 года, Ленинградский театр музыкальной комедии давал спектакль «Королева Чардаша» Имре Кальмана. Это наш, ленинградский вариант «Сильвы». Спектакль играли на сцене Театра драмы имени Пушкина, так как свой, собственный знаменитый Дом оперетты на Итальянской улице был разбомблен. Но театр оперетты – мало кто сейчас об этом помнит – работал всю блокаду. Народная артистка РСФСР, звезда театра Зоя Виноградова это прекрасно помнит. Она пришла в Театр музыкальной комедии в 1949 году, там же встретила и своего знаменитого будущего мужа, народного артиста РСФСР Виталия Копылова. Вместе бессчётное количество раз они сыграли и спели и в «Королеве Чардаша», и в «Моей прекрасной леди», и в «Поцелуе Чаниты»… Да разве перечислить все, что сыграно, спето за 63 года работы в театре, который был выбран один раз и на всю жизнь.

Наш корреспондент встретилась с народной артисткой России, лауреатом высшей театральной премии «Золотой софит», легендой отечественной оперетты Зоей Виноградовой накануне святого праздника Лениградской Победы – так часто называют день полного снятия блокады Ленинграда.

КОРР. Зоя Акимовна, я смотрела фильм «Дети блокады», там такие живые, очень достоверные, практически не монтированные рассказы людей, детьми пережившими блокаду. И в том числе вы, ваши рассказы. Я плакала практически весь фильм. Сколько же вам лет тогда было, в 41-м? Одиннадцать, тринадцать?..

ВИНОГРАДОВА. Нет, мне было 10 с половиной. Но мы же в блокаду так рано взрослели! Потому что когда моя мама уже не могла выходить на улицу, а кроме меня, еще двое детей было – Юренька годовалый и Вадинька трехлетний, всё легло на меня. Юренька в блокаду погиб, не уберегли. Погиб и мой папа, Аким Андреевич… Моя мамочка, Александра Григорьевна, Вадя и я остались в живых, а 1 апреля 42-го года мы одни из последних были вывезены по Дороге жизни на Большую землю, как тогда говорили…

КОРР. А папа был с вами в первый год войны? У него бронь была?

ВИНОГРАДОВА. Папа все эти страшные месяцы был с нами, он умер 27 января 1942 года в пять часов утра. Папа работал на заводе имени Сталина, потом это стал Ленинградский металлический завод, он был очень хороший специалист, они делали снаряды для фронта, и его не отпускали, хотя он несколько раз просился на фронт. И сейчас я думаю, если бы его отпустили на фронт, может, он и жив бы остался…

А так… когда он уже не смог выходить на работу, три дня дома лежал, за ним приехали из месткома два человека, чтобы увезти в стационар на заводе. А папа… он был высокий такой, большой, но его посадили на детские саночки и повезли. И я спустилась во двор, и в последний раз его увидела, как его, такого большого, еще живого, два человека увозили в стационар. И вот там он и умер от голода 27 января…

Мама уже не вставала совсем, и мне пришлось идти на завод. Одной. Я и сейчас-то не велика, а тогда, в десять лет, была настолько маленькая и истощенная… Скелетик такой, обтянутый кожей. Но я еще ходила. И я пошла на завод – вы представляете, где сейчас ЛМЗ, этот завод? А мы жили на улице Ленина. И вот я зимой, в эти жуткие морозы, под сорок или за сорок даже… Народу почти нет на улицах, сугробы страшные. И я на Гренадерском мосту, где-то посредине, стала замерзать. Присела так на корточки и стала замерзать. А там была будка с милиционером… И вот как-то он увидел, что человечек сполз по снегу и сидит? Как-то он это увидел!?..

Он подошел ко мне, забрал к себе в будку и дал мне горячего кипятку, и я забыла… не то еще кусочек хлеба, не то кусочек сахару… И да простит меня этот святой человек, но я забыла его имя… Я ему низко кланяюсь. Я выпила этот кипяток, съела этот кусочек, ожила, и все-таки дошла до завода. Попрощаться с папой… Он там и умер на заводе, в стационаре…

КОРР. А могила его где? Знаете?..

ВИНОГРАДОВА. Искала! Столько лет искала!.. Мне сказали, что тогда просто делали взрыв, – взрывали землю, чтобы была яма, и просто скидывали туда людей, потому что сил нормально хоронить людей ни у кого не было. Поэтому неизвестно, где похоронен Аким Андреевич Виноградов, хотя я очень долго искала… Я почему-то думаю, что на Богословском. У меня теперь и мамочка, и брат там похоронены. Я почему-то думаю, он там лежит, потому что это кладбище ближе всего к заводу, почему-то я думаю, что он лежит в этих общих могилах…

КОРР. Вот так, благодаря этому безымянному милиционеру, который нашел в себе силы спуститься, поднять ребенка замерзающего, дать кипятку, сахару кусочек… Сохранил для нашего поколения, на радость всем нам, такую звезду сцены, такую дивную птицу певчую…

ВИНОГРАДОВА. Я не люблю, когда меня так называют. Тем более у этого слова сейчас какой-то не тот смысл. Я не звезда, я просто счастливый человек. Во-первых, потому, что мне посчастливилось выжить в блокаду, Господь дал мне талант и голос, мы встретились с Витюшей (так Зоя Акимовна всю жизнь называла Виталия Копылова), и у нас был один театр на двоих…

Конечно, судьба меня хранила – через того же милиционера на Гренадерском мосту. А в следующий раз нашу семью спасла уже моя двоюродная сестра. Она воевала, была хирургической сестрой, и стояли они за Ладожским озером. И как только появилась у нее возможность, как только пошли первые машины по льду Ладоги, она с фронта прислала нам три маленькие посылочки. Первую в такой момент ужасный, когда украли у мамы карточки! А может, сама она потеряла, уж очень была обессиленная…

Я так это все помню, как будто бы вчера это было… Сидим мы с ней у печурки нашей, а дети – Юренька еще был жив – сидят в кроватке. Двери не закрывал уже никто – на тот случай, что если все умрут, чтобы люди могли зайти, забрать… И вдруг – такие тяжелые шаги по коридору, открывается дверь: «Виноградова здесь живет?» Мы оглянулись, и этот человек посмотрел на нас какими-то … белыми глазами буквально, каким-то сумасшедшим взглядом, бросил какой-то пакет на пол: «Вам посылка с фронта, если хотите ответить, внизу машина стоит!» Вот так бросил и убежал прямо!

КОРР. Он испугался?

ВИНОГРАДОВА. Конечно! Молодой парень, он впервые увидел блокадников. Сидят скелеты у печки, еще и разговаривают. Я думаю, это внушало ужас… Мама написала записочку, а я быстро спустилась к машине, ну настолько быстро, насколько могла, отдала записочку для сестры и пошла к своим. И слышу вслед: «Ну, эта-то уже все, уже не жилец»… А я ничего, выжила…

КОРР. Вы выжили… Ну а семья, как и многие семьи ленинградцев, переживших те самые страшные зимы 41–42-го, не без потерь вышли из блокады… Папа, маленький братик…

ВИНОГРАДОВА. А сколько еще других родственников! Почти все остались лежать на кладбищах… Нас ведь вывезли только в апреле 42-го. 1 апреля 42-го года – день еще одного моего рождения. Уже машины практически все шли по воде, и перед нами машина ушла под лед! Из-за этого мы восемь часов стояли в нашей машине на морозе. Мы все замерзли, скорчились! И даже когда нас перевезли через Ладожское озеро, вынимали буквально как дрова, потому что мы не могли разогнуться. И был такой ангар, куда нас всех заносили, складывали, как бревнышки, и доктор только кричал: «Не сажайте их к печке! Не сажайте, полопаются сосуды!» А там много уже было ленинградцев, нас грузили потом в вагоны товарные и отправляли кого куда. Но для начала нам дали хлеба. По целой буханке на каждого. И это была катастрофа. Люди не могли удержаться, ели и ели, их было не остановить… И некоторые так и остались лежать там же, в ангаре, а уж болели после как! Я помню, мама у меня силой отбирала этот хлеб, а я давилась и старалась запихать в себя побольше… Но опять – выжили…

– А далее дело было так. Нас этими эшелонами вывезли на Кубань, кстати, когда мы приехали туда, буквально через месяц станицу оккупировали фашисты, и мы шесть месяцев еще были и в оккупации. Потом наши войска освободили станицу, и мы три года еще там жили до возвращения в Ленинград. Это Краснодарский край, станица Темиргоевская. И очень скоро я стала народной артисткой станицы. Пела везде, во всех концертах, даже на радио уже пела!.. Там был замечательный Дворец культуры, там я и Снегурочку пела, и Любку Шевцову играла – кого я тогда только не спела, все арии учила на слух… И мы все мечтали вернуться в Ленинград… Так мечтали!

Но вернуться в Ленинград оказалось не просто. Все родные умерли в блокаду или погибли на фронте, и вызов семье Виноградовых прислать было некому. Квартиру их тоже заняли чужие люди, и тогда мама Александра Григорьевна приняла решение:  завербоваться на ленинградский завод «Знамя труда» вместе с дочерью. Так они вновь оказались в родном городе, только жить пришлось в подвале общежития завода. 18 метров на девять человек. Но на заводе тоже был Дом культуры, замечательная самодеятельность и художественный руководитель – Галина Юрьевна Каугер, главный концертмейстер Театра музыкальной комедии. Она буквально влюбилась в голосистую девчонку, которой природой был дан талант, обаяние и красота. Именно Галина Юрьевна пришла к главному режиссеру театра с просьбой: «Такая девочка у меня на заводе в самодеятельности поет – и Пепиту, и Чаниту, посмотрите ее!»

ВИНОГРАДОВА. Мне тогда было 18 лет. А в театре ставили «Золотой фонтан», и нужна была девочка на роль Алёнки. Таких девочек в театре не было. А мне хоть и было 18, я выглядела лет на 14–15… И вот Галина Юрьевна привела меня, а там Михаил Петрович Воловац и Григорий Полячек. Главный режиссер и главный дирижер. Какие это были люди! Они меня спрашивают: «Что ты споешь, девочка?» Я отвечаю, что могу спеть дуэт Пепиты и Микки из оперетты «Вольный ветер». Они говорят: «У нас сейчас все на репетиции, подпеть тебе в дуэте некому, давай что-нибудь другое, где одна ты». А я отвечаю: «Да я за всех могу одна!» И я им спела и за Микки, и за Пепиту, и еще что-то спела, потом сплясала! Они только хлопали…

КОРР. Хорошие учителя, прекрасная ученица. Выучилась так, что спела «Девушку без адреса» – играет Светлана Карпинская, а поет ведь Зоя Виноградова! Еще сыграла в кино «Мистер Икс», вместе с Георгом Отсом, еще в «Свадьбе Кречинского», спела и сыграла в сотнях спектаклях, награждена орденами и медалями, всеми мыслимыми театральными наградами… А правда, что после фильма «Моя прекрасная леди» вас стали называть «Прекрасной леди Советского Союза»?..

ВИНОГРАДОВА. Это на каком-то «Голубом огоньке» меня так в шутку ведущий назвал, и так это «прилепилось», что не оторвать! Я и сама вела «Голубые огоньки», и объездили мы с Виташей (царствие ему небесное!) весь наш Советский Союз, и в Кремле выступали, и на полевых станах перед комбайнерами, прямо с машины! И весь мир объехали. А в Англии мне довелось побывать в доме Бернарда Шоу и расписаться в «Книге Почетных гостей». Расписалась я, как лучшая исполнительница роли Элизы Дулиттл в оперетте «Моя прекрасная леди», и Алисочка Фрейндлих, как исполнительница этой же роли в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Мы вместе с ней там были.

КОРР. Ну, это уже мировое признание! А как вы вообще к своей славе относились, когда за вами толпы поклонников мчались?

ВИНОГРАДОВА. Я уже сказала в самом начале. У нас не было принято как-то кичиться, зазнаваться особо. Всю жизнь я любила своего Виташу, мы более полувека прожили вместе в полном счастье, и он через всю жизнь пронес меня на руках! А у него славы, кстати, побольше моей было! Их дуэт с Володей Матусовым имел огромную популярность! Их приглашали и в Норвегию, и в Германию, и в Швецию, и в Финляндию – всюду они были желанными гостями. А сколько мы с ним арий спели, в скольких спектаклях сыграли! И повсюду, где бы он ни был, просили спеть «Балладу о солдате» Соловьева-Седого и «Махнем, не глядя» Баснера…

Мне так повезло, что я встретила его, мне так повезло, что любовь наша была взаимной и друг к другу, и к оперетте, и к Ленинграду, потому что и я, и Виталий тоже очень любил наш великий город. И я всем желаю счастливой судьбы и счастливой любви. И поздравляю с праздником, который для меня главный в жизни.

В 2012 году народного артиста РСФСР Виталия Ивановича Копылова, партнера Зои Виноградовой в жизни и на сцене, не стало. Потерю эту она переживала страшно. Год не могла петь, год не выходила на сцену своего любимого театра. Год ее коллеги, друзья, просто зрители и поклонники ее таланта, как могли, всеми силами поддерживали любимую артистку. И несколько месяцев назад она вновь вышла на сцену. И вновь зал аплодисментами встречает каждый ее выход. А в эти праздничные дни народную артистку России Зою Виноградову очень многие хотели бы увидеть и услышать. И так и будет. Она еще споет…

Беседу вела Татьяна ТРУБАЧЁВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code