О другой судьбе не мечтала

Анна Ивановна Сосновских – директор Всеволожской специальной школы-интерната, заслуженный учитель школы РФ. Во Всеволожском районе А.И. Сосновских работает с 1971 года: вначале – организатором внеклассной и внешкольный работы в Рахьинской школе, с 1972 по 1989 г. – директором Всеволожской школы № 3, с 1989 по 1998 г. – заведующей городским отделом народного образования. В 2007 году отмечена Грамотой Губернатора Ленинградской области.

За заслуги в профессиональной деятельности имеет несколько государственных наград. В 2008 году А.И. Сосновских решением совета депутатов района удостоена звания «Почётный гражданин Всеволожского района».

В связи с юбилеем в адрес А.И. Сосновских пришло поздравление депутата Государственной думы РФ С.В. Петрова: «Ваша многолетняя плодотворная работа во Всеволожском районе по обучению, воспитанию подрастающего поколения снискала глубокое уважение педагогической общественности, населения района. Желаю Вам и Вашим близким доброго здоровья, счастья и благополучия!»

Непростая задача – рассказать о человеке, которого очень хорошо знают в нашем районе. Кажется, только одного имени Анны Ивановны Сосновских достаточно, чтобы собеседник начал вспоминать и о замечательных школьных годах, и о невероятных событиях, которые стали уже почти легендами нашего образования, – словом, обо всем, что связано с деятельностью этой удивительной женщины, которая 18 января отмечает своей 75-летний юбилей, но продолжает работать, причем не просто работать, но и руководить.

«Она родилась руководителем», – улыбаясь, но всерьез говорит об Анне Ивановне ее преемник на посту председателя районного комитета по образованию Александр Тихонович Моржинский. Он знает Сосновских лучше многих – вся его школьная и трудовая жизнь связана с ней. Его и попросили мы рассказать о своем учителе – и этот рассказ, эмоциональный, убедительный, – прекрасная неформальная характеристика Анны Ивановны, друга, старшего коллеги, профессионала и просто неординарного человека.

Моржинский помнит ее с самого первого дня своего ученичества – Анну Ивановну нельзя было не заметить: она была олицетворением Школы, альфой и омегой образования, которое ворвалось в жизнь семилетнего мальчика арифметикой и грамматикой, новыми друзьями, беготней на переменах, а еще – замечаниями строгих учителей и правилами поведения, которые нужно было учиться соблюдать.

– Какой она была в то время?

– Начиная с первого класса, – вспоминает А.Т. Моржинский, – мы знали, кто у нас директор. Она была непререкаемым авторитетом, все во Всеволожской школе № 3 решалось только с ее ведома, даже самые незначительные мелочи она держала под своим контролем.

Жизнь в школе, которая тогда размещалась в трех зданиях на 1-й линии Бернгардовки, была насыщенной и очень интересной. Каждый месяц отмечался каким-нибудь большим мероприятием, ученики вместе с учителями ходили на турслеты, проводили замечательные праздники. Неожиданных идей у директора школы было много, в их осуществлении участвовал не только педагогический коллектив, но и родители школьников.

Одни только зимние «Зарницы» чего стоили! На Школьном озере, которое тогда еще замерзало, проходили спортивные состязания для всех от мала до велика. Потом все вместе шли в лес и на поляне разжигали костры – воспоминания об этих удивительных днях до сих пор греют сердца выпускников школы № 3.

Анна Ивановна Сосновских не просто все это придумывала, но и была самой деятельной участницей событий. В спортивной форме, на полосе препятствий во время турслетов помним мы ее и в не столь отдаленные по времени годы. В редакцию газеты методист Л.Б. Трескунов однажды принес снимок с учительского туристского слета, на котором А.И. Сосновских, в то время уже солидная заведующая гороно, запечатлена в рискованный момент прохождения по канату. И это не был постановочный кадр – Анна Ивановна всегда была в самой гуще событий, проверяя все на себе самой.

Лидерские качества руководителя, ее смелость в принятии нестандартных решений Александр Тихонович оценил позже, когда стал полноправным членом педагогического коллектива, – после службы в армии он пришел в родную школу старшим пионервожатым. А пока он служил в армии, Анна Ивановна писала ему письма, ни на минуту не выпускала из поля зрения своего ученика и молодого коллегу, возлагая на него большие надежды.

История, о которой рассказал Моржинский, кажется почти невероятной, хотя в достоверности ее, зная Сосновских, усомниться невозможно. Да и «Российская газета» писала об этом много-много лет назад, когда дни школьного самоуправления были в диковинку.

Итак, однажды директор школы № 3, посовещавшись со своими учителями-единомышленниками, решила на день оставить учебное учреждение на старшеклассников и посмотреть, как они справятся с обязанностями администрации и учителей-предметников. Была проведена соответствующая подготовка, распределены обязанности – эксперимент стартовал. Педагоги, не без страха, надо думать, покинули школу и ушли… в кинотеатр смотреть кино. Понимала ли Анна Ивановна, что происходит на экране, трудно представить, ведь она ежесекундно думала, что сейчас творится в школе. Мобильных телефонов тогда еще не существовало, так что связи с секретарем и техническим персоналом не было. Оставалось лишь уповать… но на что? Только на удачу.

Велико было удивление педагогов, когда, вернувшись в школу, они узнали, что старшеклассники блестяще справились с обязанностями – и «руководители», и «учителя», а о такой дисциплине, царившей в учебном заведении в тот день, можно было лишь мечтать. Радовалось сердце директора, когда она слушала, как на равных общаются ученики и их педагоги, обсуждая проведенные уроки и проблемы, возникшие в отсутствие взрослых.Возможно, именно этот день стал судьбоносным для выпускников, выбравших профессию учителя. Они трудятся сегодня в школах Всеволожского района, да и по всей стране, наверное. Многие поздравляют Анну Ивановну с праздниками – открытками, по телефону. Ведь именно она помогла им определиться с призванием, без преувеличения дала дорогу в жизнь.Еще один совершенно невероятный эксперимент в годы ее директорства связан был с пионерской дружиной. Те, кто прошел школу советской пионерии, помнят, что дружина делилась на отряды-классы, каждый отряд состоял в свою очередь из звеньев. Руководили отрядами председатели, избранные самими пионерами. Чтобы проверить дисциплину в пионерских рядах, а заодно и укрепить дух единства, педколлектив по предложению неугомонной А.И. Сосновских решил День пионерии, праздновавшийся 19 мая, отметить неожиданной акцией.

В пять часов утра всех председателей отрядов вызвали в школу. В 5.30 они уже собрались. Родители, поднимавшие телефонные трубки, были ошарашены: что случилось? Куда в такую рань бегут их дети? По цепочке ребята должны были оповестить всех членов своих отрядов об общем сборе, а ведь некоторые жили достаточно далеко от школы и домашние телефоны были тогда не в каждой семье. Через 45 минут вся пионерская дружина в полном составе выстроилась на школьном стадионе – у воодушевленных важностью момента школьников блестели глаза, а на груди алели красные галстуки. День пионерии отметили песнями у большого костра и заранее заготовленным мороженым. А недоумевавшие поначалу родители сумели по достоинству оценить эту беспрецедентную акцию.

К сожалению, нынешним школьникам такое и во сне не приснится – унесло время многие замечательные достижения советской эпохи, когда школьное образование было немыслимо без патриотического воспитания, а работа на учебный результат не рассматривалась как самоцель. Как хорошо, что в жизни ее учеников была пионерская организация с прекрасной клятвой, кострами, сборами, летними лагерями, горнами и красными галстуками. И спасибо Анне Ивановне, вложившей душу и сердце в воспитание патриотов Родины.

В биографии А.И. Сосновских есть еще один потрясающий эпизод, достойный занять особое место в не созданном пока музее всеволожского образования, о котором давно мечтает А.Т. Моржинский.

Речь идет о строительстве в неправдоподобно короткие сроки нового здания для школы № 3 – того самого, где сейчас учатся дети из микрорайона Бернгардовка. «Еще весной там на болоте крякали утки, а первого сентября дети пошли в школу», – вспоминает об этом Александр Тихонович. И это не преувеличение – именно так и было. Старожилы вспоминают: не только утки крякали, но и коровы с лошадьми ходили.

Чтобы построить здание школы, А.И. Сосновских пустила в ход весь свой организаторский талант, всю бьющую ключом энергию, депутатские возможности (она дважды избиралась депутатом областного Совета) и совершила поистине невозможное – всего за несколько месяцев была подготовлена проектная документация, начаты и закончены строительные работы, открылось на новом месте образовательное учреждение.

Творческая мысль директора воспротивилась типовому проекту, и в ходе строительства школы Анна Ивановна решила осуществить перепланировку: перенесла гардероб с первого этажа в подвальное помещение, высвободив место под дополнительные кабинеты. Эта незапланированная работа тоже требовала времени.

Главный редактор нашей газеты В.А. Туманова, жившая в то время в Бернгардовке, прямо напротив стройки, вспоминает, как заинтересованно наблюдала из окна за процессом. Школа была очень нужна: ее дочь училась в начальных классах в школе на Мельничном Ручье и ездила туда на электричке, а сын должен был пойти в первый класс. Анна Ивановна буквально не покидала строительной площадки. В рабочей одежде, как заправский прораб, Сосновских руководила всеми работами, одновременно решая множество организационных задач. Мало кто верил, что она успеет, – задача казалась фантастической по сложности и невыполнимой. Однако ценой неимоверных усилий, при помощи коллектива учителей и родителей, Сосновских справилась и успела к началу нового учебного года открыть школу.

Вечером накануне первого сентября она отпустила учителей, а сама покинула школу в 12 ночи, чтобы в четыре утра снова быть там. Еще до начала торжественной линейки на стадионе возле школы собрались жители микрорайона, которые хотели таким образом выразить свою признательность коллективу школы и строителям, совершившим настоящий подвиг. За строительство школы А.И. Сосновских была награждена орденом «Знак Почета».

Конечно, работа во Всеволожской школе № 3 – главный и самый важный, но далеко не единственный этап большой биографии Анны Ивановны Сосновских, некоторые страницы которой стоит раскрыть. Родилась она в Ленинграде в 1939 году, а во время блокады города родители увезли девочку в Сургут, где прошло ее детство и наступила молодость. После замужества уехала с супругом в Усть-Ишим Омской области, оттуда – в Волосово, где жили почти все родственники, а затем и во Всеволожский район. Успела за это время дочку родить, окончить Герценовский педагогический институт, поработать пионервожатой, инструктором горкома комсомола, организатором внеклассной работы (уже в Рахьинской школе). А потом, перескочив сразу через пару ступенек административной карьеры, стала директором школы.

Следующая страница биографии – руководитель городского отдела народного образования. Эту ответственную должность Анна Ивановна занимала с 1989 по 1998 год.

За профессиональные заслуги в 1985 году она была награждена знаком «Отличник народного образования», а в 1986 году получила орден Октябрьской Революции – вторую по значимости награду в советской стране после ордена Ленина.

В 1998 году А.И. Сосновских возглавила Всеволожскую коррекционную школу-интернат. Вот уже пятнадцать лет она всю себя без остатка отдает этому весьма непростому по контингенту учреждению для «особых» детей, которому нужен именно такой директор – строгий, взыскательный, требовательный и мудрый.

В большом рабочем кабинете, под аккомпанемент телефонных звонков и постоянное хлопанье дверей (директор нужен всем – и воспитанникам, и персоналу, и посетителям, которые заглядывали каждые десять минут), мы беседовали с Анной Ивановной о жизни, о планах, о заботах, удивляясь ее потрясающему трудолюбию и профессиональной самоотверженности.

– Анна Ивановна, какие качества вы более всего цените в людях, с которыми работаете?

– Порядочность, верность, доброту. Очень ценю профессионализм, преданность работе. Не уважаю тех, кто способен на предательство. Такие в моей жизни тоже встречались, особенно когда возглавляла гороно, но, к счастью, их было немного. С возрастом я научилась чувствовать и понимать людей, поэтому сейчас, прежде чем делать выводы и принимать кадровые решения, вначале наблюдаю за человеком, изучаю его, помогаю – и, лишь убедившись, что не подходит для работы, расстаюсь с ним.

– В вашей профессиональной деятельности было много удач. Входит ли в этот список работа в коррекционной школе?

– Я горжусь отдельными направлениями в работе. Учреждение очень сложное, однако за последние годы сложился коллектив единомышленников. К научному руководству школой подключилась преподаватель ЛГПУ им. Герцена кандидат педагогических наук В.С. Кошкина, и это дало весьма ощутимые результаты. Наши педагоги добиваются, по результатам проводимых комитетам общего и профессионального обучения конкурсов, неплохих результатов в работе с больными детьми. Улучшилась, благодаря федеральной и региональной программам, материальная база школы. Значительно выросла квалификация учителей.

У нас много друзей и спонсоров, готовых помогать, – индивидуальные предприниматели, организации. Спонсоры сделали прекрасный ремонт школы – вы видите это сами. Хорошо, если бы все дети понимали, сколько для них делается…

Понимают, к сожалению, не все. Контингент здесь такой, очень сложный. Дети-сироты, которые попали из расформированных детских домов, дети родителей, лишенных родительских прав, дети с психическими проблемами, которых не обучают в общеобразовательных школах.

Каждое утро Анна Ивановна Сосновских проводит с ними беседы на разные темы, учит самым простым истинам, которые необходимы для социализации, для жизни в обществе. Их здесь обучают умению правильно вести себя, вежливости, воспитанности. Все мальчики, которые заглядывали во время нашей беседы в кабинет директора, удивляли манерами: «здравствуйте», «разрешите», «извините», «пожалуйста» – можно представить, сколько времени и сил потребовалось, чтобы такое поведение стало для ребят естественным.

Для многих школа-интернат становится родным домом. Маргарита Антонова, которую мы застали у А.И. Сосновских, окончила школу в 2011 году, сейчас учится в профессионально-техническом училище на повара. Уже вышла замуж, но в свою школу нет-нет да и приезжает из Кронштадта. Родителей у нее нет, а поговорить по душам иногда очень хочется. Анна Ивановна и выслушает, и поймет, и посоветует в трудных ситуациях, она для девушки как мать. К кому, как не к ней, прийти, если что-то не складывается в семейной жизни или просто хочется материнского тепла?

А.И. Сосновских никогда не подсчитывала, сколько у нее было выпускников. Много, конечно же. Некоторые добились больших успехов в профессии, она гордится ими. Особенно Александром Тихоновичем Моржинским, который вывел на самый высокий уровень дополнительное образование района, а теперь возглавил районный комитет по образованию.

Выпускники школы № 3 разных лет приглашают Анну Ивановну на свои встречи, помогают учреждению, которое она возглавляет, находят спонсоров. Словом, помнят ее, ценят и очень любят.

Но вернемся к нашей беседе, то и дело прерываемой визитами посетителей и звонками: у директора школы рабочий день, а мы с фотокорреспондентом вклинились в плотный график руководителя, у которого огромное количество неотложных дел.

– Работа – это ваша жизнь. Но ведь есть и семья, и друзья. Расскажите о том, кто вам дорог!

– Моя семья – это дочь, взрослый внук, которого я очень люблю, и маленькая правнучка, названная в честь меня Анечкой. Я очень благодарна дочери, которая всегда поддерживала меня, даже в тех ситуациях, когда муж меня не понимал. В семье я черпаю душевные силы, это моя опора в жизни. Есть, конечно, и подруги, с которыми очень многое связывает: и работа, и интересы. Их немного, но каждой я могу довериться в трудную минуту, спросить совета. Знаю: они никогда не подведут и не предадут. Спасибо им за это!

– Анна Ивановна, все ли вы успели выполнить в жизни? Все ли мечты сбылись?

– Быть всю жизнь руководителем я, конечно, не мечтала. Но когда работала вожатой в школе, запросто могла поднять и организовать 300–400 детей и учителей, значит, уже тогда проявились организаторские задатки. Эти способности заметили, дали возможность проявить себя во всей полноте, и я ни о чем не жалею. Не представляю, чем бы я еще могла заниматься в жизни, кроме этого. Но думаю, что могла бы стать хорошим учителем истории, хотя по специальности географ. Такой опыт был однажды – неплохо получалось.

Видимо, неуемная энергия для того и была мне дана, чтобы помогать детям и их родителям, делать учреждения, которыми мне доверяли и доверяют руководить, значимыми. Все сложилось именно так, как и должно было сложиться.

Очень хочется, чтобы Анна Ивановна еще долго оставалась на посту директора коррекционной школы-интерната – она здесь на своем месте, и трудно представить, кто ее сможет заменить, если все-таки Сосновских решится оставить эту хлопотную и такую тяжелую должность, которая, как она сама признается, «сжигает все нервы».

За пятнадцать лет она ни разу полноценно не отдыхала. Даже в эти новогодние каникулы позволила себе только на два дня оставить учреждение, а потом снова с головой погрузилась в насущные дела и непростые проблемы, возникающие не время от времени, а ежечасно.

Дорогая Анна Ивановна, мы желаем вам здоровья, которого вы никогда не жалели для осуществления своих замыслов, для большой и важной работы во благо детей. И пусть поздравления коллег, друзей и родных придадут вам новых творческих сил. С юбилеем!

Нина УСТИЧЕВА

Фото Антона ЛЯПИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий