А говорили: «Будем помнить»

Во время Великой Отечественной войны ленинградцы произносили имя Алексея Тихоновича Севастьянова с благоговением.

Попробуйте представить себе ситуацию: ещё летом 1941 года многие считали, что фашистов скоро прогонят. То, что война может растянуться на долгих четыре года, никто не ожидал. Но вот подошла зима, а ситуация на фронте становилась всё хуже и хуже.

Зародилось недоумение: почему Красная Армия не побеждает? Как могли допустить, чтобы стянулось кольцо блокады вокруг Ленинграда? Что, наши бойцы – плохо воюют? Настроение уже не было таким, как в начале войны. Советские пилоты каждый день совершали подвиги на Дороге жизни. Но важно было, чтобы в этом убедились голодающие ленинградцы. На их глазах много наших лётчиков погибало. Ведь 1941–1942 годы – это был период, когда немецкая авиация господствовала в воздухе. Голод, неизвестность и массовая гибель наших солдат – вот что видели в то время ленинградцы.

И вдруг 4 ноября 1941 года они возликовали. В тот вечер командир звена 26 истребительного авиаполка младший лейтенант А.Т. Севастьянов на самолёте И-153 патрулировал на подступах к Ленинграду. Около 22.00 начался налёт вражеской авиации. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, одному немецкому бомбардировщику He-111 удалось прорваться в город.

Алексей Севастьянов вступил с «хейнкелем» в бой. Многие прохожие тогда остановились, чтобы увидеть эту битву. Израсходовав весь боекомплект, А.Т. Севастьянов решился на таран. В тот период войны было много воздушных таранов: лётчики совершали их иногда от отчаяния, что они не могут переломить ход трагических событий. «Чайка» Севастьянова ударила «хейнкель» на глазах у ленинградцев. Вражеский бомбардировщик упал в районе Таврического сада. Немецкий лётчик успел спрыгнуть с парашютом, но был взят в плен. Во время допроса он выразил восхищение действиями “русского аса”. Алексею Севастьянову также удалось покинуть свой повреждённый истребитель, он спустился с парашютом на территорию Невского машиностроительного завода.

Дружинники приняли рослого человека в комбинезоне за фашистского диверсанта и доставили его в свой штаб, обращаясь с ним грубо. Но потом ошибка разъяснилась. Ходили слухи, что лётчика начали качать на руках. На другой день этот случай был описан в газете, и весь город загудел о том, что наши побеждают, побеждают! Имя Алексея Севастьянова было у всех на устах. Однако менее чем через полгода, 23 апреля 1942 года, отважный пилот пал смертью храбрых, выполняя задание на Дороге жизни. В боевом донесении было сказано, что он сбит в двух с половиной километрах от посёлка Рахья. На тот момент ему исполнилось 24 года. Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту А.Т. Севастьянову было присвоено 6 июня 1942 года посмертно.

В конце 60-х годов ленинградские школьники предпринимали несколько попыток найти место гибели А.Т. Севастьянова. Но выражение «в лесу возле посёлка Рахья» казалось слишком абстрактным. На десяток километров вокруг Рахьи тянутся леса и болота. Пионерские отряды тщательно прочёсывали их, однако результатов не было. 15 июня 1971 года на одном из участков Ириновского торфопредприятия экскаватор поднял ковшом торф, а под ним показалось стальное крыло.

Начали раскапывать – на глубине полутора метров обнаружили самолёт вместе с останками. Очень быстро в Ленинграде стало известно, что место гибели легендарного героя наконец-то найдено. Начались раскопки. Что самое интересное – очевидцы вспоминают, что на том уровне, где вода в болоте то прибывала весной, то убывала летом, останки были в плохом состоянии. А та часть, которая всё время находилась в торфяной жиже, сохранилась очень хорошо – даже кожа была свежая, как будто у живого человека. Однако когда лётчика подняли на поверхность, прямо на глазах кожа стала разваливаться.

Вместе с останками извлекли орден Ленина, пистолет ТТ, ракетницу, нож, кисет с махоркой, часы, компас. Через 28 лет после гибели всё это было в хорошей сохранности. Стало ясно, что Алексей Севастьянов, получив повреждение самолёта, хотел выпрыгнуть с парашютом. Фюзеляж машины был открыт. Но то ли пропеллером, то ли ударной волной лётчику перебило шейные позвонки, и голова оторвалась.

21 июня 1971 года коммуниста, Героя Советского Союза Алексея Тихоновича Севастьянова хоронил весь Ленинград. Многотысячная траурная процессия с цинковым гробом на орудийном лафете прошла по Невскому проспекту, по улице Герцена, по проспектам Майорова, Измайловскому, Московскому…

Прах героя был похоронен на Чесменском кладбище. В Санкт-Петербурге появилась улица А.Т. Севастьянова, на Карельском перешейке в честь него был назван посёлок Севастьяново. Про него был снят документальный фильм «Герои не умирают».

В Рахье, на месте гибели Героя Советского Союза, на осушенном болоте был поставлен памятник: маленький серебристый самолёт словно пытается оторваться от земли. К этому памятнику каждый год ученики Рахьинской СОШ приносили цветы. Это было для них особенно важно, ведь школа в посёлке Рахья носит имя Героя Советского Союза А.Т. Севастьянова.

Но, наверное, тогда жило поколение, которое испытывало настоящую, а не показную благодарность бойцам Красной Армии. Горько признавать, что времена изменились. В 2013 году журналисты газеты «Всеволожские вести» выехали на окраину посёлка Рахья по тревожному звонку. И увидели, что в каких-то 20 метрах от памятника началось строительство коттеджа. Скоро между памятником и забором на частном участке даже автомобиль не сможет проехать. Какое решение примет хозяин, чтобы разместить с комфортом свой автомобиль, нетрудно догадаться.

Остаётся непонятным, каким образом администрация Рахьинского СП Всеволожского района умудрилась продать в частные руки именно этот участок. Ведь рядом есть пустующая земля. Нет, надо было осуществить сделку именно так, чтобы зацепить память народную. Предполагаю, что уже во время празднования 70-летия Великой Победы никто из школьников не сможет подойти к памятнику на месте падения самолёта А.Т. Севастьянова, чтобы возложить цветы или покрасить оградку. А то устремившийся в небо самолёт и вовсе… выкинут на помойку. Мало ли сейчас таких случаев!

Людмила ОДНОБОКОВА

Фото Антона ЛЯПИНА

На фото: Так выглядит памятник А. Т. Севастьянову вблизи.

А так выглядит памятник А. Т. Севастьянову со стороны частного участка.

Наша справка. 25 января 2007 года, за день до рассмотрения законопроекта, Председатель Государственной думы РФ и Председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Вячеславович Грызлов в своем интервью журналистам объяснил, что «речь идет о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника – Дня георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днем героев Отечества, которые достойны иметь свой праздник».

Памятная дата «День Героев Отечества» была установлена Государственной думой Российской Федерации 26 января 2007 года, когда российские парламентарии приняли соответствующий законопроект в первом чтении. В пояснительной записке к документу говорилось следующее: «Мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Там же авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».

21 февраля 2007 года инициатива депутатов было одобрена Советом Федерации. 28 февраля 2007 года её утвердил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В Российской империи до Октябрьской революции 1917 года 9 декабря (старый стиль – 26 ноября) отмечали как День георгиевских кавалеров, ибо именно в этот день в 1769 году российская императрица Екатерина II Великая учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия – высшую воинскую награду империи.

Большевики отменили этот праздник и упразднили орден как государственную награду. Статус ордена был восстановлен лишь в 2000 году. Первым Георгиевским кавалером Российской Федерации в 2008 году стал генерал-полковник Сергей Макаров.

А говорили: «Будем помнить»: 1 комментарий

  • 26.05.2016 в 20:31
    Permalink

    Уважаемая газета! Прошло 2,5 года после публикации Людмилы Однобоковой. Что изменилось в ситуации с памятником Севастьянову А.Т. в Рахье?
    Я 62 года живу в Питере на улице Севастьянова. Много читал об этом лётчике. Участвовал в похоронах в 71 году. Бываю на Чесменском кладбище, хожу на его могилу.
    На нашей улице, возле школы, что была возле пожарного депо, в сквере возле неё, был памятник этому лётчику — бюст на постаменте. Нет теперь школы, нет и памятника. Потом был установлен винт от Ил-14 возле школы, что на углу улиц Севастьянова и Благодатной и была памятная табличка на её стене, посвященная А.Т.Севастьянову. Теперь нет и этого…
    В том бою, когда был сбит и погиб Севастьянов, он летал на МиГе, а не на «Чайке» (И-153, Поликарпова). Когда его нашли под Рахьей, то извлекли и самолёт тоже. Около года назад я увидел по телевизору короткий репортаж о восстановлении этого самолёта. Он был уже почти отремонтирован (Спустя 45 лет после подъёма из болота)! Это единственный в мире сохранившийся самолёт этого типа! Место где ведутся работы мне не удалось запомнить.
    Не могли бы вы выяснить и сообщить, какова судьба самолёта Севатьянова?
    Недавно я увидел сон, в котором был этот самолёт и он был установлен при входе в Парк Победы, в который упирается улица Севастьянова. Было бы прекрасно установить этот самолёт в застеклённом павильоне. Это был бы прекрасный памятник этому человеку! Там же можно было бы развернуть экспозицию посвященную и лётчику, и самолёту. Право, они оба это заслужили! Два солдата — человек и самолёт.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code