Под тревожным небом Каира

19 ноября – День ракетных войск и артиллерии

В последнее время чрезвычайно популярны поездки в Египет. Туристам предлагаются маршруты в Каир, к пирамидам в долине Гиза, в Долину царей в Луксоре, к Храму фараонов в Абу-Симбеле. Но для самих египтян очень большое значение имеет военная история. И русским туристам хочется также посоветовать: «Не забывайте, что на этой священной земле пролилась кровь соотечественников, почтите их память». На берегу Суэцкого канала (в Порт-Саиде) стоит роскошный мемориал войне 1973 года. Он посвящён в основном египтянам, но имелись в виду и погибшие советские офицеры. Точное их количество не оглашается до сих пор. Но есть этому живые свидетели, участники тех событий. Один из них живёт среди нас. Это Юрий Викторович Осипов. И о нём сегодня наш рассказ после предисловия.

Давняя история военного характера

Арабо-израильский конфликт имеет давнюю историю, он начался в 1948 году. Можно сказать, это была борьба за Суэцкий канал между американским блоком и блоком стран-союзников СССР. 6 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск на Синайский полуостров и к началу Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, судоходство закрыто до 24 апреля 1957 года.

Во второй раз Суэцкий канал был закрыт в 1967 году. Во время шестидневной войны 1967 года Израиль захватил Синайский полуостров, примерно половину Голанских высот (до этого принадлежавших Сирии), а также западный берег реки Иордан и сектор Газа. 10 июня 1967 года СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и довёл до мировой общественности, что если Израиль не прекратит боевые действия, то Советский Союз примет меры военного характера. В тот же день израильские войска прекратили огонь. Уже через несколько дней после этого по просьбе египетского правительства из Союза начались массированные переброски оружия, снаряжения и инструкторов в Египет.

Больше всего египетская армия нуждалась в современной артиллерии и авиации. 1 июля 1967 года Египет начал так называемую «Войну на истощение» (1967–1970). Она закончилась  без территориальных изменений. Следующая, четвёртая арабо-израильская война началась 6 октября 1973 года. В тот день израильтяне праздновали Йом-Киппур («День искупления» или «Судный день»). Знаменитая израильская разведка расслабилась и не догадалась, что готовится война. Разведчики решили, что на берегу Суэцкого канала начались очередные учения египетской армии, которые проводились часто.

В полдень египетская армия атаковала израильские позиции. Последовала мощная артподготовка – за несколько часов на израильтян обрушились почти 100 тысяч снарядов. Затем египтяне приступили к форсированию Суэцкого канала. В первый день их войска продвинулись на 15 километров вглубь Синайской пустыни. Израильтяне понесли большие потери.

В дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование», и удача перешла на их сторону. 24 октября советское руководство предупредило Израиль «о самых тяжёлых последствиях» в случае его «агрессивных действий против Египта и Сирии». Одновременно Л. Брежнев послал телеграмму Президенту США Р. Никсону. В СССР была объявлена повышенная боеготовность семи дивизий воздушно-десантных войск. В США была объявлена тревога в ядерных силах. Мир находился на грани мировой войны осенью 1973 года.

Израильские войска вынуждены были прекратить наступление. Результат оказался неутешительным: воюющие стороны понесли значительные потери, но израильтяне после войны «Судного дня» остались хозяевами на Синайском полуострове. Канал был тогда разминирован силами ВМС США (в тралении подходов Суэцкого залива участвовали корабли ВМФ СССР), открыт для судоходства 5 июня 1975 года.

Только в 1979 году между Египтом и Израилем был заключён ряд соглашений в обмен на Синайский полуостров. Суэцким каналом сейчас руководит египетская администрация, и он является одним из основных источников дохода Египта…

«Аграрии» в погонах…

Но вернёмся на несколько лет назад. Операция по переброске советской группировки войск имела кодовое название «Кавказ». В условиях повышенной секретности была сформирована и направлена в Египет 18-я дивизия зенитно-ракетных войск особого назначения (вооруженная комплексами С-125 «Печора», ЗСУ-23-4 «Шилка», ПЗРК «Стрела-2»), 135-й истребительный авиационный полк и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья. Военные специалисты были снабжены легендой, что в одну из самых влиятельных арабских стран они едут как «специалисты по сельскому хозяйству». Личный состав переодели из военной униформы в брюки, пиджаки и пальто. Хотя для обеспечения безопасности транспортов в море их постоянно конвоировал отряд советских боевых кораблей. В Средиземное море также были направлены советские подлодки. Кроме того, в Египет была откомандирована группа наших лётчиков. В районах Каира, Александрии, Асуана и Суэца был развернут двадцать один советский зенитно-ракетный дивизион с новейшим по тем временам вооружением. Погрузка и разгрузка личного состава и боевой техники, а также все марши для занятия стартовых позиций зенитно-ракетных комплексов проходили только в ночное время. Всего с 1967 по 1973 год в Египте побывало несколько десятков тысяч советских военных.

Египетский «вояж» Юрия Осипова

Кстати, участником этих событий был человек, которого хорошо знают во Всеволожске. Он с первого года заселения нового микрорайона Южный живёт в нашем городе. Сейчас – председатель Совета ветеранов микрорайона Южный. Это Юрий Викторович Осипов. Он родился в Пензенской области, окончил Саратовское высшее командно-инженерное училище. В 1968 году был направлен в ракетную бригаду, которая находилась  возле железнодорожной станции Нижние Осельки. Из Саратова вызвал сюда невесту, которая вскоре стала его женой. Время, проведённое тогда во Всеволожском районе, он вспоминает с большим теплом. Служили солдаты по три года. Но не было никакой дедовщины, а люди были всё время заняты учениями: батарейными, дивизионными, бригадными…

В 1972 году четырём офицерам (из которых Ю.В. Осипов был самый младший) приказали отправиться на переподготовку. Никто ни в его бригаде, ни в штабе Ленинградского военного округа не знал, в какую страну их готовят. Знали только сотрудники Генерального штаба в Москве, но до поры до времени молчали. У Юрия Викторовича в это время жена должна была родить второго ребёнка, но ему сказали, что это препятствием для выполнения интернационального долга не считается.

Переподготовка проходила в условиях, приближенных к тропическому климату. Для этих целей как нельзя лучше подошёл полигон Ашулук в Астраханской области. Только после Ашулука в Москве офицерам объявили, что они направляются в Египет. Перед ними была поставлена задача по укреплению вооружённых сил в дружественной стране. Им сказали, что они поедут на 6 месяцев. Юрий Викторович отправлялся туда в звании старшего лейтенанта. Вернулся через 3 года в звании капитана.

Вместе с ними за границу были направлены ещё 12 офицеров, которых забросили в Чили. Позже Ю.В. Осипов узнал, что все они погибли во время путча 11 сентября 1973 года.

Они говорили по-арабски

Его бригада должна была «с нуля» обосновываться на окраине Каира. В первую очередь в пустыне на месте дислокации будущей бригады построили мечеть. Советских военных переодели в форму египетской армии, хотя жить им разрешили отдельно от местных. Местные – это старшие лейтенанты, капитаны, которые перед этим успели закончить колледжи – кто в Англии, кто во Франции. Они имели хорошую военную подготовку, тем не менее решили обучаться ещё и у советских офицеров. К русским местные относились очень хорошо – в Египте вообще звание офицера считается очень престижным и окружено почётом. В первый год у Ю.В. Осипова был личный переводчик, на второй год он сам заговорил по-арабски.

Наши представители практически не были ограничены в перемещениях по стране. Свободно гуляли по Каиру, как будто они бойцы местной армии. Кстати, сейчас в Каире проживает 18 миллионов человек, а тогда было около 8 миллионов. Советские офицеры выезжали на экскурсии и за пределы Каира: отдыхали на берегах Нила, посещали мечети, церкви, кинотеатры, рестораны. Домой направляли письма на адрес полевой почты, но, когда началась война, любая связь прекратилась. Ни жена, ни мама долго не знали, жив ли Осипов. Потом, когда с Советским Союзом был налажен воздушный мост, изредка можно было передавать конвертик с теми ребятами, которые ездили получать военную технику. Только так родные узнавали, что он жив.

Как только началась «Война Судного дня», советских офицеров пригласил к себе командующий артиллерией египетской армии. Он предложил им принять участие в боях. Артиллеристы ответили, что сами не могут  принять такое решение без указания советского правительства. Командующий ответил: «Я вас понял». И уже через 4 часа их пригласили в советское посольство, где посол В. Виноградов объявил, что, по решению советского правительства, они должны будут принять участие в боевых действиях. Это случилось 6 октября 1973 года, ровно 40 лет назад.

Об их подвигах молчали

Особенность местности состояла в том, что Синайская пустыня, в отличие, например, от Сахары, – каменистая. Если в Сахаре есть песчаные барханы, куда военному человеку худо-бедно можно спрятаться, то на «щебёнке» Синайской пустыни в случае обстрела не спрячешься никуда. Однажды артиллеристам сообщили, что на их позицию летят израильские истребители Ф-4 («Фантомы»). Решили срочно поменять позиции. Но не успели. Отделение, где был Ю.В. Осипов, проскочило, а следующее отделение, которое шло за ним всего в нескольких метрах, попало под обстрел. Загорелась машина, там было 9 человек. Да, погибали наши ребята. Совершали они и геройские поступки, достойные высокой награды. Но о них на родине приказано было молчать. Юрию Викторовичу везло – он получил только небольшое ранение.

В другой раз солдаты двигались по пустыне по направлению к Каиру. Вдруг на них развернулись три пикирующих бомбардировщика, летевших на свой аэродром после бомбёжки Каира. Как уже упоминалось, спрятаться в пустыне негде. На полотне «щебёнки» – как на голой скатерти. Шансов выжить у наших ребят не было. Они залегли, бомбардировщики стали пикировать на них. Совсем рядом что-то упало, но не взорвалось. Оказалось, что у еврейского лётчика закончился боезапас, и он от бессильной злобы сбросил свой подвесной бак.

После войны военных специалистов долго держали в Египте. В это время супруга Юрия Осипова уже проживала в ведомственной квартире в Осельках. В 1975 году офицерским жёнам разрешили приехать в Египет. К Юрию Викторовичу на 8 месяцев прибыла жена с двумя детьми. Так в Египте он впервые увидел свою дочь, которой было 2 года. А вообще у него сейчас трое детей – две дочери и сын.

Наших храбрых бойцов не наградили за участие в военных действиях. Как будто в Египте их не было вообще. В СССР им приказали молчать о том, что они воевали (но многим из них помогли сделать хорошую служебную карьеру). Только после вывода войск из Афганистана, когда официально было введено звание ветерана боевых действий, об их участии в международной битве за Суэцкий канал стали говорить вслух. Тем не менее Юрий Викторович любит Египет. Остро воспринимает все новости из этой страны. Считает её одной из самых красивых стран мира.

Достойное продолжение офицерской судьбы

А жизнь на Родине пошла своим чередом. В 1976 году Юрия Викторовича Осипова направили на учёбу в Артиллерийскую академию. Потом он защитил диссертацию по редкой специализации – эргономике (это наука о взаимодействии человека и машины, о приспособлении рабочих мест и предметов труда для наиболее безопасного и эффективного труда работника исходя из физических и психических особенностей человеческого организма). После этого Ю. В. Осипов был назначен начальником кафедры в Михайловской военной артиллерийской академии. В то время проживал в Санкт-Петербурге. В 1995 году вышел в отставку в звании полковника и получил квартиру в только что отстроенном микрорайоне Южный. Когда семья туда переехала, то узнала, что школа в микрорайоне работать не будет, так как «не хватает местных учителей». С участием полковника Осипова и других военных в отставке образовалась инициативная группа, которая достучалась до правительства области и добилась, чтобы школа открыла двери к 1 сентября. По сути дела так, «по-домашнему», был сформирован Комитет самоуправления микрорайона Южный. История со школой нашумела на весь Северо-Запад, но позже у Комитета самоуправления появилось ещё много громких дел. Например, с участием активистов добились запрета строительства алюминиевого завода.

Они проводят и другие акции, направленные на сохранение природы и экологической безопасности в городе. В 1995 году Юрий Викторович Осипов вошёл в правительство Ленинградской области и 12 лет работал заместителем начальника мобилизационного отдела при губернаторе Ленинградской области. После этого перешёл на работу в ЖКХ микрорайона Южный, где трудится до сих пор. С 1997 года он является не только активным членом Комитета самоуправления, но и председателем Совета ветеранов войны и труда, правоохранительных органов, проживающих в микрорайоне.

В Совете сейчас числится 580 человек. Ветеранов касается всё: состояние дорог, работа местных школ, тарифы ЖКХ. К 2015 году они планируют организовать в Южном строительство памятника ветеранам Великой Отечественной войны. Это будет дань памяти всем ветеранам боевых действий: и тем, кто воевал с фашистами, и тем, кто по приказу Родины участвовал в боях с нарушителями мирного покоя в Афганистане, в Чечне, в Сирии, в Анголе, во Вьетнаме, в Египте. Они выполнили свой долг достойно и заслужили наше уважение.

Людмила ОДНОБОКОВА

Фото из архива Юрия Осипова.

Копии фотографий выполнены Антоном Ляпиным

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code