«Наши ученики – это результат нашей работы»

Три месяца осталось до окончания года, объявленного в Ленинградской области Годом духовной культуры. Наша газета много писала о значимых культурных и спортивных событиях, знакомила читателей с интересными людьми области, района и города. Но особое внимание коллектив редакции всегда уделял нашей молодёжи, поскольку за ней – будущее. Дошкольное и школьное образование, медицинское обслуживание, проблемы детей-сирот – всё, что касается детства и юношества, мы ставили во главу угла. Сегодня наш званый гость – директор муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Всеволожская детская школа искусств им. М. И. Глинки» Людмила Беганская.

– Прошёл всего лишь месяц, как вы заняли пост директора, и тем не менее это уже целый месяц, это – первая веха на пути, первый шаг на новом поприще.

– Вы застали меня врасплох. Я себя довольно неловко чувствую в качестве интервьюируемой. Ну, раз уж так случилось, начну с того, что среди всех учреждений культуры Ленинградской области наша школа в прошлом году была признана лучшей и получила почётный диплом «Звезда культуры». Это не только большой успех, это ещё и огромная ответственность. И мне в первую очередь пришлось осознать: куда я пришла и за что берусь.

Сразу же оговорюсь: этот успех – целиком и полностью заслуга моей предшественницы на этом посту и замечательного творческого педагогического коллектива школы. Лариса Петухова – выпускница этой школы, она была здесь завучем, а потом стала и директором школы. Это она подбирала коллектив, «настраивала» его, как настраивает музыкальный инструмент виртуоз, и он «зазвучал». Одной из её главных заслуг, на мой взгляд, является то, что многие наши выпускники после музыкальных училищ и консерваторий возвращаются в школу уже преподавателями.

Как профессионал высшей квалификации, Л. Петухова входит в комиссию по проверке объектов культуры Ленинградской области. А это большая ответственность и признание её заслуг перед культурой.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей предыдущей работе.

– В 2004 году администрацией района было принято соответствующее постановление, и в 2005 году буквально «с нуля» в микрорайоне Южный начала создаваться Детская школа искусств. Она имела статус отдельного юридического лица, и мне пришлось заниматься и подбором преподавательского персонала, и всевозможными хозяйственными делами. У меня уже был некий опыт подобной работы – я до этого была директором Дома культуры в г. Всеволожске. Так пролетели шесть с лишним лет.

А в 2010 году произошло объединение трёх школ: Музыкальной школы им. М. И. Глинки, Художественной школы и Школы искусств в Южном.

Руководила объединённой школой Л. Петухова, а я была её заместителем по художественно-эстетической и выставочной работе. Многому приходилось учиться в процессе работы. Мне очень многие помогали. Этот опыт помогает и в нынешней работе.

– Насколько сильно возросла нагрузка и мера ответственности?

– В настоящее время согласно муниципальному заданию в объединённой школе 1025 человек. В школе более ста преподавателей. Естественно, и сложностей достаточно. При этом по новым законам, вступающим сейчас в силу, за всё отвечает руководитель и никто другой.

Но я не одна – в школе высокопрофессиональный коллектив. Большая часть сотрудников имеет высшее образование. При этом, если можно так сказать, – треть молодёжи, треть – среднего возраста и треть сотрудников – наши ветераны.

– Как вы пришли в профессию?

– Я родилась в г. Бресте, там же закончила музыкальную школу. В один прекрасный день меня пригласили в мою родную музыкальную школу, куда приехала представительная комиссия из Минска для набора одарённых детей для учёбы в школе при консерватории. Нас послушали, потом меня и ещё нескольких пригласили на прослушивание в Минск. Так я стала учиться в Минске. А после этой школы поступила в Государственную Белорусскую консерваторию им. Луначарского и закончила её.

Но жизнь сложилась так, что мой муж после окончания училища в Минске поехал поступать в Ленинградскую консерваторию. И в конце концов не без определённых житейских трудностей я с сыном переехала к мужу в Ленинград. А здесь трудоустроиться тогда было весьма не просто, сами понимаете: прописка, маленький ребёнок на руках и т. д.

Я совершенно случайно попала в отдел культуры администрации города Всеволожска, где мне предложили работу инструктора парка культуры и отдыха. До этого в поисках работы я ездила по многим районам Ленинградской области; мне предлагали стать руководителем и художественных кружков, и музыкальных коллективов, и ещё многое из того, чем я никогда не занималась. Было страшно заниматься тем, чего не знаешь и не умеешь, и я отказывалась.

– И всё-таки вы согласились стать инструктором парка культуры и отдыха.

– Я приняла это предложение, и нисколько о том не жалею. Мне пришлось наряду с музыкой заниматься и административной работой. Я знакомилась с руководителями предприятий и творческих коллективов, с директорами школ, налаживала с ними взаимодействие.

У нас во Всеволожске был тогда городок аттракционов, была площадка, на которой проводились массовые народные гулянья, было колесо обозрения и много ещё чего было. Я проработала в этой должности четыре года, а потом перешла в наш Дом культуры. Без ложной скромности могу сказать, что я прошла «все ступени» профессии работника культуры, работая во Всеволожском районе, и мне всегда было интересно делать то, что я делала.

– Расскажите, пожалуйста, об источниках финансирования школы.

– Мы являемся бюджетным учреждением, но наряду с этим значительную часть средств мы получаем за счёт добровольных пожертвований, которые поступают на отдельный счёт. Это сумма довольно значительная. При этом все эти деньги идут только на развитие школы; использование этих средств на иные цели запрещено категорически.

Мы также оказываем платные услуги, применяя методики раннего эстетического развития детей, то есть занимаемся подготовкой детей к школе. При этом в текущем году таких детей стало значительно больше, чем в прошлом году. Наши преподаватели учат их рисовать, играть на музыкальных инструментах и танцевать. При этом у нас катастрофически не хватает помещений. Мы вынуждены вести образовательный процесс и в субботу, и в воскресенье. Мы отдаём себе отчёт в том, что это не очень хорошо, но иного выхода у нас пока нет.

– Кто формирует муниципальное задание?

– Нашим учредителем является администрация Всеволожского муниципального района, и, соответственно, администрация своими постановлениями регламентирует нашу долгосрочную деятельность. При этом каждый год мы такое задание готовим и утверждаем.

В этом году мы перешли на федеральные государственные требования. Согласно этим требованиям дети учатся в нашей школе 8 лет. Если раньше обучение продолжалось 7 лет, а следующий год шла подготовка к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения, то сейчас подготовка к поступлению происходит после полных 8 лет обучения.

И потому родители, отправляющие детей к нам, должны понимать, что наша школа – это не кружок, не студия, а образовательное учреждения со строгой программой по каждому предмету, с обязательными переводными экзаменами и академическими концертами. И, конечно же, – выпускные экзамены.

– Вы уже долгие годы работаете с детьми. Время изменилось. А дети?

– Больше вопросов возникает не к самим детям, а к их родителям. Мы сейчас, к сожалению, часто сталкиваемся с тем, что ребёнок может пройти мимо преподавателя и даже не поздороваться с ним. Вот когда я работала в «Южном», мы каждый день говорили детям о том, что они просто обязаны, приходя в школу, здороваться с дежурным, не говоря уже о преподавателях.

И здесь мы уделяем время тому, чтобы учить наших детей не только музыке, пению и рисованию, а быть в первую очередь хорошими людьми и гражданами. Есть такое хорошее слово – воспитание. Дома этим тоже нелишне заниматься. И, естественно, наши ученики – это «наше лицо», результат нашей работы.

Только на базе нашей школы проводится 13 районных конкурсов, куда приезжают дети разного возраста, разного дарования. Мы пытаемся учить детей радоваться успехам других и сопереживать их огорчениям.

Вот, к примеру, в конце месяца у нас состоится награждение победителей конкурса «Юный творец», на котором мы будем чествовать набравших по итогам прошлого учебного года наибольшее количество баллов, участвуя в конкурсах различного уровня (районных, областных, международных). Здесь же мы будем награждать наших выпускников и вручать им денежные премии. Очень хочется, чтобы в зале были не только награждаемые и их родители, но и те, кто в этот раз по каким-то причинам остался без наград.

В контексте вышесказанного также нельзя умолчать о том, что все эти денежные премии выплачиваются согласно распоряжениям главы районной администрации. Есть также и областные премии и стипендии, которыми наши учащиеся и выпускники не обойдены.

– Участвуют ли ученики вашей школы в международных конкурсах?

– Это часть нашей работы. У нас есть образцовые коллективы, у нас есть народные коллективы. К примеру, это ансамбль русских народных инструментов «Садко» и вокальный ансамбль «Элегия», состоящие из преподавателей, образцовый детский коллектив «Сувенир», образцовый коллектив «Кукарача» и другие не менее достойные коллективы.

Сейчас конкурсов и фестивалей великое множество. Остаётся только смотреть, сможем ли мы обеспечить денежный взнос за участие в тех или иных мероприятиях. Увы, многие из конкурсов – платные.

– Какие задачи вы, как директор, ставите перед собой?

– Мне сейчас довольно сложно выделить что-то одно. Жизнь бежит быстро. К примеру, на днях мы будем участвовать в совещании, на котором будут рассматриваться вопросы вступившего в силу Закона об образовании. Не исключаю, что появится большое количество новых правовых документов. А с ними нужно работать.

Конечно же, нужно прилагать усилия для того, чтобы добиться для школы новых помещений или расширить уже имеющиеся. Мы в этой связи будем просить администрацию района подыскать новое помещение для расположенного на школьных площадях отдела статистики. Если это произойдёт, то мы разместим на освободившейся площади административные кабинеты, а их место займут учебные классы.

– Вы ощущаете поддержку своим начинаниям?

– Пользуясь случаем, я благодарю администрацию района и наш отдел культуры в частности. Со всеми просьбами, со всеми предложениями мы обращаемся к ним. Не было ни одного случая, когда бы мы были не услышаны или наши просьбы остались без внимания.

Очень хочется, чтобы наша Школа искусств в современном мире выглядела современно. Мы мечтаем о своём отдельном здании, очень хочется, чтобы учебные классы были укомплектованы современной техникой и чтобы у нас были новые музыкальные инструменты.

И, конечно же, мы все благодарим администрацию Правительства Ленинградской области: мы сейчас получили из областного бюджета более 1 000 000 рублей и приобрели на эти средства новые музыкальные инструменты.

В прошлом году мы получили дополнительные помещения для Школы искусств в микрорайоне Южный и смогли разместить в них два учебных класса.

Родители хотят учить своих детей музыке, пению, рисованию, чтобы они выросли настоящими, творческими людьми, способными решать в дальнейшем общенациональные задачи. Разве не на это направлены все усилия руководства области, района и работников культуры? Все мы хотим, чтобы нашей страной, нашей Ленинградской областью и нашим Всеволожским районом люди могли гордиться.

Беседу вёл Владимир КАМЫШЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code