Осиновецкий маяк – свидетель подвигов, хранитель славы!

К 72-й годовщине начала действия водной трассы «Дороги жизни».

«Ленинград знал хорошо, кому он обязан каждым мешком муки, каждым кулем сахара, каждым ящиком крупы.Ленинград знал, что есть преданные и храбрые дети Родины, которые не подведут, которые найдутся в самых трудных обстоятельствах, которых ничем не запугаешь. Это моряки Ладожской военной флотилии». Николай ТИХОНОВ

Ленинградская эпопея – одно из самых ярких свидетельств беспримерного мужества, массового героизма и самопожертвования советского народа в войне с фашистской Германией. Подвиг Ленинграда будет жить в веках. О нем знает весь мир.

Первый караван судов с продовольствием

Ленинграду трудно было бы выстоять, если бы советские войска не удержали небольшую часть западного и восточного побережья Ладожского озера, если бы моряки Ладожской военной флотилии не обеспечили защиты этого единственного вод­ного пути, связывающего Ленинград со страной, и перевозок всего необходимого для жизни и борьбы ленинградцев. 3 сентября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта, выполняя решение Государственного комитета обороны, возложил на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство обеспечение перевозок всех видов снабжения из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград с основным перевалочным пунктом в Осиновце. 12 сентября 1941 года сюда с восточного берега Ладожского озера прибыли суда с продовольствием.

Величие духа и необычное мужество проявили моряки ЛВФ. При отсутствии портовых сооружений и причалов, при недостатке плавательных средств и непрерывной бомбардировке с самолетов вод­ная трасса действовала круглосуточно и при любой погоде. От вражеских бомб и артиллерийских снарядов тонули корабли, гибли люди, но водная коммуникация продолжала действовать.

Ад над Шлиссельбургом

5 сентября 1941 года и особенно следующие 2 дня оказались самыми горячими за всю войну. Над Московской Дубровкой и 8-й ГРЭС на левом берегу Невы и Нев­ской Дубровкой на правом берегу стоял ад кромешный. Фашисты, казалось, перемешали там все живое с землей в своем стремлении прорваться в Шлиссельбург и форсировать Неву. Огромные силы вражеской авиации, группами по 70 – 100 пикирующих бомбардировщиков, сбрасывали свой смертельный груз. Так продолжалось с утра до ночи 6 и 7 сентября. «Ад» развернулся над Шлиссельбургом. Город, левый и правый берега, были объяты пламенем. В грохот бомб и снарядов время от времени врывались дикие звуки сирены. Это падали специальные бомбы, издававшие истошный вой. Фашисты сбрасывали их, чтобы деморализовать защитников Шлиссельбурга. 7 сентября пришел приказ об эвакуации судов из Шлиссельбурга.

Наглая провокация фашистов

Были сброшены вражеские листовки. На одной ее стороне была обнаружена схема оперативной обстановки на Ладожском озере: жирные черные стрелы – наступление финских частей с севера и немецких с юга – смыкались на западном и восточном берегах озера. Картинка на русском языке не говорила, а кричала: «Ладожская флотилия окружена. Доблестные красноармейцы и командиры Ладожской флотилии! Вы храбро сражались, но теперь окружены, и дальнейшее сопротивление бесполезно, сдавайтесь в плен. Мы обещаем вам сохранить жизнь, а после войны возвратить на родину. Порядок сдачи в плен: корабли должны прийти в порт Лахденпохья. Входить в залив к этому причалу разрешается только по одному кораблю, орудия должны быть зачехлены, советский флаг спущен, а поднят белый флаг. Вся команда обязана выстроиться на верхней палубе». Эта листовка усилила ненависть моряков к врагу, желание биться до победы. Вот что написал моряк Александр Машистов:

Шагай же, за ротою рота,

Сметай все преграды с пути,

Чтоб славу Балтийского флота,

Как знамя, в боях пронести.

Бушующие волны Ладоги

После падения Шлиссельбурга город оказался в кольце блокады. Вместе с Ленинградом очутились в окружении войска Ленинградского фронта и Красно­знаменный Балтийский флот. Оставалась единственная ниточка связи со страной – водный путь вдоль южного побережья Ладожского озера. Обеспечить его безопасное функционирование должна была Ладожская военная флотилия. Её главной задачей стали перевозки в Ленинград прежде всего продовольствия, нефти, угля, боеприпасов, военной техники, войсковых резервов и эвакуация из осажденного города ряда промышленных предприятий, их рабочих, а также детей, женщин и стариков.

Уже первые рейсы показали, какие громадные трудности придется преодолевать экипажам судов, чтобы успешно справиться с поставленной задачей. Ни в Новой Ладоге, ни в Осиновце самый большой транспорт «Вилсанди» и другие суда не могли из-за мелких глубин подходить к причалам. Погрузка и разгрузка производилась на рейдах в условиях частых и сильных штормов. Противник начал самую ожесточенную борьбу с кораб­лями и судами флотилии. Ежедневно по несколько раз большие и малые группы самолетов яростно бомбили суда в портах и в озере.

В ночь на 17 сентября 1941 года на Ладожском озере разыгрался сильный шторм. Такого шторма даже старожилы давно не видели. В эту ночь «Вилсанди» шел из Новой Ладоги в Осиновец. Северный ветер кидал его с волны на волну, как щепку, крен доходил до 35 градусов, иногда казалось, что корабль вот-вот перевернется. В эту же ночь в озере разыгралась страшная трагедия: волнами разбило вдребезги несколько несамоходных судов, груженных войсками, слушателями Военно-морской медицинской академии и курсантами училища им. Дзержинского. Много людей погибло в бушующих водах Ладоги.

Создание Осиновецкого порта

В невероятно короткий срок на необорудованном побережье в местечке Осиновец был создан порт, который жил полнокровной фронтовой жизнью. Боевые корабли флотилии отражали воздушные атаки противника, конвоировали караваны судов и сами включались в перевозки, принимая на борт людей и грузы. Работой этого вновь созданного порта руководил капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов. Штаб Ладожской военной флотилии помещался в одном из маячных домиков. Командовал флотилией вначале капитан 1 ранга Б.В. Хорошхин, затем вице-адмирал В.С. Чероков. Первое время часть транспортов не имела никого вооружения. Начались работы по установке артиллерии на безоружные транспорты – «Вилсанди», «Ханси», «Стенсо», «Илга» и другие. С появлением фашистских самолетов все суда на рейде снимались с якоря и маневрировали, уклоняясь от бомб.

На флотилии велась работа по подготовке к высадке десанта в район Шлиссельбурга. 148-я кадровая рота флотилии и моряки из учебного отряда подводного плавания ожидали посадки на десантные суда. Под прикрытием огня канонерской лодки «Бурея», сторожевого корабля «Пурга» и транспортов большое количество шлюпок двигалось к берегу, занятому врагом. Отдельные шлюпки и катера уже достигли обширной прибрежной отмели. С их бортов прыгали в воду десантники. Темные столбы воды и грунта в местах падения вражеских снарядов, как свечи, вставали среди десантных судов и людей, двигавшихся к берегу. Слышался непрерывный гул артиллерийской канонады.

В момент, когда основная масса десантников по пояс в воде продвигалась к берегу, неожиданно стали налетать и пикировать немецкие самолеты, сбрасывая бомбы и расстреливая десант из пушек. Один из транспортов – «Щорс», объятый пламенем, выбросился на мель, команду удалось спасти. Вскоре весь берег заволокло дымом. Как известно, в этой операции не удалось добиться успеха.

Без сна и отдыха

Главные силы флотилии состояли из двух дивизионов канонерских лодок – тихоходных с низкими маневренными качествами и судов вспомогательного гражданского флота. Однако после укомплектования канонерок моряками-балтийцами и установки на них хороших морских артиллерийских орудий эти корабли в руках отважных командиров превратились в грозную силу для врага. На ходовые мостики поднялись опытные командиры, командовавшие в свое время современными боевыми кораблями. В разгроме десанта противника у острова Сухо участвовал отряд канонерских лодок.

Экипаж транспорта «Висланди» был в первых рядах бойцов на водной трассе «Дороги жизни». Он плавал и днем и ночью, не зная отдыха. Команде иногда приходилось спать не более двух часов в сутки. 8 октября 1941 года «Висланди» вышел в очередной поход, приняв на борт 250 летчиков, оставшихся без самолетов, для отправки в тыл за новой материальной частью. Через сутки корабль вернулся в Осиновец и снова принял 280 летчиков со сбитых самолетов.

Пятилетние старички

Эвакуация ленинградских детей – самое ответственное задание экипажу «Вилсанди». Когда первые группы детишек появились у трапа корабля, моряки были потрясены их видом. Перед ними стояли 5–7-летние старички. С мертвенно бледных, сморщенных личиков с полным безразличием смотрели детские глаза. Чтобы помочь этим измученным маленьким ленинградцам взобраться на борт корабля и ускорить погрузку, пока еще не налетели гитлеровские воздушные стервятники, все свободные от вахты офицеры и матросы перенесли на руках около тысячи ребятишек. Самых маленьких, которым, видимо, не было 4–5 лет, клали поперек банок (сидений) вплотную друг к другу. А они лежали без всякого движения, как неживые. Детей постарше усаживали плотными рядами на полу кают и всех верхних помещений, а также в грузовой трюм. Корабль вышел в озеро и благополучно доставил ребятишек на Большую землю. Во время похода моряки их накормили. Так продолжалось много дней. Матросы и офицеры отдавали часть своего пайка детям. В течение месяца «Вилсанди» перевез на восточный берег Ладоги около 16 тысяч детей блокадного Ленинграда.

Первая брешь во вражеской блокаде

Несмотря на неимоверные трудности, за 79 дней первой навигации в Ленинград было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них больше половины – продовольствие. На восточный берег были переброшены 191-я и 44-я стрелковые дивизии и бригада морской пехоты; эвакуированы 33 тысячи ленинградцев и более трех тысяч раненых.

Военные моряки и водники Северо-Западного пароходства, по существу, пробили первую брешь во вражеской блокаде, доказав, что Ладожское озеро может стать постоянной фронтовой коммуникацией. О подвигах моряков писал матрос Владимир Кириллов.

Врагам не прощали вы кровь и обиды

И Знамя Победы поднимали не раз.

Балтийские воды и берег Тавриды

Готовят потомкам пленительный сказ.

Сквозь тяжёлые льды

В период второй навигации продолжалось строительство портов в Кобоне и Осиновце. К концу навигации Кобонский порт имел уже 13 пирсов, 100 складских помещений. Военный совет фронта утвердил суточный план перевозок в 5200 тонн, из них половина – продовольствие, 3000 человек эвакуированных. 118 самоходных тендеров и 14 металлических барж были построены на ленинградских судостроительных заводах. В бухте Гольсмана они были сварены. Первая баржа была собрана за 20 дней. Затем их собирали и спускали на воду за 6–10 дней.

Еще лед покрывал Ладогу, а из Осиновца в Кобону пробивался буксирный теплоход «Гидротехник». 22 мая он вернулся в Осиновец, имея на борту 15 тонн боеприпасов. От западного берега на восточный буксир пробивался почти сутки. Для перевозки эвакуированных были выделены лучшие транспорты: экипажи пароходов «Чапаев», сделавший 417 рейсов, «Форель» – 329 рейсов.

Вечная слава героям

Через озеро была организована паромная переправа. 18 июня 1942 года вступил в строй трубопровод. По дну озера был проложен электрокабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия Волховской станции. Гитлеровское командование бросило против Ладожского водного пути 1-й воздушный флот Германии. За навигацию 1942 года авиация противника совершила 120 дневных и 15 ночных массированных налетов на порты и базы ладожской коммуникации, но парализовать ее не могла. Нашей корабельной артиллерией, береговыми зенитными батареями и истребительной авиацией было сбито 160 фашистских самолетов.

В кампанию 1942 года Ладожская военная флотилия перевезла по водной трассе «Дороги жизни» один миллион тонн грузов, 795 тысяч солдат и эвакуированного населения. Успех Ладожской навигации 1942 года коренным образом улучшил положение Ленинграда, Ленинградского фронта. Ленинградский фронт накопил силы и средства для решительного контр­удара.

Летопись подвигов, проявленных моряками в битве за Ленинград, неисчислима. Народ свято чтит память о тех, кому не суждено было отпраздновать победу над врагом. Вырос большой могильный холм у Осиновецкого маяка. На склоне холма надпись: «В 1941–1943 г.г. на Ладоге во время боевых действий погибли корабли Ладожской флотилии: сторожевой корабль «Пурга», тральщики «ТЩ-122», «ТЩ-126», морской охотник «МО-175», спасательный корабль «Водолаз». На этих кораблях в водах Ладоги погибли многие военные моряки, защищавшие Дорогу жизни. Вечная слава героям!

С.В. ПЕТРОВ, депутат Государственной думы ФС РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code