Старые школьные годы в земских училищах

В 1895 году появилась не только станция Всеволожская Ириновской железной дороги. В тот же год земское собрание Шлиссельбургского уезда обсуждало вопрос об открытии в Рябовской волости двухклассного училища Министерства народного просвещения вместо закрытого одноклассного.

«Выслушав доклад Управы и записку г. Уездного Предводителя Дворянства П.А. Всеволожского о Рябовском училище, а также и доклад по сему предмету Училищного совета, Земское собрание постановило:

Ввиду того что в северной части уезда нет ни одного двухклассного училища и что ученики, желающие продолжать обучение, по окончании курса одноклассных училищ вынуждены бывают отправляться в Путилово или гор. Шлиссельбург или же, наконец, в Санкт-Петербург, ходатайствовать пред Министерством Народного Просвещения об учреждении в Рябовской волости двухклассного училища с ассигнованием на его содержание из казны по 700 руб. ежегодно и единовременно на постройку дома для училища 1000 рублей.

Ассигновать из средств Уездного Земства на содержание этого училища по 350 руб. ежегодно. Поручить Управе ходатайствовать в предстоящем Губернском Земском собрании о выдаче крестьянам Рябовской волости ссуды на постройку дома для училища до 1000 рублей, с условием возврата таковой в течение 10 лет с процентами». То, что училище называлось Рябовским, еще не значило, что и находилось оно в Рябово. Оно было построено в тогдашнем центре Рябовской волости – деревне Губки (Романовка). Так что школьникам из дальних сел и деревень, приходилось либо каждый день проходить по несколько километров, а то и десятков километров, пешком, либо оставаться жить при школе, в так называемом «ночлежном приюте».

Приюты создавались и при одноклассных земских училищах, например в Токсово и Матоксе, где благодаря попечителю училища П.А. Зурову и учителю И.М. Агаве дети жили в теплых помещениях и были сыты. С открытием Рябовского училища и при нем был создан приют. Гораздо лучше народное образование было организовано в той части Всеволожского района, которая в то время входила в Санкт-Петербургский уезд. Если Рябовская и Колтушская волости не могли похвастаться крупными населенными пунктами, то в Лемболовской, Новосаратовской и Вартемякской волостях, согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, было 6 сел с населением более 500 человек: Агалатово, Лемболово, Мистолово, Мурино, Овцыно и Ручьи.

За несколько десятилетий, прошедших со времени реформ Александра II, в частности Земской реформы, – введения местного самоуправления, количество земских школ возросло в разы. В уездах Санкт-Петербургской губернии в 1877 году Школ было 165, а в 1912 году – 819. Если в 1882 году на территории нынешнего Всеволожского района было всего 7 одноклассных училищ, то к 1913 году – более 100 одноклассных и двухклассных, а уездные земские собрания обсуждали вопрос об открытии высших начальных училищ – четырехклассных.

Желание крестьян учить детей было таково, что осенью 1913 года 1400 детям было отказано в приеме в земские школы Санкт-Петербургского уезда из-за нехватки мест, и земству пришлось срочно открыть в школах 19 вечерних смен. Во многих училищах детей учили не только писать и читать. В Рябовском, Виркинском, Ново-Пустошском, Оровском и Токсовском был предмет «ручной труд» – мальчиков учили плотницкому ремеслу, девочек в Рябове учили рукоделию, садоводство и огородничество осваивали ученики Хиттоловского училища.

Земства к 1913 году начали активно заниматься развитием внешкольного образования «как единственного могучего средства противодействия развивающейся среди населения деморализации». При земских училищах, в частности при Всеволожском, были введены вечерние уроки для взрослых и организованы народные чтения со световыми картинами, причем картины взрослым демонстрировали школьники. Интересно, что после 1917 года подавляющее большинство земских училищ было закрыто, и новой власти снова пришлось бороться с неграмотностью.

Анна ЗАБЕЛЬСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code