Театральные подмостки в нашем городе

Отдавая дань Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта, мы с М.С. Ратниковой решили сделать небольшое отступление от программы наших прогулок и сегодня поговорим о театральной традиции, основанной самим В.А. Всеволожским.

«Добраго именинника празднуют три дня»

– Всеволожские были великие театралы, – начала свой рассказ Марина Семёновна. – Тяга к театру и музыке у младших Всеволожских была семейной, поскольку сам Всеволод Андреевич слыл большим любителем искусства.

В своём имении Рябово помещик-меценат содержал собственный театр, куда приглашал выдающихся деятелей искусства того времени. В архитектурном комплексе рябовских построек хозяин предусмотрел и отдельное здание для театра.

Театр Всеволожского, «устроенный в обширной зале, по всем правилам механики» в имении Рябово, предназначался для проведения многодневных праздников с музыкантами и хором певчих. Там создавались спектакли, которые становились событиями в культурной жизни не только столицы, но и всей России.

– Сын Всеволода Андреевича Никита принимал участие в домашних спектаклях, – продолжает свой неспешный рассказ моя собеседница. – Сохранились уникальные воспоминания о праздновании дня рождения Всеволода Андреевича, который отмечали 25 октября, а также по случаю новоселья. На праздник приехал Никита со своими друзьями – товарищами по «Зеленой лампе». Эти талантливые молодые люди были неравнодушны к театру, и их участие в торжестве сделало день рождения владельца усадьбы Рябово незабываемым событием.

Учредитель кружка, весельчак и всеобщий любимец, Никита Всеволодович Всеволожский переводил пьесы иностранных драматургов, пел и участвовал в домашних спектаклях. Вместе с Верстовским, Мансуровым, Юрьевым, Алябьевым и другими он подготовил для своего отца прекрасный праздник-сюрприз. Программу и пролог в прозе и в стихах «Добраго именинника празднуют три дня» написал Федор Глинка.

В качестве гостя был на этом празднике путешественник и издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин. Он и опубликовал в ноябре 1822 года в своем журнале трехдневный отчет об этом удивительном торжестве в виде письма к И.И. Дмитриеву. С 24 по 26 октября в усадьбе помещика-хлебосола, от которой теперь остались лишь руины конюшни циклопической кладки да заброшенный Красный замок, гости и хозяева веселились от души. А узнали мы это благодаря П.П. Свиньину.

«Письмо издателя к его выс-ву Ивану Ивановичу Дмитриеву» с описанием шарад, инсценировок, с нотами, изданными в качестве приложения к прологу, а также с прекрасными гравюрами М.С. Ратникова поместила в четвертом томе книги «История Рябово с древнейших времен», а в третьем томе опубликовала замечательное исследование бывшего научного сотрудника музея Марины Лермонтовой, рассказавшей и об окружении Никиты Всеволожского, и о празднике в имении: «В спектаклях в Рябове участвовала крепостная капелла Всеволожского, исполнившая специально написанную к празднику оперу-водевиль Хмельницкого «Новый Парис» с музыкой Маурера, и любители, сыгравшие пролог «Проезжий, или Приготовление к празднику». Пролог был построен на местном материале, только изменены имена виновника торжества и его сыновей, а также название усадьбы.

Если Никита обожал театр, то его старший брат Александр боготворил музыку, был композитором-любителем. Не исключено, что его музыка тоже звучала на торжестве в честь отца, хотя это всего лишь предположение, не лишенное оснований.

В ряде источников сохранились упоминания о том, что Всеволоду Андреевичу прочили должность директора Императорских театров. И хотя эту должность Всеволожский не получил, он создал свою труппу и один из лучших крепостных оркестров, во главе которого до 1836 года был скрипач, дирижер и композитор Л.В. Маурер. Пьесы для театра В.А. Всеволожского писали драматург А.А. Шаховской, поэт и публицист Ф.Н. Глинка, драматург и переводчик Н.И. Хмельницкий, баснописец и поэт И.А. Крылов, поэт И.П. Мятлев и другие.

Спектакли дачного сезона

Зато должность директора Императорских театров (с 1881 по 1886 – петербургских и московских, с 1886–1899 – петербургских) занял его внук Иван Александрович Всеволожский. Он стал и создателем летнего театра в имении Рябово.

– Иван Александрович воссоздал летний театр, – уточняет Марина Семеновна. – Потому что первоначально театр создала жена его брата Павла – Елена Васильевна Всеволожская.

Летние театры повсеместно строились в дачных поселках, скрашивая быт жителей Петербурга, покидавших на несколько месяцев Северную столицу. Рябово не стало исключением. Как писал 19 апреля 1901 года «Петербургский листок», «В непродолжительном времени у нас состоится закладка общественного театра для устройства в нем спектаклей, вокально-музыкальных и литературных вечеров, а также детских праздников. Театр будет построен близ станции Всеволожская Ириновско-Шлиссельбургской железной дороги…». 9 июня 1902 года «при громадном стечении публики» состоялось открытие сада и театра, построенного на земле и на средства владелицы окрестных имений Е.В. Всеволожской, урожденной княжны Кочубей. Она отвела под сад одну с четвертью десятины прекрасной сосновой рощи близ вокзала.

Как сад, так и театр произвели впечатление на публику. Первый сезон открылся комедией Островского «Без вины виноватые» и шуткой Карнеева «Откликнулось сердечко». Постановки весьма очень недурно исполнила труппа артистов «под режиссерством Богдановского». Прекрасными декорациями зрители и артисты были обязаны устроительнице театра Е.В. Всеволожской. В заключение – и это сразу стало традицией – состоялись оживленные танцы под военный оркестр.

Первые спектакли в летнем театре ставил кружок любителей драматического искусства, причем поставленные ими спектакли «привлекли массу публики, и исполнители уже успели пожать лавры на театральных подмостках». Но вскоре на сцену пришли профессионалы. 14 июля состоялся первый дивертисмент артистов Василеостровского товарищества А.А. Чижевской. Была поставлена комедия в 4-х действиях Филонеева «Злая яма». В театральных антрактах исполнялась фортепьянная музыка. Театр пользовался большим успехом у зрителей, но, к сожалению, недолго.

– В снежную зиму с 1902 на 1903 год кровля обвалилась, спектакли прекратились, – рассказывает директор историко-краеведческого музея. – И тогда Иван Александрович Всеволожский берется за воссоздание театра – поэтому мы по праву считаем именно его основателем театра.

По воспоминаниям современников, это был редкий человек. «Добрым гением» называли его подчиненные. Видный театральный деятель своего времени, он оставил неизгладимый след в истории российского театра: открыл Новый театр в Москве для молодых исполнителей, учредил оперный класс для хористов Мариинского театра, способствовал строительству Дома ветеранов сцены на Петровском острове в Петербурге, закрыл Императорский итальянский оперный театр, на который из казны шли огромные средства, увеличил состав хора и оркестра петербургской оперной труппы.

Иван Александрович был «добрым гением» и для композиторов, вдохновляя Чайковского и Глазунова. Он поднял русский балет на небывалую по тем временам высоту. Как театральный художник, Иван Александрович оставил русскому театру 1087 собственных рисунков, в том числе для «Спящей красавицы», «Пиковой дамы», «Иоланты».

– Строительство летнего театра шло долго, – продолжает рассказ Марина Семеновна. – Первое представление состоялось только в 1909 году.

В сооружении здания участвовал Руфим Гаврилович Судковский, известный художник-маринист, академик. Он позаботился о том, чтобы в высоком здании летнего театра была хорошая акустика. Открытие театра состоялось при большом стечении народа. Труппой драматических артистов под режиссерством В.Э. Инсарова была представлена комедия в 3-х действиях А.Н. Островского «На бойком месте». Спектакль прошел с большим успехом, после которого «с увлечением танцевали под умелое дирижирование г. С.П. Дарвина. С 5 часов дня в антрактах и на танцах играл оркестр 145 Новочеркасского Императора Александра III полка». Примечательно, что в саду работал буфет «под наблюдением кулинара Пончака».

Театральные постановки следовали одна другой с неизменным успехом у публики. Большой популярностью, как бы сейчас сказали, пользовалась драматургия А.Н. Островского: 31 мая в летнем театре играли его пьесу в 5-ти действиях «Женитьба Белугина», в которой участвовали «известная артистка, премьерша Малого театра Н.И. Трояновская, артистка Варягина и др.». Дачники в это время только начинали съезжаться, так что публики было ещё мало. Зато на «Ваньку-ключника» 14 июня собралось довольно много зрителей. Потом, как водится, был семейно-танцевальный вечер и почта «Амур».

Репертуар дачного театра был полностью ориентирован на праздно отдыхающих людей, поэтому на сцене ставились в основном комедии, короткие фарсы: «Терентий муж Данилович» Азериевича, «Ночью я умер», которые, как отмечал один репортер, «шли в беспрерывном хохоте».

Кружок благоустройства на 29 июня арендовал театр для постановки комедии «Веселые виноваты», кассовый сбор от которой поступил в пользу погорельцев большого пожара 17 июня. Это несчастье с человеческими жертвами случилось на станции Всеволожская во втором часу ночи в деревянном двухэтажном доме, «густо населенном жильцами». Пожар начался в верхнем этаже в квартире мясника Заботина, у которого в огне погибли две дочери. Не сумели спастись чиновник Евсеев и жена городового Серафима Хохина.

Общество благоустройства поселка Рябово «при благосклонном участии» артистов петербургских театров 12 июля устроило спектакль-шутку «Разрушение Помпеи» Манфельда и водевиль Засулича «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет». Вход сада был убран гирляндами и флагами, а вечером территорию возле театра осветили «эффектною иллюминацией». С 4 часов дня в саду играл духовой оркестр, потом, по заведенной традиции, были танцы под духовую и фортепьянную музыку.

С окончанием дачного сезона в поселке затихала театральная жизнь. Последняя в 1909 году комедия «Жених из долгового отделения» прошла с успехом, под аплодисменты зрителей. После спектакля в честь бенефиса артиста В.И. Антипова любители с большим чувством юмора разыграли обозрение на злобу дня «Всеволожские дон-жуаны» – на местном, так сказать, материале. Кое-кто из зрителей наверняка узнал в героях себя любимых.

Спектакли устраивались каждую неделю по воскресеньям. Театр был настолько популярным, что постановки посещали не только местные дачники, некоторые приезжали по Ириновской железной дороге из других дачных местностей.

Во Всеволожском краеведческом музее хранится афиша, подаренная Музеем истории Санкт-Петербурга, – рассказывает Марина Семеновна. – Она потертая, но недавно багетная лавка привела ее в порядок, и теперь афиша находится в рамочке под стеклом в экспозиции, посвященной роду Всеволожских.

Афиша говорит о том, что на 16-й версте от Петрограда, на станции Всеволожская, в 75-ти саженях от вокзала в летнем театре 21 августа 1916 года состоится бенефис артиста В.Ф. Смирнова под названием «Птички певчие», в ходе которого будут разыграны: «Кабачок трех сестриц», «Во дворце губернатора», «В тюрьме». Бенефициант играл в труппе Макеева-Муромского. Представление начиналось в 8 часов вечера. После спектакля под симфонический оркестр до трех часов ночи были обещаны танцы.

Кяу и его заведение

По имеющимся сведениям, этим спектаклем завершилась и надолго прекратилась театральная жизнь в дачном поселке у Румболовской горы. Здание театра перешло в аренду, а затем и в собственность пожизненного члена Императорского человеколюбивого общества Антона Игнатьевича Кяу и его жены.

В Историческом архиве Санкт-Петербурга хранится дело «Об освидетельствовании кинематографа – летнего театра на станции Всеволожская Шлиссельбургского уезда», которое содержит любопытное свидетельство о судьбе здания театра. В марте 1915 года супруга Кяу, София Владиславовна, обратилась с письмом в Петроградское губернское правление с такой просьбой: «Имею честь покорнейше просить строительное отделение сделать соответствующее распоряжение об осмотре принадлежащего мне летнего театра на станции Всеволожская Ириновской железной дороги и, по осмотре, выдать мне свидетельство об открытии его на летний сезон текущего, 1915 года». Свидетельство об открытии театра было выдано на срок до
1 октября 1915 года.

Строительное отделение направило для осмотра помещения гражданского инженера К.И. Викторова, который обязан был проверить: не производились ли в здании какие-либо перестройки? Соблюдается ли противопожарная безопасность? Акт обследования сообщает о том, что перестройки не производились, все пожарные средства имеются. Этот документ позволяет судить о том, каким большим был театр: имелся зрительный зал на 400 мест, буфет и кегельбан.

– Действительно, здание театра было деревянное, очень большое. Зеленин и Федоров раньше чем Н. Солохин выпустили путеводитель по Всеволожску, в котором несправедливо и безосновательно назвали летний театр балаганом. На самом деле, во времена Всеволожских это был настоящий, достойный театр, куда приезжали известные драматические актеры, певцы, опереточные артисты, – дополняет Марина Семеновна.

Проверяющие нашли все же к чему придраться. Они потребовали, чтобы сцена освещалась пиронафтом – тяжелым осветительным маслом из нефти, он был менее огнеопасным, чем керосин. «Пиронафт 2 русский керосин» требовал ламп особого устройства, поэтому в жилых домах почти не использовался. Но в целях противопожарной безопасности в общественных помещениях требовали применять для освещения именно пиронафт.

Требование об освещении сцены София Владиславовна выполнила, а вот второе – не допускать в зал более 400 человек – подтвердить нет возможности. На территории театра был кегельбан, тоже принадлежавший Кяу. Азартным игроком была и сама Софья Владиславовна и ее мало кому удавалось обыграть.

Несмотря на все предосторожности хозяев, деревянное здание всё-таки не устояло против огня. В 1922 году театр сгорел, а на его большой территории в советское время началось частное строительство.

– Среди строений, – приводит интересное свидетельство Марина Семеновна, – был дом очень оригинальной архитектуры составителя учебника русского языка Герасимова, после которого там жили его прямые родственники. По этому учебнику училась еще я в 5–7 классах. О когда-то существовавшем здесь театре напоминает теперь название переулка – Театральный. Там, где в летние теплые дни гуляли отдыхающие, стоит жилой комплекс и шатро-образная «Пятерочка».

Вечно живой театр

Зерно, брошенное в землю, когда-нибудь прорастает. Так случилось и с театральной традицией, зародившейся на нашей земле еще в девятнадцатом столетии. Театр не умер, он продолжил свое существование во Всеволожске в виде театральных кружков.

В 1940 году праздновалось 20-летие драматического коллектива, бессменным руководителем которого был Н.А. Константинов. Сцена и зал находились в клубе, открытом в доме купца Свешникова в 1923 году. Перед войной на самодеятельной сцене играли 28 человек, среди них был даже председатель поселкового совета А.П. Коваленок. Свои спектакли артисты-любители показывали в поселках и селах района. Правопреемницей константиновского драмкружка стала театральная студия «Мавр» в новом Доме культуры, построенном в 1959 году. Впрочем, обо всём этом наша газета уже подробно и не раз писала.

Не знали мы только о существовании еще одного драматического объединения в нашем городе. Марина Семеновна Ратникова, разбирая хлам, оставленный после закрытия 15 цеха «Красного треугольника», размещавшегося в Красном замке на Румболовской горе, обнаружила старую фотографию от 3 февраля 1952 года, на которой изображен коллектив драмкружка. Эти самодеятельные артисты – работники и работницы артели «Резиноткань» – с удовольствием служили искусству, а их инициатива поддерживалась начальством. Из всех изображенных на снимке М.С. Ратникова узнала Маргариту Эльбек, уроженку Ленинграда, блокадницу (умерла в 2017 году).

Традиции Всеволожских продолжает Народный драматический театр, которым руководит Ирина Анатольевна Троицкая. У театра много преданных поклонников, а спектакли всегда проходят с аншлагом.

Творческая традиция В.А. Всеволожского продолжается и по прямой линии. Его прапрапра-внучка Виктория Лямина – артистка, прекрасная певица. Она окончила Академию Гнесиных в Москве, постоянно живет в Италии, но дважды приезжала во Всеволожск, чтобы взглянуть на землю своих предков, и дала в Доме культуры благотворительный концерт.

Беседовали Марина РАТНИКОВА и Нина УСТИЧЕВА

На фото сверху – Драмколлектив артели «Резиноткань». 3 февраля 1952 года; на фото снизу Иван Александрович Всеволожский

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code