Образ Всеволожского района в литературе

В августе 2021 года в издательстве «Виктория плюс» вышло научно-методическое пособие «Образ Всеволожского района в литературе». Составителями стали ученый, методист по литературе, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического и социально-гуманитарного образования Светлана Владимировна Букреева, заведующая библиотекой Ново-Девяткинской школы Лора Михайловна Павлоградская и Алексей Иванович Дунев, учитель, писатель, кандидат филологических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.

Такой авторский коллектив смог осветить заявленную в названии пособия проблему с разных сторон: культурной, краеведческой, литературоведческой и методической. Наш корреспондент встретился с давним другом и автором «В.в.», поэтом Алексеем Дуневым.

– Почему так важно изучать историю и культуру Всеволожского района?

– История Всеволожского района – важная страница в летописи культуры Ленинградской области и всей страны. События и процессы, проходившие в районе, неотделимы от всей российской истории и культуры и, конечно, теснейшим образом связаны с Санкт-Петербургом, Петроградом, Ленинградом. И сегодня образ Всеволожского района является объектом исследования для краеведов, предметом художественного осмысления в литературе и других видах искусства.

Всеволожский – один из самых больших районов Ленинградской области и самый густонаселённый, с быстро увеличивающейся численностью проживающих. Ещё одна особенность – это близость к Санкт-Петербургу. Сейчас населённые пункты района и Северной столицы уже слились и иногда отделены друг от друга лишь автомобильной трассой. Кудрово и Мурино, в конце прошлого века бывшие небольшими посёлками, благодаря массовой застройке в начале нового века превратились в города-спутники.

Уникальная северная природа всеволожской земли, суровая и прекрасная одновременно, была воспета многими русскими поэтами и писателями. В книгу вошли фрагменты из произведений И.С. Тургенева, Д.С. Лихачева, В.И. Кудрявцева, стихи К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, Н.М. Рубцова, Н.С. Тихонова, В.И. Шемшученко. Тексты русских классиков XIX и XX веков соседствуют с текстами современных авторов. Это символично, потому что история и современность создают представление о целостности и непрерывности литературного процесса.

История Всеволожского района, его связь с русской культурой и литературой – интереснейшая тема для изучения, исследования и создания творческих проектов в процессе получения образования школьниками, проживающими на этой территории.

– Как пришла идея создать пособие?

– Пособие явилось результатом разработки инновационного образовательного проекта «Формирование читательской компетентности современного школьника в условиях ФГОС средствами литературного краеведения», который проводился на базе Ново-Девяткинской школы № 1 Всеволожского района Ленинградской области. Идея не могла бы реализоваться без поддержки и активного участия директора школы Галины Федоровны Мартыновской.

– В чем уникальность пособия? Как оно построено?

– Учебно-методическое пособие «Образ Всеволожского района в литературе» представляет собой систему учебных материалов и направлено на формирование у обучающихся осмысленного отношения к родному краю. Принцип хрестоматии лёг в основу построения пособия, в котором собраны материалы для литературно-краеведческой работы со школьниками Всеволожского района. Включённые тексты, вопросы и задания полезны не только в просветительских и методических, но и в воспитательных целях. Представление о городах, посёлках, усадьбах и водоёмах Всеволожского района, которое отражается в текстах разных форм и жанров, поможет школьникам лучше понять и оценить историю всей Русской земли.

Каждый раздел хрестоматии посвящён какому-либо уголку всеволожской земли. В конце каждого раздела есть вопросы и задания для совершенствования навыка работы с разными типами информации. Изучение научно-популярных краеведческих текстов позволит учителю отработать умения и компетенции, связанные с извлечением информации из прочитанного. Выполняя задания по объяснению заголовка, составлению краткого или развёрнутого плана текста, объяснения отдельных высказываний, ученики приобретают важнейшие метапредметные навыки: понимание различных уровней текстовой информации, возможностей её свёртывания и развёртывания. Работа над художественными текстами связана с пониманием и интерпретацией образов.

– Кому адресована книга?

– Пособие адресовано учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, библиотекарям, родителям. Педагог может сориентировать юных читателей на восприятие научно-популярного текста информативной направленности, требующего систематизации и закрепления материала, и художественного описания, предполагающего восприятие образа. Научить улавливать различие в способах и формах представления информации – задача учителя.

Представленные в пособии тексты не предполагают их самостоятельного чтения обучающимися. Здесь необходима направляющая роль педагога. Материалы пособия могут стать отправной точкой для организации исследовательской и поисковой деятельности школьников в работе над литературным краеведением. После каждого раздела предложены задания и темы для творческих проектных работ, которые могут быть выполнены учениками индивидуально или в группах.

Первая группа вопросов и заданий ориентирована на формирование функциональной читательской грамотности школьника. Тексты разных стилей, жанров и разной природы намеренно собраны под одной обложкой. Наряду с научно-популярными информативными фрагментами присутствуют художественные описания, а также поэтические произведения. Кроме того, как текст может быть использована литературная карта Всеволожского района с пояснением к ней. Работа с «Интерактивной литературной картой Всеволожского района», составленной Л.М. Павлоградской, поможет лучше понять и интерпретировать прочитанные тексты. Опыт использования карты библиотекарями и учителями в урочной и внеурочной деятельности представлен в последней части пособия.

– Что поможет воспринимать тексты о родной земле?

– Воспринимать тексты и лучше усваивать информацию и образы помогут фотографии известного фотокорреспондента из Всеволожска Антона Сергеевича Ляпина. Для формирования представления об исторических видах района в пособие включены репродукции картин русских художников. Виды Всеволожского района XIX века могут стать материалом исследовательской сопоставительной работы.

Другой аспект работы с текстом связан с сопоставлением текста, написанного в прошлом, с наблюдаемой картиной. В хронологической работе над текстом помогут иллюстрации, дающие представление о прошлом Всеволожского района, и фотографии, отражающие настоящее (или недалёкое) прошлое. Как тексты особой природы мы рассматриваем список источников и краткие сведения об авторах, которые даны в конце книги. Благодаря этим разделам педагог всегда может установить период создания текста, предлагаемый для работы, а ученики – расширить свои знания об источниках информации. Информация о книгах и авторах, чьи судьбы связаны со всеволожской землёй, поможет в организации литературно-краеведческой работы.

– Зачем школьнику знакомиться с текстами, посвящёнными району?

– Знания о литературном процессе родной земли, о связи с ним писателей, о книгах, созданных в том пространстве, в котором сейчас живет человек, – всё это приближает школьника к пониманию литературного процесса, а также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки.

Местный литературный материал, значимый для определенного населённого пункта или района, может стать основой для регионального компонента образовательной программы основного или дополнительного образования.

Беседу вёл Владимир Камышев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code