Первый опыт и первые трудности дистанционного обучения

В одном из интеллектуальных телешоу ведущий произнес: «Это то, что большинство получают, многие передают и лишь немногие имеют». Игрокам предстояло угадать, о чем идет речь. Версии предлагались самые разные – от счастья до наследства. А ответ прост: образование.

Эпидемиологическая ситуация в нашей стране внесла коррективы в систему российского образования. Вот уже неделю школьники Ленинградской области учатся дистанционно. Прямо скажем: ситуация непростая как для педагогов, так и для детей и их родителей. Недовольными оказались многие. Да и техобеспечение в первый день давало сбои. Шутка ли, интернет-трафик только за один день вырос втрое! О трудностях системы образования писали и на смартеке.

– По-моему, никаких современных механизмов для дистанционного обучения нет, – делятся в социальных сетях друг с другом родители. – Преподаватели пенсионного возраста, старой закалки, не могут справиться с требованиями реформы в силу недостатка навыков. Все об этом знают – и учителя, и родители. Но многие молчат, не хотят усугублять ситуацию. Нужно внести изменения, которые бы приносили пользу, доставляли радость, а значит, обеспечивали путь к успеху каждого юного гражданина.

– Онлайн-образование могло стать хорошим переходом к цифровизации сферы, – пишет другая мама. – Но, увы, система пока дает сбой. Казалось, что педагоги и ученики с родителями, распробовав такие удобные и простые инструменты, будут только за ее внедрение. Но оказалось, что не все педагоги и школьники оснащены современными компьютерами, а в некоторых семьях один ноутбук на двоих детей. Система дала сбой, столкнувшись с отсутствием понимания принципов работы в цифровой среде.

Я сама мама двоих детей, которые так же, как и все в стране, учатся дистанционно. Старшая дочь в этом году сдает ЕГЭ, поэтому, как и родители всех выпускников, переживаю, что дистанционка повлияет на результат единого госэкзамена. Узнав о переходе на цифровое образование, сначала обрадовалась. Еще с начала учебного года мой ребенок совершенствовал свои знания на платных онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ. Дочь грызла гранит науки виртуально: дважды в неделю дистанционно и онлайн она по полтора часа занималась русским и математикой. Педагог проводил онлайн-урок, выдавал задания, и точка.

Но, к сожалению, в отличие от платных уроков, школьная платформа «не легла». Онлайн-система так и не заработала, а педагоги завалили детей роликами из ютуба, которые записывали другие учителя. Переписка продолжается 24 часа в сутки. Не говоря уже о том, что задания без объяснения стали сыпаться как из рога изобилия. Теперь мои дети сразу после переклички в 9:00 по очереди смотрят ролики, так как компьютер один, а детей двое, и до позднего вечера выполняют многочисленные задания. Учителя считают, что, если ребята сидят дома, им делать нечего, пусть трудятся.

Педагоги тоже столкнулись с множеством проблем. Они допоздна сидят за гаджетами, проверяют задания, пытаются SMS-сообщениями объяснить сложные темы. Кстати, сообщения с личных телефонов учителя отправляют за свой счет. Это раньше за 45 минут школьного урока можно было учеников вызвать к доске, объяснить тему и выдать домашнее задание. Теперь не так. Учителя вынуждены круглосуточно отвечать на вопросы ребят в разных чатах. Вот и выходит, как в романе Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все смешалось в доме Облонских». Только вот если у классика мировой литературы события разворачивались на семейном фронте, то нынче – вокруг системы образования. Невозможно за две недели разработать систему, на которую нужно потратить как минимум год.

– У меня зрение минус четыре, скоро я совсем ослепну, – говорит учитель русского языка Анна Васильевна. – Скажите, пожалуйста, как мне без вреда здоровью прочитать и проверить сочинение, которое написал от руки ученик, сфотографировал на телефон и отправил в социальной сети? Вот и сижу с лупой до полуночи…

– Дистанционное обучение у нас, как и во всей России, идет тяжело, – честно признается директор Всеволожского центра образования Олег Петров, где обучаются 1460 ребят. – Наша школа использует много площадок, так как на одной невозможно все организовать. Проблема в том, что недостаточно ресурсов. Кроме того, надо понять, что такой механизм, когда учителя из дому ведут занятия, не планировался изначально. При нынешнем раскладе сложно контролировать объемы домашних заданий, которые выдают педагоги. Ну и еще, на плечи родителей навалилась сумасшедшая нагрузка. Они не только работают дома, но и должны организовать рабочее место для детей.

По словам директора, учебный план никто не отменял, и школы должны выдать полный объем заданий.

– В связи с этим происходит перегрузка как детей, так и родителей, – говорит Олег Петров. – Внедряя новую систему, всегда сталкиваемся с трудностями, которые невозможно решить сиюминутно. Вспомните, когда появились первые компьютеры, было очень тяжело. Никто не говорил, что переход к дистанционному обучению будет легким. Сейчас постепенно регламентируется этапность выдачи и выполнения заданий, подача материала. Ребенок потихоньку входит в русло. Это как первого сентября – учащиеся постепенно к 20 числу втягиваются в учебу. Понятно, что у родителей шок! Но надо понять, что и на учителей свалилась лавина нововведений. Все те, кто помоложе, а это в нашей школе 40 %, ведут онлайн-уроки. Отзывы и от детей, и родителей поступают положительные, ситуация постепенно стабилизируется.

Безусловно, данный кризис показал неготовность системы в целом. Неожиданно для всех оказалось, что школьники работают онлайн совершенно в другом темпе, иначе воспринимают материал, да и с концентрацией при отсутствии присмотра просто беда. Работа по формированию у детей умений самостоятельно работать с теоретическим материалом, анализировать и делать выводы, а затем применять усвоенную теорию на практике либо не проводилась в принципе, либо проводилась в урезанном виде. Понятно, что ситуация осложняется переходом многих взрослых на удаленный режим работы, из которого дети родителей беспощадно пытаются вырвать.
И действительно, уроки и ранее во многих школах были выстроены так, что от родителей требовалось участие в освоении программ. Сейчас же, и без того поставленные в сложные условия изоляции, удаленной работы или ее потенциальной потери, родители начали возмущаться и жаловаться.
Можно ли было изменить ситуацию? Наверное, да. И дело не только в неработоспособности основных порталов, на которые учителя сделали ставку.

Скорее всего, надо было за лишнюю каникулярную неделю научить педагогов принципам выстраивания программ обучения в цифровой среде, оценкам объема онлайн-заданий и инструментам контроля.
Ирэн Овсепян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code