«Каскадеры, каскадеры, мы у случая прекрасного в гостях!»

Наша современница Мирослава Чернышова судьбу свою строит сама, выбрав один путь из многих, предложенных жизнью. Еще когда училась во Всеволожской СОШ № 2, стала принимать активное участие во многих мероприятиях с классом, в выступлениях на концертах от музыкальной школы. В конце 90-х в моду опять вошли игры КВН, и для нее началась еще более интересная жизнь, связанная со сценой. После школы поступила в РГПУ им. Герцена на факультет философии человека – так как там было отделение театрально-сценического мастерства. Мирослава окончила это отделение с дипломом по специальности «магистр художественного образования»…

За годы обучения в вузе с первого курса стала участвовать в выпускных спектаклях старшекурсников. Каждый год – новая пьеса, новый жанр, новая роль! Как говорится, от комедии до трагедии, но в прямом смысле! На первом курсе был спектакль-­комедия по пьесе М. Старицкого «За двумя зайцами», а на последнем (выпускном) «Дом Бернарды Альбы» Фредерико Гарсиа Лорки. Сценическая речь, постановка танцев, пластика и умение фехтовать – все это помог освоить студентам их мастер курса актер Театра музкомедии Станислав Мозговой. Что очень пригодилось Мирославе в будущем.

Факультет университета расположен недалеко от киностудии «Ленфильм». И однажды их, первокурсниц, пригласили сняться в кино! Это был фильм самого Павла Лунгина «Ветка сирени» о великом композиторе Сергее Рахманинове, роль которого исполнил Евгений Цыганов. Конечно, сидеть в зрительном зале среди массы людей – это не для тех, кто мечтает стать актером. Но Мирослава получила там ценный опыт. Потом были съемки еще в нескольких кинофильмах. Но больше времени она все-­таки посвящала обучению театральному искусству. И основную специализацию в университете она получила по театральной работе.

Учиться и работать приходилось одновременно. Обучаясь в университете, занималась со сборной школьных команд КВН города Всеволожска. Со стороны кажется, что это все весело и просто, но ребята трудились очень много: сами писали шутки и номера, а Мирослава редактировала, помогала с актерским мастерством и руководила командой. Вот когда пригодились педагогические навыки, терпение и требовательный подход к работе. И команда КВН под ее руководством завоевала первое место в Ленинградской области, была награждена поездкой в Анапу на Международный фестиваль детских команд КВН и прошла на первый тур в Москву как представитель Ленобласти.

И все же девушка искала возможность играть в театре. Для этого нужно было ходить на кастинги в свободное от работы время. И она решилась на неожиданный шаг – поступила на работу… в полицию, в Бюро регистрации несчастных случаев. Потому что график работы был: сутки через трое. А ее не покидала надежда в свободное время устроить актерскую карьеру. Отслужила в полиции несколько лет. Надо учесть, что Мирослава – человек эмоциональный, ранимый. И эта работа выматывала ее психологически. На этой должности она научилась понимать людей, приобрела опыт, который теперь помогает ей в написании сценариев.

Неожиданным порой бывает путь формирования творческой личности. Ей было 27 лет, и она искала что-­либо близкое к своей профессии. Для молодых без опыта найти работу по специальности – это нереально. Но Мирослава все равно не сдавалась. И наконец повезло. Ее приняли на работу в Киностудию «Империя кино», где нужен был преподаватель по актерскому мастерству. Но уже через год молодой энергичной девушке предложили стать исполнительным директором этой киностудии.

Надо сказать, что, помимо Школы актерского мастерства, там есть и единственная в Петербурге Школа для каскадеров. Главный офис, а также Школа актерского мастерства базируются в Санкт­-Петербурге на ВО, а павильон для тренировок каскадеров расположен во Всеволожском районе, недалеко от поселка Лепсари. Здание когда-­то принадлежало совхозу «Спутник», а теперь у входа стоит указатель: «Школа каскадеров». Даже список предметов, которые изучают будущие каскадеры, впечатляет. Это – «высотная подготовка», «подводная подготовка», «техника трюков с горением», «практические навыки падения в страховку», «основы единоборств и работы с холодным оружием» и так далее. И вот, когда Мирослава Чернышова была назначена на должность исполнительного директора, учредитель и гендиректор киностудии А. В. Аветисян сказал ей: «Ты должна в совершенстве знать предметы, которые изучаются в «Империи кино»». Пришлось ей самой брать практические уроки у преподавателей школы каскадеров. Мирослава тоже «горела» и «прыгала с высоты многоэтажного дома», но не потому, что ей нужно было сниматься в кино, а потому, что нужно в дальнейшем отвечать за безопасность каскадеров. И надо было побывать на их месте, как поется в песне:

«…Каскадеры, каскадеры, мы у случая прекрасного в гостях, Каскадеры, каскадеры, Ведь опасность – это в общем­-то пустяк, Это наша судьба, мы не можем иначе…»

Сейчас Мирослава ведет сайт «Империи кино», проводит набор учеников в группу, принимает заказы на участие каскадеров в кино и на корпоративах. Она может рассказать много интересного про то, как тщательно продумывается каждый трюк. Например, когда готовится трюк с горением, предварительно каскадеру намазывают все открытые участки тела специальным гелем, который не пропускает огонь. А вот одежду его покрывают составом, который, напротив, хорошо горит. Причем наносят состав не на весь костюм, а только на отдельные участки. Во время съемок каскадер должен повернуться так, чтобы видны были только горящие участки, и это уже задача оператора – снять так, будто горит весь человек, словно факел. Сначала репетируют без огня, т.к. горение происходит стремительно, и кинооператору нужно умудриться снять с одного дубля. При этом, как только каскадер чувствует, что ему становится тепло, он падает на землю, и к нему со всех сторон кидаются люди с огнетушителями. Делается все возможное, чтобы сохранить ему здоровье.

И все­-таки это – напряженная и опасная работа. У режиссеров – свои высокие требования. И иногда случается так, что каскадер должен упасть с лестницы и кувырком пролететь по ступенькам. Он показывает трюк режиссеру, но тот требует пролететь по ступенькам снова и снова. Надо снизу то руку эффектно откинуть в сторону, то ногу и т.д. Каскадер вновь падает с верхней ступеньки, но режиссер приходит к выводу, что лучше всего выглядит первый вариант падения. В результате каскадер иногда заканчивает рабочий день весь в синяках. Важно отметить, что каскадеров­-профессионалов не так много, особенно большой дефицит во всем мире – это женщины­-каскадеры. И это замечательно, что в «Империи кино» обучаются девушки.

Помимо работы на административной должности, Мирослава Чернышова продолжает играть на сцене. Например, к 75­-летию Великой Победы режиссер Алиса Набиркова готовит спектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», где Мирослава играет роль 19-­летней Лизы Бричкиной. Спектакль будет показан в преддверии праздника в Музее современного искусства «Артмуза» в Санкт-­Петербурге. Но и это не все.

Сейчас заканчивается работа над художественным фильмом под рабочим названием «Неоплаченный долг», где Мирослава и автор сценария, и главный режиссер, и исполнительница одной из ролей. Остальные роли и трюки в этом фильме исполняют учащиеся и выпускники Киностудии «Империя кино». А вот кинооператоры – наши ребята, из Всеволожского района. Когда-­то они вместе учились во Всеволожских школах № 2 и № 6. Все трюки к фильму исполнялись на базе «Империи кино» в поселке Лепсари. А у Мирославы зреют новые проекты. Она планирует снимать новые фильмы, а в отдаленном будущем… есть идея создать свой театр.

Людмила Однобокова

Фото из архива киностудии и Мирославы Чернышовой

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code