Тайны затонувших кораблей Балтийского моря

18 апреля во всём мире отмечается  Международный день охраны памятников и исторических мест. 22 апреля – День Земли, который празднуется начиная с 2009 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Рядом с нами находится уголок Земли, который одновременно является и мощным явлением природы, и историческим памятником. Это Балтийское море. Как раз накануне двух праздников, 12 апреля, состоялась первая открытая встреча с сотрудниками Центра подводных исследований Русского Географического общества. Название встречи: «Тайны Балтики. История затонувших кораблей и находки археологов». Как видим, в названии объединены и природный объект, и исторические артефакты.

С древних времён по Балтийскому морю и по Ладожскому озеру проходил торговый путь Европы и Азии. Путешествие было сложным, сопровождалось нападениями пиратов, и многие суда не доходили до цели. До 80-х годов XX века советский участок Балтийского моря был закрыт для исследований. За ним строго следили пограничники. В середине 80-х годов запрет был снят, и в 1987 году состоялась первая крупная подводная экспедиция в Копорский залив Балтийского моря. В экспедиции участвовали водолазы и гидрографы ленинградского клуба «Поиск» и клуба «Катран» из Соснового Бора. Результаты были впечатляющие. На дне залива обнаружены останки трёх эсминцев («Гавриил», «Константин» и «Свобода»), которые подорвались на английских минах в октябре 1919 года.

Перечень до сих пор не закончен

И с тех пор началось! Было развёрнуто исследование Балтики и на воде (с по­мощью различной аппаратуры), и в архивах. Итогом стал перечень объектов, лежащих на дне моря. К сожалению, перечень до сих пор не закончен, так как его первый автор – сотрудник Российской Академии наук В.А. Новожилов неожиданно скончался от сердечного приступа сразу после очередного погружения под воду. Сейчас в нашем распоряжении – гидрографическая карта Балтийского моря, на которой выделены затонувшие объекты. Зафиксированы так называемые «места интенсивных катастроф», например Выборгский залив, где в 1790 году проходило крупное Выборгское морское сражение.

С 2002 года комплексные подводные экспедиции стали проводиться чаще. Особенно интенсивно обследование дна было организовано, когда достраивалась защитная дамба в сторону Кронштадта и вводился в эксплуатацию газопровод «Северный поток». Только в ходе строительства «Северного потока» было обнаружено двенадцать затопленных кораблей. Некоторые из найденных на этих кораблях предметов вы можете увидеть в Музее подводной археологии Выборгского замка. Музей был открыт в 2008 году.

Бывший ведущий инженер-конструктор подводных аппаратов завода «Адмиралтейские верфи», а ныне – руководитель секции «Подводные технологии и гидронавтика» А.С. Гадалин, сообщил мне, что к настоящему времени детально обследовано только 2,5%  от общего числа объектов, лежащих на дне Балтийского моря. Неизученные объекты, возможно, таят в себе невероятные открытия. Работы над ними хватит даже нашим правнукам. А всего было насчитано 12 000 единиц на дне Балтики, в том числе 5 000 единиц – в Финском заливе. (Из них обследовано чуть больше 500). Примерно 2 500 единиц – это военные и гражданские суда, подводные лодки, рыболовецкие боты (русские, голландские, финские, норвежские, немецкие, английские и так далее). 1 500 единиц – потерпевшие крушение военные самолёты. Помимо этого, на дне до сих пор находится около 150 000 морских мин. Это десятки тонн тротила. За много лет их взрывные свойства изменились. Бывали случаи, когда мины взрывались при подъёме из воды. Поэтому сейчас стараются их обезвреживать прямо на дне.

К сожалению, появились у нас и так называемые «чёрные» дайверы, которые охотятся за раритетами. Возникла потребность опередить мародёров. Большой толчок к развитию научных исследований был дан после погружения на батискафе Президента РФ В.В. Путина. Это произошло в июле 2014 года в Финском заливе, где Президент увидел затонувший фрегат «Олег». Одновременно главу государства ознакомили со всеми проблемами, которые стоят перед российскими дайверами. И в 2014 году при Русском географическом обществе была зарегистрирована некоммерческая организация «Центр подводных исследований». Эта организация сейчас тесно сотрудничает с Музеем истории Кронштадта, где вы можете увидеть найденные артефакты.

Под водой, как в космосе

В настоящее время дайверы со всего мира стремятся в Балтийское море. Дайверы ведь бывают разные. Кто-то погружается, чтобы посмотреть красивых морских животных, а на Балтику приезжают ради затонувших кораблей. «Почему именно сюда?» – спросите вы. – «Ведь морские сражения проходили и в других местах»? Но в тех морях другие условия. Нам же играет на руку то, что Балтийское море – холодное. В Балтике на  глубине 25–30 метров придонный слой может иметь температуру 2–4 градуса, в отличие от Средиземноморья, где средняя температура 25 градусов. В таком холоде не водится ракушка-древоточец, а ведь древние суда были деревянными.

Кроме того, вода в Балтике более пресная, чем, допустим, на Чёрном море или в Индийском океане, что уменьшает коррозию металлических предметов. В тёплых южных морях объекты быстро разрушаются, и такие старинные корабли, как у нас, там попадаются крайне редко. У нас при холодных температурах и при малой солёности воды процесс разрушения исторических объектов замедляется. Плюс обычное для больших глубин отсутствие кислорода и света – и мы имеем настоящее Эльдорадо для искателей подводных сокровищ.

Но есть один недостаток у Балтики, в отличие от других морей, который мешает дайверам. Это мутные воды. Видимость в Балтике всего 4–5 метров. А зачастую бывает и 0,5 метра, то есть водолаз имеет только небольшое пятно обзора впереди себя. (Сравните – в Средиземном море видимость достигает несколько десятков метров). В Балтике видимость улучшается зимой. Вот и поработай в таких условиях!

Самая громкая находка

На открытой встрече с сотрудниками Центра подводных исследований РГО жители Санкт-Петербурга попросили рассказать о самой интересной, с их точки зрения, находке. Подводный археолог Роман Прохоров и историк Андрей Лукошков посчитали, что самым интересным был «Архангел Рафаил». Они даже продемонстрировали документальный фильм про этот корабль. С ним была связана загадка, потому что на самом деле это судно называется «Архангел Гавриил».

Всё началось с того, что учёные, работающие над проектом «Подводное наследие России» обнаружили в архивах интересный документ. Царь Пётр Первый лично интересовался обстоятельствами катастрофы шведского судна «Архангел Гавриил». Видимо, он подозревал какую-то махинацию. Но в список прибывших в Санкт-Петербург и в списках вышедших из Санкт-Петербурга кораблей «Архангел Гавриил» не значился. Зато капитан «Архангела Гавриила» почему-то оказался на корабле под названием «Архангел Рафаил». Это торговое судно вышло из Санкт-Петербурга осенью 1724 года, затем месяц простояло в Кронштадте, загружаясь товаром. Внезапно наступила ранняя зима, судно не смогло сдвинуться с места и его раздавили льды.

На самом деле «Архангел Гавриил» и «Архангел Рафаил» – один и тот же корабль. Его владельцем был очень богатый английский купец Герман Мейер, некоторое время промышлявший в Санкт-Петербурге. У него было исключительное право продавать весь металл, добываемый в России. На имя Мейера приходили до 30 кораблей в год. Г. Мейер дружил с Виллимом Монсом, который, согласно слухам, был любовником жены Петра Первого – Екатерины. В 1724 году Виллим Монс был казнён за взяточничество и, понимая, что ниточка потянется к нему, Герман Мейер стал заметать следы своих махинаций. Как раз незадолго до казни В. Монса он собирался вывезти на шведском судне «Архангел Гавриил» беспошлинный товар, попросту говоря, контрабанду. Когда судно утонуло, крестьяне с соседнего берега предприняли попытку спасти имущество. Для этого они при лютом морозе (совершенно голые) стали нырять под лёд. Глубина нахождения «Архангела Гавриила» была сравнительно небольшая – 17 метров. И крестьяне вытащили оттуда 350 тюков кожи. Согласно документам, на судно «Архангел Гавриил» было загружено только 30 тюков кожи, по факту оказалось 350 тюков.

Чтобы не обнаружилось расхождение между тем, что указано в таможенном паспорте, и тем, что было поднято со дна, Герману Мейеру пришлось срочно изменить название судна и заплатить следствию огромную взятку (1200 рублей теми деньгами). Получив взятку, чиновники уничтожили некоторые документы, и Государь Император так и не смог доказать факт мошенничества. Ещё некоторое время Г. Мейер процветал, пока, наконец, не разорился. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Современные дайверы нашли «Архангел Рафаил» в 2003 году. Нашли быстро, потому что в документах было указано точное место его гибели. Это была археологическая сенсация – не часто находят в море деревянное судно начала XVIII века. После этого три года велись исследовательские работы. Обнаружены: бочки с салом (за 300 лет сало немного затвердело, но сохранило свои качества), бочки с зерном (зерно разбухло от намокания в воде), целёхонький кафтан (свёрнутый и спрятанный в бочку), много керамической посуды в хорошем состоянии, большое количество рогов, костей (из них купец планировал сделать гребни), козьей шерсти (из которой можно было сплести половички на продажу), точильные камни и даже роскошную фетровую шляпу с шёлковым бантом. (В общем, английский купец пытался вывезти из России всё, что только можно было, не брезгуя ничем). В слое ила была обнаружена даже вязаная шерстяная варежка в хорошем состоянии. После реставрации все эти предметы были переданы в Эрмитаж.

«Лефорт» – второй после «Титаника»

Сейчас каждый из нас может представить, как выглядит объект на дне Балтийского моря благодаря сайту «Лефорт» (Парусный линейный корабль Балтийского флота). На этом сайте воспроизведена уникальная 3D-съёмка. Линкор «Лефорт» был обнаружен совершенно случайно.

В те годы работала экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» (она работала девять лет). Её участники с помощью гидролокатора искали следы подводной лодки Щ-320. Неожиданно 4 мая 2013 года они зафиксировали парусный линейный корабль «Лефорт», который участвовал в обороне Кронштадта в годы Крымской вой­ны. Уже в июне 2013 года начались исследовательские работы с «Лефортом», которые продолжались четыре года. На палубе «Лефорта» были обнаружены хорошо сохранившиеся пушки, одна из шлюпок, главный штурвал, в каютах – личные вещи моряков, холодное и огнестрельное оружие, корабельные приборы. Однако «Лефорт» сейчас называют единственным кораблём, с которого не было поднято ни одного предмета. Возможно, учёные решили пощадить братскую могилу и оставить всё как есть. Основная цель экспедиции была – сбор информации и съёмка фильма для телеканала «РТР».

Трагедия с линкором произошла в 1857 году и так потрясла Санкт-Петербург, что И.К. Айвазовский написал по этому случаю целую картину: «Гибель корабля «Лефорт». Картина хранится в Центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга. В сентябре 1857 года пять кораблей вышли с места старой зимовки из Ревеля в Кронштадт. Внезапно испортилась погода, сутки шёл снег, потом поднялся ветер. В те годы у моряков не было навигаторов, и они ориентировались исключительно по визуальным предметам. Но в плотной завесе снега не было видно ни звёзд, ни огней маяков. Эскадра решила переждать непогоду под прикрытием острова Большой Тютерс.

Целые сутки корабли ходили недалеко от острова туда-сюда. Внезапно один из них перевернулся и утонул со всей командой. На его борту находилось 843 человека. Это были офицеры со своими жёнами и детьми, матросы и обслуживающий персонал. Это – самая крупная трагедия в море после «Титаника». А если говорить отдельно про Балтийское море, то для наших вод это – самая крупная трагедия.

Сразу после кораблекрушения была созвана следственная комиссия. Было озвучено несколько версий гибели «Лефорта», но к единому мнению так и не пришли. Ответ удалось найти спустя почти 160 лет. И нашли его российские дайверы. У линкора «Лефорт» было три палубы, нижнюю палубу строители плотно задраили, а капитан приказал разместить в одном из отсеков этой палубы пушку. Пушка была жёстко прикреплена к борту. Но во время шторма крепление расшаталось, и пушка выдвинулась из отсека. В какой-то момент она, видимо, ударилась о борт и пробила в нём дыру. По крайней мере, эту дыру и рядом пушку обнаружили наши дайверы. (Кстати, работы велись на очень большой глубине – 64 метра). Когда нижняя палуба была пробита, корабль начал стремительно черпать воду и в один момент резко накренился набок…

Можно рассказывать и о других исторических находках. Это и фрегат «Олег», на палубе которого под водой до сих пор стоит хорошо сохранившееся пианино, и линкор «Гангут», который лежит в районе Берёзовых островов. Впрочем, информация об этих археологических находках богато представлена в Интернете. Речь сейчас пойдёт о том, как бы нам всем увидеть старинные суда вживую.

Музей, который потрясёт мир

После научного обследования корабли и лодки так и остаются лежать на дне, привлекая дайверов, которые хотят сделать селфи. Однако за рубежом уже имеется опыт подъёма крупного судна со дна моря. Можно привести в пример Музей-корабль в Стокгольме. Гордость Швеции – деревянное судно XVII века – стоит в отдельном, специально построенном для него здании. В XVII веке это был один из самых больших и богато украшенных кораблей. Он был назван в честь правящей династии Vasa. Но после первого спуска на воду судно пробыло в воде всего полчаса и перевернулось. Виной послужил сильнейший порыв ветра. Вместе с кораблём на дно ушли 63 дорогих бронзовых пушки.

Это произошло в 1628 году. На дне Балтики судно занесло илом. Благодаря этому его деревянные части сохранились до наших дней на 95%. В 1961 году произошла операция по подъёму Vasa со дна Балтики. Говорят, что водолазы при этом рисковали своей жизнью. Чтобы увидеть эту уникальную операцию, граждане Швеции отпрашивались с работы, сбегали со школы. В 1990 году был открыт Музей-корабль. По сведениям на 2010 год, этот музей посетили 25 миллионов человек.

В мире было сделано ещё несколько попыток (их можно пересчитать по пальцам) поднять судно целиком. Каждая такая удачно проведенная операция становится предметом гордости для страны. Самая знаменитая из них была осуществлена в 2007 году в Китае, когда из вод Южно-Китайского моря достали трёхмачтовое торговое судно времён династии Южная Сун (1127–1279 годы). Судно было поднято вместе с грунтом, в котором оно лежало, и сразу помещено в специальный аквариум, где сейчас проводятся реставрационные работы.

Не хотелось бы и нашей стране отставать в этом отношении. 12 апреля на открытой встрече с сотрудниками Центра подводных исследований РГО был озвучен интересный проект. В Кронштадте есть Петровский док, построенный в 1752 году по чертежам Петра Первого. Сейчас он находится в плачевном состоянии. Недавно было принято решение передать этот док под Научно-просветительский центр подводной археологии. Это будет целый музейный комплекс, не имеющий аналогов в мире. Имеется возможность разместить в нём поднятые со дна Балтики суда, не вынимая их из воды. Суда будут стоять в доке так, что посетители смогут осматривать палубу на суше сверху, а снизу в воде будут работать водолазы, осуществляющие исследование и реставрацию.

За работами водолазов можно будет наблюдать в отдельном зале через стекло. Также запланирована верфь исторического судостроения, где по чертежам и по аутентичным технологиям будут воссоздаваться исторические суда. Научно-образовательная зона музейного комплекса будет включать в себя учебные классы, конференц-залы, лабораторию и библиотеку. Согласно планам этот музейный комплекс будет готов к приёму посетителей в 2022 году.

К тому времени мы ещё услышим о новых находках Центра подводных исследований РГО. И такой прекрасный уголок Земли, как Балтика, будет открывать нам новые секреты.

Людмила ОДНОБОКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code