Европротокол: за и против

Даже если вы не автомобилист, то вам все равно знакома ситуация, когда, попав в пробку и потратив впустую немало времени, в конце ее обнаруживаешь, с позволения сказать, «ДТП» из двух машин без видимых повреждений, гордо ждущих автоинспекторов и страховых комиссаров посреди дороги. Многие из потерявших драгоценные минуты и даже часы в этот момент ощущают острое чувство досады и несправедливости. С какой стати слегка «поцеловавшиеся» водители превращают свой мелкий имущественный конфликт в крупную транспортную проблему для тысяч автомобилистов и пассажиров?!!
Видимо, единственный способ быстро убирать аварийные машины с проезжей части – так называемый европротокол, а именно самостоятельное оформление документов участниками мелких ДТП без вызова сотрудников полиции. Европротокол действует в России давно, с 2009 года. Его можно оформить, если в ДТП участвуют не более двух авто, никто не погиб и не ранен, не нанесён ущерб имуществу третьих лиц, а главное – если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии. Единственное «но» – пострадавшая сторона в этом случае получит не более 50 тысяч рублей.
Впрочем, для автомобилистов Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует пилотный проект, и если положение транспортных средств при ДТП и их повреждения зафиксированы с помощью фото- или видеосъёмки, а также технологий глобальных навигационных систем, то сумма выплат повышается до 400 тысяч рублей. Кроме того, участнику ДТП теперь уже не придётся самому разыскивать страховую компанию виновника и вести с ней переговоры – деньги с неё взыщет его страховщик.
Мы обратились к нашим землякам, жителям Всеволожского района с просьбой ответить на один вопрос: «Как вы относитесь к использованию при ДТП европротокола?»
Николай Суханов, 35 лет, водительский стаж 15 лет:
– Лично с моим автомобилем случались мелкие ДТП дважды. И европротокол был испытан в действии. Это действительно удобно. В одном случае после того, как мы освободили полосы движения, врезавшийся в меня водитель сказал, что он невиновен. Спасли фотографии с места ДТП, которые были сделаны мною сразу же после аварии.
Олег Петрович Старченко, 72 года, водительский стаж 45 лет:
– Ничего хорошего в европротоколе не нахожу. Изучил этот вопрос и сделал вывод, что уж лучше дождаться «гайцов» и заплатить штраф, чем бодаться потом со страховой. Там нужно делать фотографии, а я фотоаппарат с собой не вожу, не имею такой привычки, и телефон у меня без камеры. Видеорегистратор нужно покупать, а с пенсии не особо разбежишься на эти прибамбасы. Схему ДТП нужно самим рисовать, а как это сделать правильно, чтобы страховщики потом не придрались? А если виновник потом откажется? А если полис у него поддельный – я что, эксперт в таких делах? Как я отличу поддельный документ? И повреждения как оценивать? В общем, вопросов много.
А я лучше по старинке. Мне торопиться некуда, а косо смотреть нечего – каждый может оказаться в такой ситуации.
Андрей Григорьевич Рыжов, 53 года, водительский стаж 30 лет:
Вообще инициатива весьма позитивная, но реализация в наших условиях вызывает опасение. Сам, однажды попав в мелкое ДТП не по своей вине, оформлял европротокол по той лишь причине, что виновник сразу признал свою вину и предложил эту схему, плюс был регистратор. Опасался, конечно, но рискнул. В итоге-то все прошло гладко, все выплатили, сумма, правда, была смешная, но факт выплаты есть. 
Алексей Лазаревский, 44 года, водительский стаж 25 лет:
– Конечно, лучше в заполнении любых протоколов не практиковаться вовсе, но зима в нашей стране настолько длинная, что никогда не знаешь, за каким поворотом скрывается лихач на летней резине. К сожалению, мелкие ДТП – это настоящая головная боль, особенно для того, кто является пострадавшим. Собирать справки, оформлять документы и пить валерьянку в ожидании выплаты будет именно он, а не виновник аварии. С последнего спрос маленький — признал вину и свободен. Так что порядок упрощенного оформления ДТП без вызова полиции – европротокол – если и не сильно упрощает жизнь, то, во всяком случае, позволяет не торчать на морозе несколько часов, да и денег немножко сэкономить.
Владимир Черниченко, 37 лет, водительский стаж 17 лет:
– Оформлял обычный европротокол. Сосед во дворе поцарапал мне дверь. Заполнили «извещение о ДТП». Потом приехал в свою страховую, отдал протокол и написал заявление, они назначили дату осмотра. Скатал на осмотр, через 30 дней что-то около 6 тысяч рублей пришли на счет. На покраску у знакомых двери 15-летней машины хватило вполне.
Лариса Васильевна Федоренко, 55 лет, водительский стаж 22 года:
– Последние два года мне особенно «везет» на тех, кто не соблюдает дистанцию, так что европротокол приходилось оформлять несколько раз. К сожалению, многие автолюбители боятся им воспользоваться из-за недоверия к бюрократической системе. Не раз я слышала, что, мол, неправильно чего-нибудь заполнишь и откажут в выплате. В итоге за свою безграмотность приходится платить аварийным комиссарам, которые вообще ни за что не отвечают и почти ничего не делают такого, чего водитель не смог бы сделать сам, при наличии у него навыков чистописания.
Современный человек в течение жизни заполняет немало бланков, форм и заявлений, и извещение о ДТП – не самое сложное из них. Конечно, к нему обращаются в «полевых условиях», да еще и в довольно стрессовой ситуации, но бланк не содержит слишком много граф, а вносимая в них информация не требует каких-то специфических знаний. Нужно лишь аккуратно заполнить пункт за пунктом, проверить, правильно ли переписаны данные другого участника ДТП. Для верности можно сфотографировать номер его полиса и права на смартфон.
Не стоит бояться европротокола – он реально упрощает жизнь при мелких ДТП.
Руслан Ботоев, 47 лет, водительский стаж 19 лет:
– Точно не могу сказать по поводу европротокола, сам не пользовался, но знакомый, что называется, «попал» на этом деле – не заметил, что у второго участника ДТП оказался просроченный полис ОСАГО, и в выплате ему было отказано. Вообще, слышал, там много всяких подводных камней – должны быть в порядке документы на машину и водительские права, не допускается никаких помарок и исправлений, нужны обязательно фотографии определенного качества и с определенного ракурса – в общем, сложно все это.
Игорь Васильев, 57 лет, водительский стаж 34 года:
– Для меня, например, время – определяющий фактор. Ждать ГИБДД на морозе – не самое приятное занятие, а результат будет ровно тот же, поэтому не бойтесь ничего, заполняйте извещение сами и, глядишь, на наши дороги придет цивилизация. Всем удачи!
Светлана ЗАВАДСКАЯ
Фото Антона ЛЯПИНА
 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code