«Сотворить свою Букву!»

На протяжении столетий письмо и каллиграфия на Руси были неразрывно связаны с духовным и культурным становлением наших предков, помогали укреплять национальное самосознание, свидетельствовали о духовном делании. Изучая древнерусское письмо, мы не только обращаемся к нашим культурным истокам, но и постигаем заключённые в нём идеальные представления о гармонии мира. В учебных азбуковниках по каллиграфии XIII – XVII веков было показано многообразие вариантов написания букв, в которых отражалась сложность мироустроения, чего не скажешь о современных письменных пособиях для детей.
Подобно тому, как в каждой клетке нашего организма содержится программа его развития, так и в каждой Букве в свёрнутом виде заключена информационная программа, которая тесно связана с нашим языком, письменностью, культурой и духовными традициями народа. По словам архитектора И.П. Шмелева, традиция – это храм Памяти, из которой черпается энергия вдохновения, созидания и развития… И пока народ чтит и хранит свои традиции, он способен вынести все испытания, претерпеть все невзгоды.
Древнерусское письмо и каллиграфия чутко реагировали на различные изменения в жизни – политические, экономические, культурные и религиозные. Они испытывали влияние и Запада, и Востока, но в то же время сохраняли и развивали свою самобытность и своеобразие. Несмотря на общеславянский дух, на Руси было немало каллиграфических школ, а крупные монастыри имели скриптории, где в богоугодном письменном делании оттачивали своё мастерство многие монахи. Вспомним школу Киево-Печерской лавры и в её лице Нестора-летописца, Сергия Радонежского и школу новгородского архиепископа Макария, школу Иоанна Грозного и Троице-Сергиевой лавры, Запорожскую и Киево-Могилянскую школу.
Дух народа заключен в Слове и Букве, поэтому во времена невзгод и опасностей в первую очередь спасали и прятали самое ценное – рукописи и книги. До сих пор не найдены библиотеки Ярослава Мудрого, Иоанна Грозного. За всю историю Руси большинство бесценных памятников древнерусской письменности было уничтожено, а само письмо, как ни в одной другой стране, подвергалось реформам и нововведениям. Переход от письма тростью в написании устава к письму птичьим пером в написании полуустава и скорописи не ухудшило графику букв, но, напротив, расширило возможности мастеров, обогатило письменную культуру. В то же время отказ от металлического пера и введение в 1968 году шариковой ручки разрушило не только остатки традиций и порушенную после 1917 года культуру письма, но и привело современное общество к тотальной неграмотности. В начале 70-х годов прошлого века известный эстонский мастер и педагог Пауль Лухтейн предупреждал, что эта шариковая ручка принесёт большие беды культуре всего общества. Сегодня в школах дети пишут как попало, ручки держат как угодно, в результате чего подрастающее поколение стало косноязычным не только в речи, но и в письме. И в Букве, и в письме изначально была заложена великая воспитательная сила, а приёмы письма оттачивались столетиями.
На Востоке каллиграфию по значимости ставили в один ряд с боевыми искусствами как метод укрепления духа и путь совершенствования. Ещё в I веке до Р. Х. в Китае рекомендовали использовать каллиграфию в качестве подготовительного этапа обучения для дальнейших занятий искусством, ремеслом, науками. Сегодня немало современных политических деятелей и бизнесменов Востока и Запада занимаются каллиграфией не только потому, что это престижно, но и потому, что это очень полезно. Попробуйте регулярно уделять 20–30 минут упражнениям по каллиграфии, и вы сможете лично убедиться, что время зря они не тратят.
Физиологи и методисты XIX века отмечали, что каллиграфия и письмо дают твёрдую опору органам чувств, развивают и укрепляют волевой импульс. Считали, что «каллиграфия – это лекарство и гимнастика для ума и души человека». С помощью каллиграфии воспитывается чувство линии, пластики, формы, фактуры, пространства, пробуждается ритм. Каллиграфия помогает пониманию природы интонации в нюансах. Занятия каллиграфией требуют немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, о которых многие педагоги уже позабыли: прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря регулярным занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что, в свою очередь, помогает развитию творческого мышления и воображения. А ведь именно этих качеств так не хватает сегодня ученикам и студентам. По мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но и затормаживает и сковывает мышление, угнетает процесс творчества. Неудивительно, что год от года уровень подготовки абитуриентов снижается и всё труднее найти тех, кто способен к созидательному и творческому труду.
Известен следующий факт: многолетние исследования и поиски методик для подготовки специалистов в области высоких технологий показали, что наиболее эффективным для этого является каллиграфия, развивающая широкий спектр психофизических свойств учащихся. В период школьного обучения каллиграфия прямо или косвенно взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. Учитель каллиграфии влияет на ученика, как садовник на молодой саженец, окультуривая и формируя крону его свойств. Благодаря навыкам красивого письма у учащихся развивается ответственность за свой поступок. Таким образом, письмо пробуждает в человеке нравственное начало.
После 1917 года система чистописания перешла в руки чиновников, которые, уподобляясь нерадивым и недальновидным земледельцам, заселяют нашу образовательную почву чужеродными «гибридами», игнорируя святоотеческие традиции. Как следствие – потеря исторической и духовной опоры, непонимание истинного смысла и значения каллиграфии для формирования и раскрытия личности. В погоне за скоростью написания, упрощением графики букв исчезла индивидуальность почерка, его красота, а с ними – и тонкая дифференциация личности ученика. Главное не только в том, чтобы красиво писать, но и с помощью этого процесса научиться преодолевать себя. Для ускорения письма необходимо совершенствовать и внедрять стенографию и тем самым разъединить красоту и быстроту письма как две дисциплины. Как от доброго слова умягчается и просветляется душа, так и от красивой буквы она наполняется радостью, гармонией.
Если в Слове (литературном, поэтическом) есть своя творческая лаборатория, то не менее важен такой же подход и к его написанию, т. е. к каллиграфии. Сегодня эту лабораторию пытаются подменить клавиатурой компьютера. Это чревато глубокими и непоправимыми последствиями, в частности деформацией физического и духовного здоровья детей, что уже отмечено физиологами Европы, Японии, Китая. Во время письма присутствует акт творения Буквы, а благодаря ритмическому нейроимпульсному процессу (во время письма) развивается тонкая моторика пальцев рук, что напрямую связано с формированием у ребёнка образного мышления.
Буква – это внешняя одежда Слова. Как через Слово пробуждается душа человека, так и в написанной букве важно всё: и мелодия линии, и мера нажима пера, и длина росчерка. Написанная Буква – это сосуд, наполненный неким содержанием. Чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека. Со дня нашего рождения и до последнего дыхания написанная Буква проходит рядом. Практически она всегда в поле нашего зрения. Как соринка в глазу, она может мешать, раздражая и причиняя неудобство своими уродливыми формами, и, наоборот, воздействовать, как приятная мелодия, как молитва, наполняющая благодатью нашу душу.
Трудно представить без надписи какую-то область традиционного русского искусства. Она органически вплеталась в архитектуру, в интерьеры храмов, жилищ в виде мозаик, росписей, резьбы на камне и дереве. Надпись декором вязи опоясывала колокола, посуду, церковную утварь и убранство, её использовали в шитье плащаниц, ювелирных изделий, иконописи. Буквы не просто органично соединялись с объектом – они наполняли его своим смысловым содержанием и, одухотворяя, радовали сердце и глаза всем своим богатством. После реформ Петра  I только староверы остались верными хранителями русской письменной культуры до наших дней. Уничтожение Петром I очагов монастырской культуры завершили события 1917 года. Они не пощадили ни учебных программ, ни методических наработок преподавателей и методистов лучших учебных заведений России. Эти наработки письменной культуры сохранились только в Эстонии и Литве.
Более чем сорокалетний педагогический опыт преподавания каллиграфии Пауля Лухтейна в Таллине показал, что занятия рукописным шрифтом и каллиграфией стимулируют не только понимание графической композиции, но и является основой декоративно-прикладного искусства, воспитания художественного вкуса. Традиционно каллиграфия, как мостик, соединяла область искусства и область науки. Сегодня пришла пора этот разрушенный мостик восстановить. Опираясь на опыт своего учителя П.  Лухтейна, мне удалось разработать методику ускоренной подготовки абитуриентов для поступления в художественные вузы. С помощью специальных упражнений у слабых студентов раскрывались внутренние скрытые резервы, что способствовало их более активному творческому обучению.
Сокращение учебных программ по шрифту и каллиграфии в средних учебных заведениях сегодня практически разрушает опыт и наработки творческих педагогов, затягивая хомут непонятно чем мотивированных госстандартов. Чиновниками от образования игнорируется опыт профессиональных школ и специалистов Эстонии, Литвы, Белоруссии, Украины, России. Древний девиз «Учим не для школы, а для жизни» сегодня можно перефразировать «Учим для ЕГЭ, для Госстандарта». Ни один вуз не готовит специалистов в этой области особо утончённого искусства шрифта и каллиграфии. Следовательно, при сложившейся ситуации подготовить таких специалистов просто невозможно, т.к. это «не предусмотрено госстандартом». Но многочисленные свидетельства и письменные отзывы тех, кто смог прикоснуться к этому утончённому источнику красоты, говорят совершенно иное. Так, в одной из школ Санкт-Петербурга, где каллиграфия является базовой и корректирующей дисциплиной, – внимание, дяди в Министерстве образования! – дети называют уроки каллиграфии «домашняя радость». И действительно, истинная красота нашей Буквы раскрывается при условии, когда мы возьмем перо и внимательно, неторопливо постараемся повторить удивительную форму древнерусской буквы, и тогда письмена зазвучат в вашей душе.
Организаторы этого проекта дают уникальную возможность прикоснуться к рукописной Букве каждому, и, возможно, пробудится желание взять в руки перо, кисть и сотворить свою Букву. Надеемся, этот проект не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.
П.П. ЧОБИТЬКО, руководитель Центра искусства каллиграфии «От аза до ижицы»
Фото Антона КРУПНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code