Загадка экипажа Алёшина

Первая статья под названием «Загадка экипажа Алёшина» вышла в нашей газете 23 января 2015 года. У этой статьи оказалась необычная судьба. В 2012 году в садоводстве «Керро» Всеволожского района были обнаружены останки солдат Великой Отечественной войны, закатанные бульдозером в грунтовую дорогу. Поисковики из Санкт-Петербурга вызвались извлечь эти останки из грунта и перезахоронить на мемориал. Поисковые работы продолжались всё лето. В тот день, когда я посетила это садоводство, раскопками занимался командир поискового отряда «Группа Безымянная» Герман Сакс. Так мы и познакомились.
Уточняют историю подвига
Имя Германа Сакса мне было известно давно. Он считается одним из самых авторитетных поисковиков Санкт-Петербурга и его знают во многих уголках России. Но первая личная встреча превзошла мои ожидания. Герман сообщил, что у него есть сенсационные сведения об экипаже Героя Советского Союза Семёна Алёшина. Поисковый отряд «Группа Безымянная» обнаружил останки экипажа и обломки самолёта в урочище Мустолово Всеволожского района. Во время войны в этих местах находились финские артиллерийские позиции. В книгах по истории войны записано, что экипаж Алёшина был подбит в июле 1942 года, лётчики имели возможность покинуть горящую машину, но приняли мужественное решение – совершить огненный таран финской противотанковой роты-батареи. Артефакты, которые обнаружили поисковики, говорили о том, что самолёт долететь до вражеских позиций не успел и рухнул, так и не совершив таран (подробности смотрите в статье от 23 января 2015 года). Это никак не умаляет героизма пилотов.
Герман – человек очень ответственный, и он не спешил обнародовать свою версию: подыскивал всё новые и новые доказательства. Как журналист, я сразу зацепилась за информацию, но пришлось выждать год – вдруг появятся новые обстоятельства, проливающие свет. В декабре 2013 года состоялась моя вторая встреча с Германом Саксом.  Информация, которой он владел, к тому времени была ещё более тщательно взвешена. Во время второй встречи он сказал: «Я думаю, что пришло время выступить. Останки героев необходимо предать земле со всеми подобающими почестями. И если мы нашли тот самый экипаж, то перезахоронение нужно произвести к памятнику, который находится возле железнодорожной станции Лемболово».
Не сразу я отдала материал в печать. Сначала написала письмо другому известному поисковику, специалисту по лётчикам военного времени – Илье Прокофьеву. Илья Прокофьев в это время находился в Казани и ответил мне письменно: он ознакомился с документами, которые ему в своё время прислал Герман Сакс, и уверен на 100%, что найденные останки принадлежат экипажу Алёшина. Скажу откровенно – в статью «Загадка экипажа Алёшина» вошли не все доказательства, о которых мне поведал Герман Сакс. Газетные публикации имеют ограниченный объём, и кое-что пришлось оставить за бортом. Через год после того, как Герман показал мне документы, к 23 февраля 2015 года вышла публикация в газете «Всеволожские вести». Кроме того, материал был опубликован в журнале «Военная археология».
Мы с Германом стали ждать реакции публики. Но никакой реакции не последовало, не было ни одного звонка в редакцию. Герман несколько раз обращался ко мне по телефону: «Ну как?» – Мне нечего было ответить. И мы уже стали думать, что к заявлению о настоящем месте гибели экипажа Алёшина все остались равнодушны, что никому это не надо.
Откликнулся брат героя
Разве мы могли тогда предположить, что статья «выстрелит» через год – в феврале 2016-го? С момента моего знакомства с Германом Саксом прошло три с половиной года. Но, как выяснилось, всё, что происходило, происходило вовремя. Напомню, что в экипаж входили командир звена капитан Семён Михеевич Алёшин (1911 г. р.), штурман-бомбардир лейтенант Владимир Андреевич Гончарук (1918 г. р.) и стрелок старший сержант Николай Александрович Бобров (1921 г.р.). Они летали на самолёте СБ в составе 44-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Полк базировался на аэродроме Сосновка. Самолёт Алёшина был сбит во время выполнения боевого задания 11 июля 1942 года (в исторических книгах написано, что 12 июля 1942 года) недалеко от Лемболова. Всем троим членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза (посмертно). 16 августа 1966 года недалеко от железнодорожной станции Лемболово в торжественной обстановке был открыт памятник героическим лётчикам. В книгах об обороне Ленинграда появилась красочно расписанная история о том, как СБ Алешина уничтожил вражескую батарею и какие красивые слова перед смертью говорили лётчики. Предполагалось, что памятник стоит на месте гибели лётчиков, на самом деле вражеские позиции во время войны располагались в нескольких километрах от этого места.
Спустя год после выхода в свет «Загадки экипажа Алёшина», 8 февраля 2016 года, в газету «Всеволожские вести» неожиданно пришло электронное письмо. Написал его секретарь Союза писателей Александр Александрович Бобров. Он сообщал: «В Вашей газете было опубликовано очень хорошее интервью с Германом Саксом, где говорилось о гибели героического экипажа под Лемболово. Николай Бобров – мой старший брат, я родился через 2 года после его гибели» (…) Издательство «Родные просторы» (главный редактор Владимир Скворцов) готовит мою книгу «Звезда над озером. Мой старший брат защищал Ленинград» (…) Книга должна выйти в мае 2016 года (…) Этот год – год 75-летия начала ВОВ, и я обязательно приеду к годовщине подвига моего брата 11 июля. Надо представить книгу во Всеволожске, посетить лагерь «Горизонт» у памятника».
Александр Александрович Бобров – кандидат филологических наук, член-корреспондент Академии поэзии, лауреат премии имени Дмитрия Кедрина «Зодчий», лауреат премии имени Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи» и обладатель Большой золотой Пушкинской медали творческих союзов России. В настоящее время – автор и ведущий программы «Листая летопись времён» на ТРК «Подмосковье», член редколлегии газеты «Советская Россия», член редколлегии журнала «Русский дом», профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, секретарь правления Союза писателей России. Издал 40 книг стихов, путевой прозы и краеведческих исследований. Проживает в Москве.
Сомнения были напрасными
К электронному письму в редакцию газеты «Всеволожские вести» А. А. Бобров приложил свою статью «Обними своего вояку», которая вышла в журнале Союза писателей России «Невский альманах» в декабре 2015 года, и статью «Звезда моего брата», которая вышла в газете «Советская Россия» 16 января 2016 года. Мне необходимо привести большую выдержку из последней его публикации. В ней рассказывается, как в последние годы Александр Александрович, независимо от ленинградских поисковиков, проводил свой поиск места гибели экипажа Алёшина. Кстати сказать, это – не единственный случай, когда в одном месте России поисковики обнаруживают сведения о погибшем, и в это же время в другом уголке страны активизируют свои запросы его родственники. Поиск разворачивается как будто по цепочке, и бойцы поисковых отрядов, среди которых многие настроены мистически, в таких случаях говорят: «Видимо, погибший сам захотел, чтобы его нашли». Некоторые поисковики считают, что погибшие руководят их работами откуда-то свыше. Эту ситуацию очень верно подметил Игорь Растеряев, исполняющий песню «Георгиевская ленточка»: «Откопай меня, браток, снова умоляю (…) Адресок мой передай в родную сторонку: Восемнадцатый квадрат, чёрная воронка»…
Но вернёмся к статье Александра Боброва «Звезда моего брата»: «Работая над книгой о старшем брате, я понял, что мне обязательно надо подробнее узнать, от кого и где получил самолёт брата роковое повреждение (…) Мы с финским писателем Карлом Геустом сделали запрос в Центральном архиве, и в наступившем (2016) году я получил от него письмо: «Дорогой Александр, наконец, по документам нашёлся ответ на вопрос, куда упал самолёт Вашего брата. Самолёт СБ был сбит артиллерией ПВО в 04.15 часов (финское время) 11.07.1942 г. После изучения около 20 дел (ЖБД и др.) разных частей финской армии июля 1942 г. могу вам сообщить следующее:
— Около 4. 15 часов прилетели на финскую сторону линии фронта с юго-востока СБ бомбардировщик, 4 истребителя типа «Спитфире» (Як-1!) и 2 И-16. Финская батарея открыла огонь по бомбардировщику, который получил прямое попадание, и самолёты ушли на юг.
— Самолёт СБ (Пе-2) был сбит огнём 2-го огневого взвода 106-й лёгкой зенитной батареи (наверное, 40-мм пушки типа Bofors), место взвода Myllymaki (…). Уже в воздухе самолёт загорелся и упал в 2 км на юг от батареи, 600 м. на восток от «Lappalaisenmaki» (…) На месте падения самолёта была противотанковая рота 49-го пехотного полка (PsTykK/JR 49). Батарея 106. Kev.lt.Ptri  на секторе финской 10-1 дивизии» (…)
Ещё, как добросовестный исследователь, Карл добавил: «Александр, рекомендую написать моему приятелю Илье Прокофьеву. Илья был руководителем поисковых отрядов в Ленинградской области – если я правильно помню. Коллеги Ильи, возможно, точно знают место падения самолёта вашего брата!»
Те, кто читал первую статью «Загадка экипажа Алёшина», могут сразу обратить внимание, что сведения, которые собрал писатель Александр Бобров, совпадают с данными, имеющимися у Германа Сакса. Значит, Герман напрасно сомневался. Его отряд действительно сделал историческое открытие.
Продолжим цитировать Александра Боброва: «Я тут же написал (Илье Прокофьеву – Л.О.) и на Рождество получил потрясающий ответ: «Ваше письмо очень взволновало! Так как мы – поисковики Ленинградской области – уже несколько лет не можем доказать документально (к сожалению, не можем найти в архиве точного документа с привязкой номера самолёта и номера моторов к экипажу Алёшина), что нашли экипаж Алёшина! Это место падения самолёта СБ (район урочища Мустолово в районе Лемболово» (…) Весной 2004 года отрядом «Группа Безымянная» обнаружены обломки самолёта, которые разбросаны на большой площади. Обломки находились частично на поверхности. Самолёт упал в расположение финских позиций и частично ещё разграблен финнами. Номеров не обнаружено. При дополнительном обследовании обнаружено место падения самолёта. На месте падения обнаружены фрагменты останков одного члена экипажа (лётчик). Найдены: кобура от пистолета ТТ, часть офицерского ремня, часть шлемофона, обрывки гимнастёрки и комбинезона, фрагменты парашютной системы (вытяжное кольцо, один крючок, пряжки, рукоять от ножа, сапог). Самолёт, возможно, погиб летом 1942 года. В июне 2004 года проведено дополнительное обследование места падения самолёта. В 50 метрах от первоначальной точки нахождения останков одного из членов экипажа найдены останки ещё одного члена экипажа (штурман) и воронка с обломками одного из двигателей самолёта. По исследованию обломков самолёта установлено, что самолёт изготовлен в 1940 году. В июле 2004 года совместно с поисковым отрядом «Форпост» (г. Кингисепп) проведено дополнительное обследование места падения. Установлен номер одного из двигателей (найдена фирменная бирка): М-103а №023-1039. В мае 2005 года поисковым отрядом «Группы Безымянная» проведены дополнительные работы на месте падения самолёта. В результате обнаружено место нахождения второго мотора, найдена радиостанция самолёта, частичные останки третьего члена экипажа самолёта (стрелка-радиста Боброва?), на куске дюраля бирка с номером 133-4. В 2006 году один двигатель самолёта вывезен в музей п/о «Северо-Запад» в город Санкт-Петербург. На одной из навесных деталей мотора обнаружен номер: 023-105. (…) Кроме того, Герман Сакс (руководитель поискового отряда «Группа Безымянная») провёл исследовательскую работу с документами финского архива и ещё раз подтвердил это!»
Далее в статье «Звезда моего брата» Александр Бобров пишет, как он был ошеломлён, прочитав письмо Ильи Прокофьева – того самого Ильи Прокофьева, у которого я в 2013 году просила подтверждения, что в урочище Мустолово найден экипаж лётчиков – Героев Советского Союза. Скорее всего, это Илья Прокофьев порекомендовал Александру Боброву прочитать «Загадку экипажа Алёшина», опубликованную в газете «Всеволожские вести». Вот так и получилось, что отклик на нашу статью пришёл через год после её выхода в свет.
Готовится важное событие
В январе 2016 года Александр Бобров связался по телефону с Германом Саксом, а в марте 2016 года состоялась их личная встреча. Затем секретарь правления Союза писателей России А.А. Бобров отправил официальное письмо губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко с просьбой организовать торжественную церемонию перезахоронения останков экипажа Алёшина к обелиску у железнодорожной станции Лемболово. Желательно, чтобы эта церемония прошла 22 июня 2016 года. И, может быть, мы с вами, дорогие читатели, станем свидетелями важного события: у обелиска, который был поставлен на месте предполагаемого падения самолёта, через 74 года после гибели экипажа появится настоящее захоронение. И газета «Всеволожские вести» будет внимательно следить за этим процессом.
А пока… Мы хотим сообщить читателям, что Александр Бобров предоставил нам интересные сведения о своём брате. В одном из ближайших номеров газеты «Всеволожские вести» выйдет рассказ о молодом лётчике, Герое Советского Союза – Николае Александровиче Боброве, который погиб, защищая Ленинград.
Людмила ОДНОБОКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code