«Там чудеса, там леший бродит»…

Некоторое время назад наш корреспондент встречалась с председателем общественной организации «Северо-Западный Зелёный Крест» Юрием Шевчуком. На страницах нашей газеты была опубликована беседа с этим известным экологом, обладающим уникальным опытом природоохранной общественной деятельности, которой он занимается с конца 70-х годов. В том числе речь зашла об интереснейшем издании: «Удивительные и загадочные места Ленинградской области». В этом своеобразном «путеводителе для любознательных» собраны не только легенды и предания древности, но и рассказы об уникальных объектах культурно-исторического наследия нашего региона. Отдельные главы повествуют о встречах с загадочными существами, ставшими предметами изучения альтернативной науки. Во второе издание добавлены главы «Живая и мертвая вода», «Чудь, что под землю ушла», «Древнейшая в Европе письменность» и многие другие. Автор и вдохновитель этого уникального сборника – Ю.С. Шевчук. К сожалению, в свободной продаже это издание не встретишь. Тем интересней было расспросить автора-составителя о том, как создавалась эта книга и есть ли у нас, читателей, перспектива увидеть ее на полках наших книжных магазинов.
«Люби и знай свой край!»
КОРР. Юрий Сергеевич, мне повезло: я получила эту книгу в качестве подарка как участник праздника по случаю дня рождения Ленинградской области. С удивлением узнала, что это уже второе издание «Путеводителя для любознательных» по удивительным и загадочным местам Ленинградской области. Сразу подумалось, что любознательных людей в Ленинградской области гораздо больше, чем гостей дня рождения области или, допустим, Фестиваля областной прессы. А уж когда прочла это интереснейшее издание, поняла, каким оно было бы подарком для наших земляков, особенно для тех, кто исповедует простую истину – «Люби и знай свой край».
Ю. ШЕВЧУК. Я думаю, и без моих комментариев понятно, что все упирается в финансы. Была бы возможность, мы бы ее издали в третий раз и большим тиражом, и я такой возможности не исключаю. Верю, что рано или поздно это свершится, тем более что книга действительно вызывает интерес, как неизменно нам интересно все таинственное, непонятное и странное. Честно говоря, я думаю, это и без того очень хороший подарок – то, что книга издана во второй раз. И по меньшей мере две тысячи человек ее получили в качестве подарка, а несколько тысяч прочитали, потому что она уже «ходит по кругу», ее передают из рук в руки. И я благодарен очень многим людям, которые поучаствовали в издании путеводителя, в первую очередь правительству Ленинградской области.
Кстати, сразу должен сказать, что у этого сборника много авторов. В том числе отдельные главы книги написаны не мною, а другими краеведами, экологами и журналистами. Посему выражаю благодарность моим коллегам, таким же энтузиастам, любознательным и талантливым искателям сокровищ: Вячеславу Мизину, замечательному знатоку острова Гогланд и древних святилищ каменного века, журналисту Яне Ежовой за очерк о городе Сосновый Бор и его окрестностях, Екатерине Колесовой за рассказы об озере Ужаса и тайне Мшинских болот, Сергею Пинчуку за рассказ о вепсских святилищах, Виктору Николаеву за материал об исчезнувшем городе.
Бесценны консультации доктора биологических наук Валентина Сапунова и Михаила Герштейна, председателя уфологической комиссии Русского географического общества. Павел Мирошниченко очень помог в работе над разделами о катакомбах Ленинградской области и Таицком водоводе. Всех не перечислишь, в том числе тех, кто работал непосредственно над изданием книги, ее оформлением и сделал все возможное и невозможное, чтобы книга все-таки дошла до читателя. Кстати, на телеканале ЛОТ выходит «видеовариант» или «видеоверсия» нашей книги, если так можно сказать. Мы с коллегами-журналистами совершаем вылазки в те интереснейшие и загадочные места Ленинградской области, которые до сих пор хранят свои тайны, либо эти тайны со временем удалось раскрыть. Так что если не удастся прочитать, то можно посмотреть.
КОРР. Правда ли, что во всех этих местах, которые описываются в издании, вы бывали сами, и не единожды? То есть это не «умозрительные» впечатления, а реально виденные места, объекты или, допустим, субъекты? Потому что когда речь идет о «лешем Ленинградской области», меня одолевает некое смятение…
Ю. ШЕВЧУК. Ну, лешего, конечно, мне увидеть не довелось. Как и «летающего» змея, или чудовища озера Хепоярви, не видел я и нежитей, стерегущих сокровища Мшинских трясин. Но это не значит, что их не существует. Даже если они существуют только в народных преданиях, в былинах и легендах старины. Это тоже жизнь. Жизнь поэтического и сказочного мира народа. Реально же существуют аномальные зоны в Ленинградской области и пограничных районах.
Кстати, это было самое трудное: определить критерии загадочности. Где они начинаются и где заканчиваются. И, возможно, не всегда надо искать ответы на все вопросы.
«Очевидное –невероятное»
Очень хорошо сказал в свое время писатель Кен Кизи: «Ответ – никогда не ответ. На самом деле интересна тайна. Если ищешь тайну вместо ответа, искать будешь вечно. Я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь нашел ответ – всякий думает, что ответ нашел и перестает думать. Но смысл в том, чтобы искать тайну, пробуждать тайну, возделывать сад, где странные травы и тайны цветут. Тайна гораздо нужнее ответа».
В этой цитате тоже ответы на многие неясные вопросы. И мы продолжаем наш диалог с Юрием Шевчуком.
– Вы знаете, – признается Юрий Сергеевич, – на самом деле мне очень давно хотелось сделать эту работу: собрать воедино все те непонятные, странные и загадочные явления или объекты, которые мне за долгие годы работы довелось увидеть, или услышать о них. Трясясь по проселочным дорогам нашей необъятной области, блуждая по болотам, ползая по каким-то забытым развалинам, я не раз говорил себе: вот наступит время, когда я закончу срочные дела, сяду за компьютер и опишу все те невероятные места, что посетил, и события, которым был свидетелем. Вы знаете, что останавливало? Как определить, какие именно места, территории нашего региона считать удивительными и загадочными. Ведь само по себе удивление – порой очень субъективное чувство. Вроде бы самая обыкновенная штука – вилка! Правда? А в Японии до такого предмета не додумались, поэтому удивляются. Кого-то удивляет вид Эйфелевой башни, если они ее впервые видят, а парижане проходят мимо нее равнодушно. Привыкли… Определившись для себя с критериями загадочности, мне стало намного легче собирать этот путеводитель для любознательных.
КОРР. Я сама немало поездила по Ленинградской области, поскольку работала в сельской редакции Ленинградского радио. Но все-таки у нас с вами были разные цели и задачи, и хотя я слышала порой о каких-то чудесах и тайнах тех или иных мест, относилась к ним с достаточной долей скепсиса. Ну не верить же в самом деле в лешего! Хотя исторические факты, редкости и древние легенды порой поражали воображение… А вас, что вас больше всего поражало в этих своих находках?
Ю. ШЕВЧУК. Меня больше всего поражало, что там, кроме меня, мало кто или почти никто и не бывает. Собственно говоря, я и книгу-то стал писать в том числе для того, чтобы привлечь людей к тем местам, куда они обычно не ездят. Я понимаю, что сегодня у нас вся внешняя политика страны направлена на развитие внутреннего туризма, и поэтому лишний вклад в это дело не помешает.
Мне действительно хотелось, чтобы люди поехали в эти места, загадочные и удивительные. Посмотрели на то, что остается за гранью исхоженных и хорошо изученных туристических маршрутов. Вот буквально свернули чуть-чуть вбок, и …«там чудеса, там леший бродит»… Про лешего, которого вы уже не раз упоминали, у нас в книге действительно есть. Леший или Снежный человек… – как хотите, но главка профессора Сапунова, исследователя Снежного человека, у нас есть. Этот самый Леший бродил неподалеку от военного аэродрома у поселка Вещево. И хотя сейчас этот аэродром не действует, место осталось. Есть развалины этого аэродрома, и даже если вы Снежного человека или Лешего там не встретите, эти удивительные места навсегда останутся в вашей памяти, потому что витает там в атмосфере нечто такое…
Или развалины фабрики, мозаичной фабрики Михайла Васильевича Ломоносова. Правда, туда сложно добраться, но дело того стоит. Или развалины лепрозория «Крутые ручьи» в Кингисеппском районе. Мало кто знает, что такое лечебное учреждение было на территории Ленинградской области. Я там был, конечно же, и долго находился под впечатлением. Городище старое. Тоже чрезвычайно интересно! Вот выходишь к вечеру или ранним утром на это место, что было со мной не раз, и когда глаза начинают привыкать к тому, что видишь, начинаешь различать следы былой цивилизации. Вот тут был вал, вот здесь были стены, а вот тут стояли жилые дома. Включается воображение, начинаешь представлять жизнь, быт этих людей, наших предков. Это все очень и очень интересно.
Важна память
КОРР. Много чего интересного! С удивлением я прочла про так называемые «баррантиды» – это такой загадочный подводный гул на Ладоге, о летающих змеях и священной роще Перуна. Невозможно перечислить все эти чудеса – тут и так называемые «рукотворные загадки» Ленинградской области, и тайны городищ Гардарик про подземелья Ленинградской области и про «чудь, что под землю ушла»… Есть раздел «Утерянные могилы», в том числе речь идет об исчезнувшей могиле поэта Николая Гумилева. Мои коллеги из газеты с командой единомышленников как раз занимаются увековечением памяти поэта, потому что считается, что он был расстрелян на территории нашего Всеволожского района, в Левашовской пустоши.
Ю. ШЕВЧУК. Но все-таки в точности никто не знает, где нашел свое последнее упокоение поэт Николай Гумилев. И наша задача, как исследователей и составителей этого сборник, а – отнюдь не поставить точки над «i» в этом затянувшемся споре. И поэтому этот небольшой очерк так и называется: «Исчезнувшая могила Николая Гумилева», и мы приводим несколько версий, притом это рассказы очевидцев и участников тех далеких событий. Но и свидетельства очевидцев так расходятся, что место погребения Николая Степановича остается одной из исторических загадок нашего региона.
Кто-то считает, что он погребен на месте расстрела, на берегу речки Лубья, в Бернгардовке. Другие говорят о Лисьем Носе, третьи – о Ковалевском лесе у Ржевского полигона. Есть свидетельства эмигрировавшего поэта Георгия Иванова, который записал со слов поэта Сергея Боброва, как «шикарно умер» поэт Гумилев. «Улыбался, докурил папиросу. Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление»… А другой поэт и переводчик, сидевший в тюрьме по тому же делу, что и Гумилев, – Михаил Лозинский, – вообще считает, что Николай Степанович до расстрела не дожил – его просто забили прикладами во время допросов и сожгли вместе с другими в крематории…
Мое мнение: не столь важно, где могила поэта, важно, что он живет в нашей памяти. Главное – восстановление исторической справедливости для потомков. А где будет памятник – так ли важно?.. Важно, что помним, что есть куда положить цветы.
Беседовала Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code