У высоких берегов Амура

Геннадий Иванович Шорохов во Всеволожском районе – человек известный. В 1982 году был избран депутатом и через два года занял должность председателя исполкома Муринского сельского совета. В 1990 году возглавил Бугровскую волость и по сей день является главой муниципального образования и одновременно главой администрации МО «Бугровское сельское поселение». Находиться 34 года во власти, да еще и на одном месте, не просто. В Ленинградской области, к примеру, это не удавалось никому. Его коллеги, главы других муниципальных образований, часто обращаются к Шорохову за советом и уважительно называют его «наш аксакал».
О его заслугах в роли руководителя не раз рассказывала пресса. Писали о его крутом сибирском характере, об умении настоять на своем, о способности оперативно принимать решения и брать на себя ответственность. Но вот откуда взялись эти черты характера? Где получил железную закалку паренек, выросший в крестьянской семье в сибирской деревне Новая Покровка Тюменской области?
По словам самого Геннадия Ивановича, в формировании его характера решающую роль сыграла служба в армии, которую он проходил в горячей точке (хотя тогда такого понятия не существовало) на границе с Китаем. Ему довелось принимать непосредственное участие в драматических событиях, которые разворачивались в те годы на острове Даманский.
В Вооруженные силы он был призван в 1968 году после окончания железнодорожного училища в Тюмени.
– В военкомате сказали, что мы будем служить на границе. Было сформировано 11 вагонов новобранцев из Тюмени, Омска, Новосибирска, Красноярска, и десять дней мы добирались до Приморска, где находилась «учебка». После интенсивного курса молодого бойца, который длился полтора месяца, нас раскидали по заставам, меня – на «Пионерскую».
На самом восточном рубеже, как поется в песне, в суровом краю, объятом тишиной, несли службу три офицера и 45 солдат.
Вскоре у восемнадцатилетнего Геннадия появился «сослуживец», которому предстояло стать самым близким другом на последующие три года службы – восточно-европейская овчарка Амур. Он тоже был новобранец и тоже прибыл из «учебки». Собак для службы на границе дрессировали в Перми. И двум товарищам, для того чтобы им доверили охрану Государственной границы социалистической Родины, приходилось сутками напролет работать, притираться друг к другу и осваивать новые навыки: идти по следу на протяжении нескольких часов, не бояться стрельбы, в нужный момент правильно остановить нарушителя.
– На первых порах моя физическая подготовка превосходила подготовку Амура. Он мог пробежать только километров пять, потом ложился и требовал отдыха. Но в дальнейшем, нам приходилось наматывать десятки километров, и в «секретах» сидеть – от нескольких часов до нескольких суток, когда по линии разведки приходила ориентировка, что где-то должно произойти нарушение границы. Амур был очень выдержанный и приветливый пес, пищу брал только из моих рук. Если миску приносил кто-то другой, еда оставалась нетронутой. И еще у Амура была одна особенность – он не переносил мата. Парни, вдали от цивилизации, от женского пола, могли ввернуть крепкое словцо. И тогда Амур зверел, мог применить к нарушителю словесной дисциплины все те приемы, которым был обучен по отношению к нарушителям границы. Поэтому при нем все становились культурными и взаимовежливыми, – смеется Геннадий Иванович.
– В 1968, еще до трагических событий на заставе Ивана Стрельникова, провокации случались регулярно. Границу часто переходили по льду толпой женщины, старики и дети. В них же не будешь стрелять! Во время обхода пограничных знаков мы передвигались, находясь все время на мушке. Идешь вдоль границы, а китайские военные стоят на вышках и ведут тебя сквозь прицел пулемета. И не знаешь, что им в голову придет через секунду.
Во время очередной провокации Геннадий Шорохов и еще один боец, находившийся с ним в наряде, попали под обстрел.
– При обходе границы нас с товарищем взрывом откинуло в воронку от снаряда. Очнулся, ничего не понимаю, в голове гул, ничего не слышу – сильная контузия. Вся рука в крови, один палец оторвало, другие переломаны. Смотрю, рядом лежит товарищ, почти без сознания – ранение в плечо. Я сам от боли чуть сознание не теряю, но собрался как-то, перевязал его, чтобы кровь остановить. Себе из последних сил руку перетянул. Через какое-то время наши ребята подоспели, вызвали вертолет, нас доставили в госпиталь. После лечения товарища комиссовали. Мне тоже предложили комиссоваться и получить инвалидность, но я понимал, что тогда моя заветная мечта стать машинистом поезда не осуществится, и уговорил врачей написать, что я годен к дальнейшей службе. (В дальнейшем Геннадий Иванович все-таки осуществил свою мечту – несколько лет гонял поезда по всей Сибири и при этом учился на заочном отделении в железнодорожном институте).
2 марта 1969 года произошел первый в истории вооруженный конфликт между двумя социалистическими странами. На острове Даманский китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы Нижне-Михайловка старший лейтенант Стрельников и семь советских пограничников. Истоки конфликта лежали в условиях Пекинского договора 1860 года, по которому граница между Россией и Китаем, проходящая по рекам Амур и Уссури, определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены, охраняемая линия границы сложилась исторически. Даманский остров Китай считал своим и называл его Чжень Дао Бао. 2 марта в развернувшемся бою погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить Даманский, которая также была отбита.
В сражении с обеих сторон принимали участие не только пограничные, но и регулярные войска, были задействованы артиллерия, танки, ракетные установки. Даманский стал первым боевым испытанием систем залпового огня «Град».
– Застава Стрельникова находилась по центру, наша – на левом фланге. Но когда советские войска отражали атаку китайцев системой залпового огня, снаряды летели через нашу заставу. Гудели прямо над головой. Тогда не только китайцы, но и мы не знали, что это за оружие, – рассказывает Геннадий Иванович.
Всего в этом конфликте в марте 1969 года погибли 58 человек, 94 были ранены. Это с советской стороны. Потери китайцев исчислялись тысячами, что и заставило их прекратить посягательство на территорию СССР. За мужество и героизм, проявленные при защите государственной границы, старший лейтенант Иван Стрельников, старший лейтенант Виталий Бубенин, младший сержант Юрий Бабанский и начальник погранотряда полковник Демократ Леонов были удостоены звания Героя Советского Союза. И. Стрельников и Д. Леонов – посмертно. Был и пятый человек, удостоенный звания Героя, – Владимир Орехов. Он также получил награду посмертно, но его имя долго замалчивалось, так как он служил в армейских частях, а война официально считалась пограничным конфликтом. В сентябре 1969 года на переговорах между Косыгиным и Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующего положения советско-китайской границы.
19 мая 1991 года по соглашению между СССР и КНР граница была проведена по фарватеру реки Уссури, и остров Даманский отошел Китаю. На острове, за который было пролито столько крови, размещен музей боевой славы …китайских пограничников.
– Служба в армии – священный долг каждого молодого человека, – говорит Геннадий Иванович. – Но, прежде всего, – это долг перед собой. Именно в суровых условиях воинской службы начинаешь понимать, кто ты есть, на что способен, чего можешь и должен достичь, для того чтобы жизнь твоя была прожита не зря.
Марина РУДЕНКО
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code