«Готов играть любую роль»

Эрнста Романова невозможно перепутать ни с каким другим актером. Есть у этого замечательного артиста свой, особенный стиль, и прежде всего – взгляд, способный выразить всё, что невозможно выразить словом, всю полноту чувств его героев, их внутреннее состояние. Поэтому в послужном списке народного артиста России, лауреата Государственной премии Э.И. Романова, – заглавные роли в фильмах лучших режиссеров страны. Илья Авербах и Глеб Панфилов, Петр Фоменко и Никита Михалков, Владимир Наумов и Геннадий Полока и многие другие выдающиеся режиссеры современности предлагали Романову роли в своих кинолентах, в том числе главные.
Наши читатели сразу вспомнят главного врача санитарного поезда Николая Евгеньевича Белова в фильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» или его роль в блистательной музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене» – очень забавного, полубезумного старичка графа Лудовико, наконец-то нашедшего своего пропавшего сына Теодоро, сыгранного Михаилом Боярским. А еще – доктор Боткин в «Венценосной семье» и Вадик, муж беспутной мамы Ниночки из «Монолога», генерал-майор Шипов из «Звезды пленительного счастья» и английский посол лорд Чарльз Вильямс в только что вышедшем сериале «Великая». Более ста ролей – заглавных, а порой и крошечных, эпизодических, сыграл Эрнст Иванович за свою почти 50-летнюю жизнь на сцене и на экране. Мы встретились с патриархом отечественного кинематографа накануне Международного дня кино, который мы все – и актеры, и режиссеры, и зрители – отмечаем всегда в конце года, 28 декабря, и в начале Года кино, объявленного в России, чтобы поговорить о главном деле его жизни.
Как важно быть «эрнстом»…
КОРР. Эрнст Иванович, сколько лет знакомы с вами, более 20-ти, и я наконец-то научилась правильно произносить ваше имя. Именно Эрнст, а не Эрнест… Без буквы «е». Видимо, сказывалось обаяние Эрнеста Хемингуэя… А это, оказывается, совершенно разные имена!
Э. РОМАНОВ. Да, есть разница! Эрнест – это латиноамериканское имя, а меня родители назвали в честь немецкого коммуниста Эрнста Тельмана. Это уже европейское имя. Кстати, Эрнст в переводе с английского означает «серьезный». Есть даже такая пьеса Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», а дословно ее название звучит именно так: «Как важно быть эрнстом». Так вот, я и есть Эрнст, я очень серьезный человек по жизни.
КОРР. Это забавная игра слов, правда! Ведь вы и в самом деле, как правило, играете серьезные роли?
Э. РОМАНОВ. Я играю всё! Серьезных и несерьезных, отрицательных и положительных, комедийных и суперположительных. Я не считаю возможным отказываться от работы, которую мне предлагают. Это такая… непозволительная роскошь!..
КОРР. Но неужели не бывает такого, что всё в душе бунтует, и думаешь: «…нет, это я играть не буду ни за какие коврижки! Это не мое, это стыдно, это непозволительно…» Как говорил покойный Олег Иванович Янковский, отвечая на вопрос, почему он никогда не снимается в рекламе: «Я берегу лицо для более достойных ролей». У вас никогда не возникало желания отказаться?
Э. РОМАНОВ. Честно признаюсь, я никогда не откажусь от роли. Во-первых, потому, что мне за это деньги платят, и порой хорошие, но, наверное, главное даже не это! Я всегда начинаю прикидывать, думать, а как и этого… не очень достойного персонажа в плане моральных качеств сделать интересным и запоминающимся. А иначе какой я артист?! Да я смогу всё! Это для меня принципиально: готов играть любую роль. Как говорил Павел Петрович Кадочников на съемках у Михалкова в «Обломове»: «У Михалкова я готов играть даже клопа под обоями!»
«Сериалов не люблю!»
– Даже те, в которых сам играл. Но вы знаете, лет пять назад я снимался в таком сериале, который мимолетно шел на одном из наших питерских каналов. Снимал его Андрей Максимков, известный в городе режиссер и актер, и сериал назывался «Дорогие мои старики». Я играл там одну из главных ролей, а других стариков играли покойный Толя Равикович, Люда Чурсина, Ваня Краско… Список актеров говорит сам за себя, правда?..
И что вы думаете – фильм не пустили на экраны. А это, я считаю, мой лучший фильм! И сейчас его нет нигде, даже в Интернете. Вот умеют у нас как-то так… заткнуть в неизвестность и тебя, и твою работу… И вообще мне «везет»! У меня несколько фильмов сейчас лежат на полках. Поверьте, не самых плохих. И мне это очень обидно! – Фильм «Новая жизнь» московского режиссера К.П. Худякова, другой фильм «Посредник», который снимался специально для СТС.
КОРР. А ещё «Дурная привычка», где вместе с вами снимались две народные артистки – Ада Роговцева и Зинаида Шарко?
Э. РОМАНОВ. Нет-нет, этого кино не будет никогда! Вот горько-то! А так, вам честно признаюсь, я просто не люблю сериалы. Не люблю их смотреть, потому что они порой некачественные, не интересные. Я лучше с утра зайду в Интернет и буду смотреть все последние известия. Хочу уловить ниточку надежды в любом сообщении. Хочу получить надежду и для меня, и для моих детей и внуков. И, спрашивается, на черта нам эти сериалы?! Особенно «мордобитные» на НТВ? Вся агрессия, которая есть в обществе, идет в том числе и от этих фильмов. Террористы, между прочим, тоже воспитывались на тех американских и прочих сериалах, где одна стрельба, жестокие драки и кровь! Главное, что артисты в последнее время перестали играть психологические роли. А вот мордобитие – это пожалуйста! У них у всех такие морды, такие шеи! Шмяк, бряк!.. Трах – и нет человека. Нет, это не мое!..
КОРР. Вы как-то противоречите сами себе, Эрнст Иванович, – то готовы играть что угодно! Я вот буквально недавно видела вас в сериале «Агент национальной безопасности» – в паре с Пореченковым.
Э. РОМАНОВ. На мой взгляд, не самый плохой фильм! И кого я там играю? Профессора, изобретателя, талантливого ученого, не пожелавшего, чтобы его изобретение служило преступникам! Он, как всякий ученый, хотел бы подарить свое открытие человечеству, во благо человечеству, а не получается, однако!
«Я – натура уходящая»
КОРР. Так чем же сердце утешится, в чем надежда, Эрнст Иванович? В чем находите силы жить, работать, играть?
Э. РОМАНОВ. Как в чем? Меня окружают внуки, жена. Семья, работа… Я – уходящее поколение, более сорока лет женат на одной женщине. У нас прекрасная дочь, трое замечательных внуков…
КОРР. Да. И вы женаты на замечательной актрисе. Это заслуженная артистка России Лейла Киракосян, с которой вы познакомились, кажется, в Театре русской драмы в Прибалтике, вас вместе пригласили в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, сейчас она работает в Детской музыкальной филармонии.
Э. РОМАНОВ. Все так. А еще я преподаю актерское мастерство будущим артистам оперы. Это потрясающая работа! Я все время с молодыми. Красивые девушки, пацаны нормальные. Это лучше, чем сидеть в поликлинике с людьми моего возраста в ожидании своего номера очереди и только и думать: а какое у тебя давление нынче?.. А мне в апреле будет 80. И хочется, конечно, сделать, успеть сделать что-то стоящее! Я говорю своим студентам: смотрите на меня, ребята, я – натура уходящая! Я учился у великих актеров, работал с великими режиссерами, кое-чему научился и хочу это передать вам…
КОРР. Слушают?
Э. РОМАНОВ. И слушают, и смотрят, и учатся. И все обретает смысл, когда есть продолжение твоей профессии… Когда есть эти глаза, эти чудесные молодые глаза – внимательные, горящие, влюбленные в профессию, в искусство. Это питает, это продлевает жизнь, прежде всего творческую, да и физическую тоже. Вот я счастлив с ними бываю, честное слово.
И герцоги, и врачи
КОРР. Эрнст Иванович, не понимаю, но почему-то вам очень к лицу белый халат и парики. Вы много и хорошо играете врачей и английских лордов, генералов… Антонио из «Много шуму из ничего» по Шекспиру, герцог Бекингем из «Трех мушкетеров», в Театре им. Ленинского комсомола.
Э. РОМАНОВ. Между прочим, всю роль я играл на английском! Да-да. А почему герцоги, англичане, врачи… Не знаю. На самом деле я из самой простой, обыкновенной семьи, в которой никогда не было актеров, но в своем уральском городке Серове – это под Свердловском (ныне город Екатеринбург) – был, что называется «первый парень на деревне». Сначала начал почему-то бегать в художественный кружок, а потом в театральный. Учил стихи, читал роли, играл на театральных подмостках все свое сознательное детство.
А в Москве поступил, как говорится, с первого захода сразу в два театральных учебных заведения – в Щукинское училище и в ГИТИС, но выбрал ГИТИС, потому что там давали общежитие, а это был очень важный аргумент. И это было самое замечательное время студенческое! Сейчас там моя внучка учится. Точнее, они – моя дочь и трое внуков живут в Москве, в городе нашей юности… Там она вышла замуж, родила троих детей, и все они москвичи!
Я приехал к ним прошлой весной в гости. И целый день пешком ходил по местам своей юности! Я искал того Эрика Романова, как меня тогда называли, – влюбленного в свою профессию, полного надежд, восторженного юнца с горящими глазами! (смеется). Все искал, где же тут остались его следы. Но повсюду я натыкался на себя сегодняшнего – поседевшего брюзгу, пожилого господина, испытывавшего в жизни множество разочарований и потерь!..
КОРР. Вот если бы вы встретили того Эрика Романова – о чем бы вы его спросили, что бы вы ему посоветовали?
Э. РОМАНОВ. Я бы ему посоветовал кое-что исправить в его жизни. Но только кое-что! А в целом мы были такими чистыми детьми, влюбленными в искусство! После маленького городка я здесь вдруг дорвался до такого значительного: театры, музеи, выставки! Мне было абсолютно все интересно! А жил я в одной комнате с Романом Виктюком, теперь известный режиссер, мой однокурсник. Мы с ним одногодки, и он был так охоч до всего – всё знал и всё видел, смотрел, что творится на балетных, на театральных подмостках. Везде успевал, всё впитывал в себя, что творится в Москве. Искал свой путь… И, как я понимаю, нашёл…
КОРР. А вы?
Э. РОМАНОВ. Я думаю, да. Думаю, тоже нашел многое. Но все-таки главная моя роль – впереди. Всё ещё впереди. Я в это верю…
Пока живу – надеюсь!
КОРР: Эрнст Иванович, мы с вами встретились накануне Нового года. Вы, может быть, припомните какой-нибудь необычный Новый год? Из детства ли, из юности?
Э. РОМАНОВ. Именно из юности. Это как раз тот период, когда я учился в ГИТИСе, мы с моим задушевным другом, его звали Валентин, пошли в театральное кафе напротив МХАТа, для нас это было какое-то святое место. И в этом театральном кафе часто собирались великие артисты прошлого, и след от их присутствия мы ощущали. Сели с ним в этом кафе, достали свои жалкие копейки, заказали по бокалу шампанского, тихо проговорили всю ночь и встретили Новый год в тени незримого присутствия великих. Это был 55-й или 56-й год… И в этот, нынешний Новый год я опять еду в Москву, и вот по какой причине: московский канал «Культура», у них там есть такое подразделение творческое, «Острова» называется, будет снимать обо мне фильм. Очень хочу, чтобы один из эпизодов был отснят как раз в этом старом кафе. И я опять, конечно, пройдусь по местам моей молодости, отправлюсь на поиски себя самого, молодого и полного надежд. Не народного, не заслуженного, никому не известного и ничем не обремененного худенького мальчика из города Серова.
И вашим читателям пожелаю самого главного: чтобы спокойно было на нашей земле, в России. В это тревожное время желаю всем самых простых, обычных вещей, не имеющих реальной цены, но поистине ценных: мира, покоя в семье, здоровья, надежды, чтобы мы умели прощать и были прощены, если неправы. Чтобы любили и были любимы, и чтобы не оставляла нас надежда. Ваш Эрнст Романов.
Беседу вела Татьяна ТРУБАЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code