«Я бы в старосты пошёл…»

Продолжение подсказывает память: «Пусть меня научат!» Аналогия с известными детскими стихами Владимира Маяковского, в популярной форме пропагандирующими самые разные, такие нужные стране, профессии, как столяры и плотники, доктора и инженеры, кондукторы и шоферы, – вполне уместна. А почему нет? Старосты в наше время становятся все более важной и заметной фигурой на селе. И наиболее интересной.
Что за люди занимают эту общественную нишу, какие мотивы и принципы лежат в основе их решения послужить людям? Потому что все-таки, откровенно говоря, «староста – это не профессия». И тут мы процитируем одного из участников областного семинара старост, прошедшего на прошлой неделе в КДЦ «Южный». Вот как считает Роман Грибков, староста деревни Новая Пустошь Колтушского сельского поселения:
– Да, я считаю, что староста – это не профессия. Это образ жизни, образ мыслей, если хотите, – это твои принципы и убеждения, и возможность применить их в действии. И если уж ты согласился послужить обществу, односельчанам и люди выбрали тебя, то и ты сделай свой выбор, потому что придется не делить время на свое и личное, придется отрывать это время от семьи и многому научиться, чего ты не умел делать раньше.
Например, научиться иногда просить, а иной раз – требовать и добиваться справедливости в разных инстанциях, идти на разумные компромиссы, научиться слышать и слушать людей и власть, и быть своеобразным проводником интересов народа в коридорах власти. Поэтому учиться быть старостой обязательно надо. Надо знать законы и уметь их применять, в первую очередь. А законов у нас много, как известно. Надо учиться у более опытных коллег, и поэтому подобные семинары очень нужны.
Роман Грибков, можно сказать, староста новой формации. Не тот пожилой пенсионер, которого решили «двинуть в старосты» в связи с образовавшимся свободным временем. Роман Александрович – предприниматель, человек грамотный и образованный, сумевший много сделать для односельчан за весьма короткий срок. А еще он, можно сказать, «потомственный староста». Его мама была в свое время в Новой Пустоши депутатом местного Совета, по сути дела, выполняла те же функции, которые взял на себя ее сын. Снег на дорогах, вывоз мусора, отсутствие света на деревенской улице и те же разбитые дороги и аварийные деревья – вот только самый краткий перечень забот современного старосты. А еще подвести газ в дома и довезти до пенсионеров дрова, добиться социальных выплат заслуженным людям, если по каким-то причинам они «затерялись в пути»…
В том числе и об этом: о многочисленных заботах и проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются сельские старосты, шла речь и на этом семинаре. Особенность его в том, что инициатором семинара выступило Законодательное собрание. Впервые в масштабах Ленинградской области встретились старосты, представители муниципальных образований и в том числе авторы областного закона № 95 от 14.12.12 «О содействии развитию на части территории муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления». В народе его называют проще и понятнее: закон «О старостах», или «Закон тысячи добрых дел».
О том, как идет реализация этого закона на местах, в заинтересованном диалоге обсуждали и депутаты, и старосты, и представители муниципальной власти. В том числе депутаты ЗакСа Юрий Соколов, Дмитрий Ворновских, Галина Куликова и Вероника Каторгина, Алексей Пониматкин и Сергей Бутузов. Открывая семинар, вновь назначенный председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области – Лира Бурак, в частности, сказала:
– Я думаю, не осталось сомневающихся в нужности и важности института старост. Все вы знаете, что по многим параметрам в формировании этого важнейшего инструмента самоуправления Ленинградская область является первопроходцем. Наш опыт был по достоинству оценен и поддержан президентом страны. Но это не значит, что мы можем успокоиться и почивать на лаврах. Мы в начале пути. Два года назад впервые было открыто финансирование в поддержку реализации закона о старостах. По всей области на деньги, выделенные правительством, была сделана не тысяча добрых дел, а гораздо больше. Отремонтированы и отсыпаны дороги, где-то налажено освещение улиц и построены детские площадки, устроены пожарные водоемы и отрыты общественные колодцы. В этом году правительство Ленинградской области планирует увеличить финансирование на реализацию этого закона, так что еще на тысячу добрых дел станет больше.
Один из главных докладчиков по теме семинара, заместитель начальника департамента развития местного самоуправления на территории Ленинградской области Александр Романцов назвал несколько цифр, в полной мере определяющих динамику роста движения старост в нашем регионе. Так, в настоящее время в области активно работает более 1660 старост, в 2015 году их было на 150 человек меньше. Самые активные районы, где движение старост набирает силу, – это Гатчинский, Лужский, Волосовский, Кингисеппский и Сланцевский районы.
Два года назад впервые на реализацию закона о старостах из областного бюджета было выделено финансирование. 144 поселения получили субсидии на общую сумму в 60 миллионов 378 тысяч рублей. Более 10 тысяч жителей приняли участие в собраниях граждан, на которых люди сами решали, на что использовать выделенные средства. В 2014 году было принято решение об увеличении средств на поддержку института старост, и эта сумма составила уже 139 миллионов 203 тысячи рублей. Соответственно, в 2015 году уже 174 поселения включились в программу на получение субсидий. Средства были увеличены до 209 миллионов 720 тысяч рублей. В 2016 на реализацию этого закона планируется выделить средств не меньше, в пределах 210 миллионов рублей.
На что и как тратят поселения деньги? Заметим, что отнюдь не староста принимает эти важные в масштабах поселений решения.
– Подлинная демократия в действии! – сказал в ходе работы семинара один из участников – Петр Волков. – Мы все решения принимаем на общем собрании граждан, коллегиально решаем. В прошлом году нам было выделено сто тысяч. В общем-то, небольшие деньги, но мы их потратили с толком. Решили сделать нормальный, дееспособный пожарный водоем, поскольку от старого осталось только название. А что такое отсутствие пожарного водоема в деревне, не надо, наверное, объяснять. Закупили емкости – каждая по 50 тысяч стоит! Закопали эти пожарные бочки, заполнили водой и теперь спим спокойно. А еще дороги подремонтировали, подсыпали немного. Освещением я сам занимаюсь, скинулись, как говорится, всей деревней рублем, приобрели бывшую в употреблении технику, и сами потихоньку делаем освещение. Я это все умею.
Замечено, в старосты выбирают, как правило, мужиков «рукастых», способных сделать многое своими собственными руками. Вот и Петр Николаевич Волков, староста деревни Серокатская, это МО «Назиевское городское поселение» Кировского района, из таких умельцев. Тракторист-машинист широкого профиля, шофер и механик, по его собственному признанию, он всегда помогал людям, даже не будучи старостой, и если неофициально, то уже лет 20 он в деревне исполняет эту должность, а официально утвердился при полной народной поддержке семь лет назад. В его планы входит сделать хорошую дорогу – пусть на это уйдет несколько лет, провести освещение по всей деревне.
Староста поселка Сосновый Бор из Выборгского района, в недавнем прошлом заместитель главного врача одноименного санатория Юрий Иванович Брюховецкий всего два года назад избран населением в старосты. У него своя точка зрения на то, как надо использовать выделяемые областным правительством средства.
– Чтобы сделать нормальную дорогу, построить мостик через речку Петлянку, нам надо десять лет! Потому что на это нужен миллион рублей, а то и больше. И мы решили идти другим путем. Мы решили не тратить деньги по мелочам, как некоторые делают. Пришло, допустим, 50 тысяч, а у нас есть муниципальное образование, есть волость, и мы совместно с ними решаем, как и кому их передать. У нас, например, в поселке очень неплохо дела обстоят и с благоустройством, и с транспортом, поэтому средства аккумулированно собираем и отдаем тем, кому они нужнее. У нас достаточно таких деревенек, где дорог совсем нет, одна лампочка на всю деревню светит. А потом очередь дойдет и до нашего мостика, надеемся.
Удалось нам поговорить и с одним из авторов этого важного для области закона. Юрий Васильевич Соколов еще несколько лет назад предложил на рассмотрение коллег и бывшего губернатора прообраз сегодняшнего закона под № 95 от 14.12.12 «О содействии развитию на части территории муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления», или, как его чаще называют, «Закон тысячи добрых дел».
– В чем смысл подобных семинаров? – уточнил депутат. – Во-первых, мы хотели получить из первых рук информацию о том, как реализуется на местах этот закон. Хотя я и без семинаров много с народом общался на эту тему, в результате пришел к выводу, что в деревнях должен быть человек, выбранный народом, наделенный определенными полномочиями, подкрепленными материально. И человек этот должен быть уважаемым, инициативным, способным постоять за людей. Ведь даже до принятия этого закона в деревнях были старосты, которые пытались своими силами решить какие-то проблемы на местах. Но не было единой нормативно-правовой базы, обеспечивающей их деятельность.
И верно, что в этом плане наша область выступила первопроходцем, законодательно утвердив институт старост в регионе. И, в отличие от других субъектов, мы не просто закрепили за старостами определенные полномочия, мы изыскали возможность финансирования из областного бюджета решения вопросов местного значения, которые были инициированы старостами и поддержаны народом. А то, каким образом и на что тратить эти средства, – я имею в виду аккумулировать, то есть собирать средства всем муниципальным образованием и сделать что-то большое, или предпочесть теорию малых, но тоже очень необходимых для населения, дел – решайте сами.
Закон предусматривает такой простор волеизъявления. И подобные семинары – это учеба для начинающих и возможность обменяться опытом для тех, кто уже не один год выполняет эту огромной важности общественную работу. Притом не забывайте, что собственно труд старост не оплачивается. Это именно общественное самоуправление. Находит муниципальное образование возможность оплачивать хотя бы транспортные и телефонные расходы старосты – спасибо. Не считает нужным – мы не предусматривали возможность законодательно закрепить за ним эту обязанность. Это дело совести чиновников. А дело совести народом избранного старосты – решить, готов ли он бескорыстно и честно, на полной самоотдаче, служить людям. Такие люди, к счастью, у нас есть. К сожалению, их меньше, чем надо. Кто завтра пойдет в старосты? – этот вопрос мы в том числе обсуждаем уже сегодня. Готовим кадры.
Татьяна ТРУБАЧЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code