«Я выбрал семью!»

Сколько условий необходимо, чтобы жить в состоянии душевной гармонии с окружающим миром? Их на самом деле не так уж и много: чтобы родные всегда были рядом, чтобы любовь и взаимопонимание царили в семье, чтобы были хорошие друзья, чтобы дети радовали и чтобы было дело, которым интересно заниматься, но при этом никто бы не попрекал тебя тем, что это занятие не приносит выгоды. Обо всём этом думалось после встречи с одним хорошим и добрым человеком, который живет если не рядом с нами, то совсем недалеко – в поселке Кузьмоловский. Зовут его Сергей Михайлович Деменок.
Познакомились мы с ним случайно, когда приехали в студию керамики к А.Ш. Альвиеву, о котором как раз собирались рассказать своим читателям. За одним из столов скромно, стараясь не привлекать к себе внимания, сидел приятной наружности человек и что-то лепил из глины.
– Это тоже ваш ученик? – пошутила я, обращаясь к Альвиеву.
– Да, – с готовностью ответил незнакомец.
В первую встречу разговорить Сергея Михайловича не удалось, а вторая состоялась после долгих уговоров и только при содействии Александра Шааевича. Деменок и Альвиев – близкие друзья и делят, как говорится, радости и горести пополам. Познакомились они лет тридцать назад в изостудии при Кузьмоловском Доме культуры.
– Деревья тогда были большими, – шутит Сергей Михайлович. – У него прекрасное чувство юмора, поэтому разговаривать с ним легко и интересно. Вообще-то друзья учились в одной и той же школе, но разница в годах помешала им познакомиться в детские годы. Почему? Да потому что:
– Пять лет – целый парсек для этого возраста! – поясняет Сергей Михайлович.
Когда художник Кузьмичев, основавший в Кузьмоловском изостудию, в 1987 году перешел на другую работу, Деменок заменил его, тем более что образование позволяло преподавать: в конце семидесятых окончил художественно-графический факультет Герценовского педагогического института. Позже он руководил также изостудией при Кузьмоловской музыкальной школе, но ушел. Интересно, почему?
– Когда посмотрел программу, то увидел, что она ничем не отличается от школьной программы по ИЗО. А я считаю своей задачей научить детей образно мыслить. Как вы думаете, почему дети не рисуют? Да потому что не умеют… краска не ложится, карандаш не слушается. Задача педагога – помочь ребенку справиться с этой проблемой.
Пришла ко мне в студию как-то девочка, но рисовать у нее не получалось, поэтому она все время плакала. Сложно с ней было. А однажды приходит счастливая такая…
– Ты чего радостная? – спрашиваю.
– А у нас хомячка охомячилась!
– А нарисуй-ка ты клетку, домик, в котором бы твои хомячки жили: кухню, игровую…
И пошло дело! В конечном счете ее хомячки летали в космос, плавали под водой, в горы поднимались, на велосипедах катались. Целая серия разных сюжетов получилась. Я говорю девочке: вы с мамой книгу о хомячках пишите – а иллюстрации уже готовы.
Меня спрашивают: почему вы не учите рисовать носы? Руки? Ноги? Сам я воспитан на академической живописи и рисунке, но допускаю, что изобразительное искусство шире. Заставь меня карикатуру нарисовать – скучно! Обои нарисовать – ничего не смогу придумать. Рисунок на ткани – тоже не для меня. Но ведь все это – жанры изобразительного искусства! Сам я никогда не полезу в это, потому что не чувствую, не знаю, но могу утверждать, что есть удивительные художники, которые делают это прекрасно.
Мне нравится такой пример. Винни-Пух из мультфильма – это абсолютный шедевр, потому что его воспринимают все поколения – от малышей до стариков. У этого медведя руки-ноги отдельно ходят, разве такие есть в природе? Но это медведь! Какой замечательный образ найден!
Я считаю, что если ребенок рисует и не боится, то это дорогого стоит. Помню, когда мои дочки были маленькими, они пели во время рисования. А если ребенок при работе поет – это счастье. Поет и рассказывает о том, что рисует, – делится своим рассказом со мной, со зрителем.
Мы выставки детских рисунков устраивали. Работы все были разные – и это интересно. Соревнование между детьми всегда есть, потому что участие в выставках – это серьезная мотивация. И ребенок другие работы тоже воспринимает как рассказ какого-то мальчика или девочки. Мне это кажется очень ценным.
Я воспроизвела этот монолог почти целиком, чтобы показать, что живет в этом человеке прекрасный педагог, наблюдательный и вдумчивый. Однако жизнь сложилась так, что ему пришлось зарабатывать не преподаванием, а реставрационными работами. Эта деятельность тоже очень интересна Сергею Михайловичу, потому что он любит осваивать новое, но она совсем иная. Впрочем, с педагогической практикой не порывал никогда. Сейчас Деменок учит детей рисованию в воскресной школе при православном храме Св. Екатерины в Мурино – просто так, по велению сердца и совершенно бесплатно.
А в студии керамики, где мы встретились, он действительно считает себя всего лишь учеником: «Прихожу сюда по доброй воле, учиться лепке». От рождения наделенный художественным талантом, Сергей Михайлович создает удивительные образы из глины. Все его пираты, водолазы и другие забавные герои выполнены с большим чувством юмора и наделены собственным характером, причем у каждого из них даже есть своя особенная история, которая начинается после того, как они покинут создателя. Для чего он их лепит – для практики или для собственного удовольствия? Оказывается, есть и еще одна причина. Дело в том, что Сергей Михайлович нередко получает предложения от своих приятелей, которые хотят сделать оригинальный подарок своим близким или знакомым.
Один друг заказал ему для жены скульптуру пирата, такого настоящего, с большим попугаем, да еще и со свитком в руке. Супруга, получив подарок в день своего рождения, на послание внимания почему-то не обратила. Только через месяц догадалась развернуть свернутый лист бумаги, где было начертано ласковое поздравление от мужа, и была очень счастлива. Получилось, что глиняный Флинт тридцать дней приберегал для нее сюрприз.
А с коробейником получилась другая история. Он должен был занять место в садовом чайном домике в одной семье. По просьбе приятеля Сергей Михайлович наполнил лоток сушками, но не глиняными – не хотелось тратить время на однообразную работу, а настоящими, которые он покрыл эпоксидной смолой.
Через некоторое время приходит заказчик и говорит: «Такой конфуз получился – твои сушки склевали птицы! По всему саду разбросаны кормушки – и ведь не едят, а стали есть сушки именно с лотка». Теперь хозяева сыплют в лоток, который держит коробейник, корм – птицы только из него и едят. И все довольны!
Но настоящее увлечение Сергея Михайловича – не эти забавные персонажи, а… миниатюрные чайники. Случилось это совсем уж неожиданным образом. Год назад пришла в студию керамики местная жительница и попросила мастера вылепить для ее уже довольно большой коллекции чайник. Эта идея увлекла не столько Альвиева, сколько Деменка. Повторять избитые, тиражированные формы художнику совсем не хотелось, и он решил поэкспериментировать. После первого чайника появились другие – в виде батареи, на которой нежится кот или сушатся сапоги, в форме часов и прочих привычных бытовых предметов. Штук сто самых удивительных по форме чайников родилось в его руках за минувшее лето, а планы все множатся и множатся.
Ведь любой бытовой предмет в руках художника может стать моделью и даже произведением искусства. Вот так, с легкой руки заказчицы и совершенно неожиданно для самого себя, Сергей Михайлович стал дизайнером в духе стимпанка, и у него это прекрасно получается. Впрочем, как и всё, за что бы он ни взялся. Но при этом главное условие всегда остается неизменным – художнику должно быть интересно.
В начале девяностых годов Деменка пригласили в студию анимационных фильмов «Классика» для работы над российско-американским фильмом «People», который создавался под эгидой ООН. В фильме пели известные исполнители, а песни объединяли всю планету, всю деятельность человечества – спорт, религию и еще многое другое. В этом полуторачасовом фильме использовались практически все анимационные технологии – традиционная рисованная, пластилиновая, кукольная, живопись по стеклу.
– Работать было безумно интересно, – говорит Сергей Михайлович, – но анимация – не мой жанр. Я все-таки одной картинкой мыслю, одним образом. Не мое это, не мое!
Но был и еще один, очень важный момент, который сыграл, скорее всего, решающую роль в отказе Деменка от этой работы.– Я в Москве, а семья – здесь, это, конечно, было сложновато для всех нас. И хотя там были перспективы, я выбрал семью, не хотел ее потерять.
Семья у Сергея Михайловича прекрасная: замечательная жена, две чудесные дочки и потрясающая теща, которой он пропел настоящую оду. А много ли мужчин, которые так трогательно относятся к матери своей жены?
Завершая встречу, задаю ему последний вопрос:
– К живописи вы когда-нибудь еще вернетесь или пластика – это теперь главное увлечение в вашей жизни?
– Главное –  моя внучка Василиса. И это – просто счастье!
Внучку подарила художнику старшая дочка, а младшую мы несколько месяцев назад встретили на занятии в студии керамики. Девочка очень талантлива. Есть в кого!
Можно было на этом заключительном аккорде поставить точку, но хочется сказать, что Сергей Михайлович – хороший живописец, хотя картин написал немного и большинство из них раздарил своим друзьям. Возможно, к живописи он еще вернется. Когда настанет пора…
Нина УСТИЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code