Дети должны творить!

Керамика – древнейшее из искусств, известных человечеству. Пластические свойства глины на тысячелетия определили характер использования этого природного материала, буквально лежащего под ногами, как главного средства для изготовления и самых утилитарных изделий, и предметов, украшающих быт. Обожженная глина при высокой температуре приобретает дополнительные качества – прочность, жесткость, водонепроницаемость. Собственно говоря, именно после обжига изделия из глины и становятся керамикой, которая привносит в наши дома тепло и уют. Для детей, которые обучаются в студии керамики у А.Ш. Альвиева, приобщение к тайнам древнего искусства становится захватывающе увлекательным делом. Они не просто мнут в руках податливую глину, придавая ей ту или иную форму, они пробуют силы в акте творческого созидания. Сам мастер не вмешивается в процесс, а наблюдает за работой, лишь иногда что-то подсказывая ребятам.
Александр Шааевич вообще не считает возможным довлеть над учениками:
– Самое главное, – говорит он, – чтобы все на занятиях чувствовали себя художниками и творцами.
А что для этого необходимо? Безусловно, полная свобода самовыражения.
– Даже если лепит маленький ребенок, я стараюсь не вмешиваться, чтобы первые шаги он делал сам. Необходимо, конечно, подтолкнуть к творчеству, но дети должны самостоятельно проявить себя.
Когда вместе с ребятами в студию приходят их родители, мастер предупреждает, чтобы они не помогали детям, а садились рядом и тоже попробовали что-нибудь слепить своими руками. Альвиев формулирует такой педагогический принцип:
– Взрослые настроены на результат, а дети должны творить. Цели у них разные. Но ребенок запомнит навсегда, что старшие – бабушки, мамы или папы – создавали что-то, сидя рядом, за одним столом. Это важный воспитательный момент!
Готовые работы ученики обычно забирают домой, ведь в мастерской просто не хватит места, если разместить на полках всю керамику, выполненную за годы существования студии. Однако кое-что всё-таки остается. Забавные фигурки животных, небольшие панно на стеллажах – это напоминание о тех, кто когда-то посещал занятия.
Вот, например, «кузьмоловская девочка» Люда Стеблянко, режиссер-постановщик известного мультфильма «Сказ про стрельца, удалого молодца», занималась в студии керамики вплоть до 10 класса, и это помогло ей выбрать профессию. Мама Людмилы однажды так и сказала Альвиеву:
– Как хорошо, что она к вам ходила!
Александр Шааевич начал заниматься с детьми в 1980 году. Он тогда работал в Кузьмоловском ДК и, обнаружив однажды в подсобном помещении муфельную печь, решил, что это прекрасный повод для открытия студии керамики. Получив в Доме самодеятельного творчества на улице Рубинштейна, как тогда требовалось, разрешение, Альвиев набрал своих первых учеников.
А вот сколько их за эти годы прошло через его мастерскую, наверное, уже и не подсчитать. За рекордами посещаемости он никогда не гнался, потому что количество – это не главное. Самое важное – разбудить воображение, запустить тот механизм, который отвечает за творческую самореализацию человека.
– А если способностей у ребёнка нет, может он заниматься у вас?
– Лепить из глины может каждый, – отвечает Александр Шааевич. – Считаю, что лепка, пластика естественны для любого человека. Вот классический пример: нарисовать шар на листе бумаги сможет не всякий, потому что нужно как-то придать ему объем. А кто не слепит шар из глины?
Сам мастер не помнит того времени, когда не лепил. Кажется, глина стала его первой игрушкой. Мать рассказывала, что уже в раннем детстве, а тогда семья жила на Кавказе, сын постоянно ковырялся в глине, которой женщины замазывали стены домов. Эти дома так и называли – мазанки.
Кавказ – родина предков Александра Шааевича, хотя его национальную принадлежность определить весьма непросто. В семье Альвиева самым причудливым образом переплелись исторические судьбы разных народов.
Его мать, как сам он говорит, из «питерских немцев», а ее предки обосновались на берегах Невы, наверное, еще во времена самодержавия. Отец – чеченец, переживший немецкий плен. В 1942 году семью матери («лица немецкой национальности»!) выслали из Ленинграда в Сибирь, куда-то под Красноярск, в глухую тайгу. А в Норильском гулаге отбывал свой срок после войны «враг народа», воевавший за советскую родину и в финскую, и в Великую Отечественную, – кавказец Шаа. Сын не помнит названия немецких концлагерей, которые прошел отец, но одним из них был Дахау. В Чечне чтут память своих героев-воинов, и именем Шаа Альвиева теперь называется улица в его родном селе.
Родители Александра Шааевича познакомились на лесозаготовках в тайге. Там же, в Сибири, родились трое их старших детей. В середине пятидесятых поднадзорной семье ссыльных разрешили уехать в Казахстан, где в 1955 появился на свет четвертый – сын Александр. После окончания срока ссылки все они уехали на родину Шаа, в Чечню. Когда семья распалась, детей было уже пятеро, при этом отец с тремя старшими остался на Кавказе, а мать с двумя младшими вернулась к своим близким в город на Неве.
В Ленинграде ее прописывать отказались, а нет прописки – нет и работы. Работу удалось найти только в Гатчине. Александр семь лет учился в очень хорошей школе-интернате, которая была основана еще членами императорской семьи и прежде называлась гатчинским Сиротским институтом. Только последние годы его учёбы пришлись на другую школу: мать с детьми перебралась в Кузьмоловский, где тогда строили кооперативные дома. С тех пор Александр Шааевич Альвиев там и живет.
В свои школьные годы Александр постоянно что-нибудь лепил, тогда, правда, не из глины, а из пластилина. Ленинградский был не очень хорошего качества, поэтому родственник, живший в Москве, присылал парню столичный пластилин.
– Он был более приятный по структуре, очень пластичный и палитра больше, – с удовольствием вспоминает мастер.
Впервые работы Альвиева попали на выставку в 1974 году, когда он служил в армии. Мать собрала все работы сына и отнесла их в Дом культуры – так земляки и познакомились с его творчеством. Ну а потом, как водится, последовали другие выставки, в том числе профессиональные. Лепка из увлечения стала работой и даже больше – делом жизни.
Практически вся трудовая биография Александра Шааевича прочно связана с поселком Кузьмоловский, где он начинал работать как художник-оформитель в Доме культуры. Учреждением тогда руководила Светлана Петровна Храмцова, которая поддержала предложение своего сотрудника и выделила ему помещение для студии керамики.
С той поры прошло немало лет, но А.Ш. Альвиев по-прежнему занимается любимым делом, теперь как педагог дополнительного образования ДДЮТ. Только сейчас его студия размещается в замечательной Кузьмоловской школе искусств, которой много лет руководит И.А. Ганкевич. Был, правда, небольшой перерыв в его педагогической деятельности, когда он поменял работу, но даже и тогда Альвиев продолжал вести для детей студию керамики – только на общественных началах.
Беседа о педагогической работе Александра Шааевича то и дело выходит за рамки запланированного, ведь хочется поговорить о многом, в том числе и о творчестве самого мастера. Но наш собеседник смущается, когда слышит комплименты в свой адрес, а он их вполне достоин – достаточно взглянуть на полки: там и скульптурные портреты, и бюсты, и фоторамки, и необычные светильники – всего не перечислить.
Свои работы он давно уже нигде не выставляет, бизнеса из собственного творчества не делает. Правда, уступая просьбам друзей или знакомых, иногда выполняет заказы. К примеру, по заказу нашего внештатного сотрудника, тренера по спортивному ориентированию В.Н. Шумилова, изготовил памятные значки для участников соревнований на приз газеты «Всеволожские вести».
А еще к юбилею Дворца детского и юношеского творчества создал прекрасную подарочную серию настольных украшений. Работы свои он охотно раздаривает, скромно подчеркивая, что это вовсе и не творчество, а самое обычное ремесло:
– Такую работу с закрытыми глазами можно сделать! Это тот случай, когда количество переходит в качество – я их слишком много делал.
И вообще, главные творцы в этой студии, считает Александр Шааевич, – это его воспитанники. Он принимает всех желающих. Иногда мамы приходят со старшими детьми, прихватив с собой и грудных малышей, а те через несколько лет тоже становятся учениками Альвиева.
Взрослые тоже охотно разминают теплую от рук кембрийскую глину, пытаясь придать ей те или иные формы. Это, между прочим, дает отличный психотерапевтический эффект. Проверено, как говорится, на себе: если мастер чем-то расстроен, он берет в руки кусок глины – и все невзгоды как-то разом забываются.
– Другой на вашем месте давно уже бы открыл студию для взрослых на коммерческой основе – сейчас это очень востребованное досуговое направление, даже немолодые люди с удовольствием занимаются творчеством, – подсказываю я.
– Мне какие-то вещи просто неинтересны, – отвечает Александр Шааевич. – Я всех принимаю совершенно бесплатно, даже просто с улицы. Секретов особых нет. А досуговые занятия в современной жизни – это очень даже неплохо.
Удивительно, но никто из троих детей Альвиева лепкой не занимается. У сына, правда, были хорошие работы, они и сейчас дома стоят, но это все-таки не стало его хобби. Наверное, прав Александр Шааевич, когда говорит:
– Способных много, но не все этим «больны»…
Ему нравится, когда в студию приходят целыми семьями, хотя места маловато. Случился однажды совершенно удивительный день («Пятна на солнце, что ли?» – шутит мастер), когда с утра до самого вечера в мастерской побывало, наверное, человек сорок. Все они лепили по заданию Альвиева слонов. Получилось целое стадо! Были, говорит мастер, очень интересные работы.
– Александр Шааевич, а почему вам нравится этим заниматься?
– Перефразируя Валентина Серова, отвечу: «Другие занятия для меня еще скучнее», – отшучивается мастер.
Ну а если говорить серьёзно, то он, наверное, всегда знал, что это его истинное призвание. С того самого момента, когда впервые взял в руки кусок глины…
Нина УСТИЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code