«Чтобы пройти дорогу, надо сделать первый шаг»

Это действительно событие: впервые во Всеволожском муниципальном районе встретились старосты всех поселений и представители областной и районной администраций, чтобы понять, на каком этапе пути находится этот общественный институт старост в целом в Ленинградской области и в какой точке развития содружество старост Всеволожского района. В настоящее время в регионе, по официальным данным, активно работают 1666 старост, из них 87 человек во Всеволожском районе. Как известно, опыт Ленинградской области по организации работы сельских старост получил высокую оценку президента Владимира Путина.
В марте 2014 года, на встрече главы государства в Кремле с губернатором Александром Дрозденко, президент поручил руководителям органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ распространить опыт Ленинградской области в других регионах России. За год до этого, в январе 2013 года, в регионе вступил в силу областной закон № 95 «О содействии развития на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления».
Закон был рожден именно с этой целью: максимально вовлечь сельских жителей в решение вопросов местного значения. Как у нас это получается, какие проблемы и какие задачи приходится решать на данном этапе старостам, что достигнуто и какие цели намечены на ближайшее и отдаленное время – все эти вопросы откровенно и остро обсуждались на совещании, на котором побывала наш корреспондент.
Цветы для Ираиды Фёдоровны!
Да, именно с их вручения начала совещание старост заместитель главы администрации Всеволожского района по общим вопросам Лира Викторовна БУРАК. У старейшей – нет, отнюдь не по возрасту, а по количеству лет, отданных этой хлопотливой должности, – старосты деревни Коккорево Рахьинского городского поселения Ираиды Федоровны Порыбиной на следующий день был юбилей. Красивая круглая дата, с которой ее сердечно, не только в прозе, но и в стихах, поздравили и официальные лица, и коллеги по профессиональному цеху. Такие же старосты таких же сельских и городских поселений, прекрасно знающие, в чем суть и соль этой работы. Кстати, старейшему по возрасту старосте Николаю Николаевичу Ненашеву (поселок № 2 Рахьинского городского поселения) – ни много ни мало 80 лет. Скажу банальность: «Возраст делу не помеха». Однако помех в работе старост более чем достаточно, в том числе и у Николая Николаевича. В чем мы убедились в ходе совещания, и об этом и был основной разговор, постоянно переходящий в дискуссию.
Основной же доклад по теме (хотя это скорее был живой диалог с залом, вечер вопросов и ответов) сделал заместитель начальника департамента развития местного самоуправления, начальник отдела методической и правовой работы по МСУ, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Александр Алексеевич Романцов. Один из авторов и разработчиков закона № 95-ОЗ, по которому и живет в настоящее время институт старост. В своем докладе А.А. Романцов не только дал анализ реализации закона в целом по области и, в частности, во Всеволожском районе, но остановился и на перспективах дальнейшей работы старост в нашем регионе.
«Мы все делаем одно общее дело»
А.А. РОМАНЦОВ. И создаем лучшие условия для жизни нашего населения. Собственно, с этой целью разрабатывался и реализуется закон по созданию института старост, по которому регион сегодня является практически пионером по всей Российской Федерации.
Раньше старосты существовали, можно сказать, сами по себе, не были ограничены никакими юридическими рамками, не обладали перечнем прав и обязанностей, хотя они представляли интересы деревенского сообщества. Поэтому одна из задач проекта – сделать старост полноценной частью муниципальной власти, наделить их законными полномочиями, которые будут помогать им в их нелегком общественно полезном труде. И мы поступательно двигаемся в этом направлении: сегодня у органов государственной власти и местного самоуправления появились обязанности по отношению к старостам, и для старост четко прописаны их полномочия и обязанности: они должны участвовать в публичных слушаниях, принятии бюджета, абсолютно во всех важных мероприятиях, касающихся их поселений.
Более того, как вы знаете, все эти инициативы теперь неплохо «подпитываются» и материально: внедрена государственная система поддержки сельских энтузиастов. В самом начале пути, в 2013 году, на это было выделено 70 миллионов рублей, в 2014 году эта сумма равнялась уже 140 миллионам рублей, а в этом году по поручению губернатора Александра Юрьевича Дрозденко она увеличена до 210 миллионов. Эта дополнительная поддержка – результат эффективной работы сельских старост. В соответствии с распределением каждому муниципальному району было выделено по 12 миллионов 400 тысяч рублей. В итоге мы планируем, что на эти деньги будет реализовано тысяча-тысяча двести мероприятий по всей Ленинградской области.
Все тратят деньги, конечно, по-разному, в соответствии со своими потребностями и запросами. Кто-то приветствует комплексный подход: то есть не одну лампочку в подъезде поменять, а привести все освещение в порядок, чтобы на всех улицах было светло. Кто-то предпочитает почистить канавы вдоль дорог или спилить старые деревья. Кто-то придерживается теории «тысяча добрых дел», и осуществляет эти добрые дела. Если так проанализировать, какие приоритеты выбираются в целом по Ленинградской области, то на первом месте, конечно, дороги. По программе старост на эти цели по области тратится 47% всех средств. Притом речь идет, конечно, не об асфальтировании дорог, а о ремонте грунтовых. Это закупка щебня, это грейдирование, так называемое «оканавливание» и спил деревьев. Все вокруг дорог.
И таблички на домах
Что интересно, во Всеволожском районе приоритеты распределились несколько иначе: на первом месте не ремонт и подсыпка грунтовых дорог, а общее благоустройство, на что было потрачено по району 41% всех выделенных средств. И еще: впервые часть средств была потрачена на изготовление табличек по нумерации домов, названиям улиц, то есть указатели. Всеволожский район в этом смысле, можно сказать, пионер. Это несколько другой, как я думаю, уже более высокий уровень участия в жизни поселений. А в остальном во Всеволожском районе все как и у других: далее, за благоустройством, идет ремонт грунтовых дорог, ремонт уличного освещения, затем организация и вывоз бытовых отходов. Стандартный набор мероприятий, за которые отвечают старосты, так как эти вопросы волнуют всех.
Единственное, подчеркнул А.А. Романцов, о чем я бы хотел отдельно сказать по Всеволожскому району: вы долго «раскачивались», и в 2013 году из всех поселений вашего района в освоении средств участвовало только два! А в этом, 2015 участвуют уже 14 из 19. Огромный резерв! Казалось бы – даны средства, так осваивайте их, предлагайте, вы же знаете, как никто, нужды и потребности населения. И в связи с этим хочу обратиться и к старостам, и к главам администраций: наши бюджеты, что областной, что муниципальные, имеют плановый характер, планируем на три года вперед. Большая просьба: не откладывайте в «долгий ящик»! Начните прямо завтра планировать, что собираетесь сделать на эти деньги. В течение лета обязательно надо провести собрание граждан, запланировать мероприятия на три года вперед и подать соответствующие заявки. Это все зона вашей ответственности, уважаемые старосты.
И еще необходимо сказать вот о чем: все вы знаете, я надеюсь, что на подписи у губернатора лежит проект закона об административных центрах населенных пунктов, где мы будем развивать уже не институт старост, а, как сказано в законе, «иные формы местного самоуправления», которые будут в виде общественных советов. Закон будет подписан в самое ближайшее время, и это обязывает вас быть готовым к тому, чтобы решить для себя – это уже вопрос и для администраций, и для советов депутатов, – каким образом будут поделены территории для создания административных центров.
Второе: кто будет в составе общественных советов. Проект закона размещен на сайте Законодательного собрания Ленинградской области. По этому закону бюджет должен быть пересмотрен, на реализацию закона будут выделены опять же деньги, и мы с вами в течение лета и осени должны будем это реализовывать. Ориентировочно могу сказать, что на каждый административный центр планируется выделить полтора миллиона рублей. Как будет в реальности, трудно сказать, но мы планируем эти цифры.
Еще очень важно сказать, что этот закон предполагает вливания не только из областного, но и из местного бюджетов. Помимо этого – обязательное участие населения! В обязательном порядке! Либо это деньги предпринимателей, либо – населения, либо это реальный труд населения во имя общего дела. Кто-то дает трактор или другую технику, кто-то просто выходит на субботник и в общей команде разбрасывают щебенку, чистят канавы – при ремонте той же дороги. Участвует своим трудом в общественно полезном деле.
Это и есть создание гражданского общества, о котором мы так много говорим. И лидером такого движения на селе и в любом другом месте должен, конечно, стать староста, потому что это, как правило, уважаемый и авторитетный, граждански активный человек, которому до всего есть дело. Но население в такие процессы обязательно необходимо вовлекать, иначе мы не сможем двигаться по этому пути. Это будет более сложный, но и более интересный этап. И мы желаем вам удачи на этом пути.
Деньги и инициатива?
И у нашего корреспондента была возможность убедиться в том, что староста(ы) на селе – действительно самая активная часть населения. Мыслят государственными масштабами, острые вопросы власти задавать не боятся. Может, потому, что должность эта неоплачиваемая и, казалось бы, – незавидная. Беспокойства и хлопот выше головы. Желающие поработать старостой в очереди не стоят. И тем не менее находятся такие, как правило, очень активные и совестливые люди. Нестандартно мыслящие и способные организовать население на общественно полезные дела.
Именно такие люди и присутствовали в КДЦ «Южный», и вопросы к руководителям и районного, и областного масштаба сыпались «как из рога изобилия». Если попытаться как-то систематизировать их по степени актуальности и первоочередности, то этот список выглядит примерно так: как рациональнее и грамотнее потратить выделенные средства, отсутствие взаимодействия с участковыми, точнее, полное физическое отсутствие участковых инспекторов на территориях, недостаток законодательной базы, чтобы оштрафовать, каким-то образом наказать, к примеру, тех, кто выбрасывает мусор на дорогу, в целом проявляет неуважение и пренебрежение к обществу.
Неизбежно, и не впервые, встал вопрос хотя бы о минимальной материальной поддержке самих старост, которые из своего кармана оплачивают телефон, используют для общественных нужд личный автотранспорт и т.д.и даже на свои «кровные» обзаводятся удостоверением. Есть и такие примеры.
Об этом говорили многие, почти все выступающие. Но с наиболее ярким монологом обратился к руководству Александр Сергеевич Шалимов, староста деревни Новосергиевка Заневского сельского поселения. Дадим ему слово и на страницах нашей газеты.
А.С. ШАЛИМОВ. У нас есть и удостоверения старост, есть и небольшая компенсация за наш труд – спасибо администрации нашей Заневской. Но! То же удостоверение хотелось бы иметь единого образца, оно не должно быть «типа подпольного и самодельного». Приезжает, к примеру, милиция в нашу деревню, я им показываю это удостоверение, а он его так небрежно бросает, мол, что это «за филькина грамота»? Хотя я, по сути дела, выполняю все функции участкового! Я четыре года староста, а участкового в глаза не видел! Это вообще-то его обязанность: прийти, со мной познакомиться, потому что я работаю на земле, я знаю людей, он должен быть заинтересован в совместной работе, потому что я выполняю его работу.
Потому что по любой ерунде, по самому мелкому вопросу, днем и ночью кого поднимают? Старосту! Кого-то собака укусила, бабуле одинокой «скорую» вызвать и в больницу ее препроводить, а там соседи мордобоем посиделки закончили! – все к старосте! И это уже к вопросу об оплате, так как если профессионально и добросовестно выполнять обязанности старосты, это надо ни себе не принадлежать, ни семье, это 50% личного времени уходит на общественные дела. Мне огород вспахать некогда, а семью точно так же кормить и содержать надо, как и любому человеку, не обремененному общественной работой.
Да, еще раз повторю – спасибо нашему главе! Старосты нашего поселения получают компенсацию, но этих денег давно не хватает, да и не о себе я говорю, я говорю о других людях, моих коллегах-старостах, которые за свою работу не получают ни копейки, а только тратят время свое. У нас есть старосты, которые на пенсии, а какие у них пенсии, стоит ли объяснять. Так что этот вопрос надо решать на федеральном уровне, если на областном не предусмотрено, а то получается какая-то дискриминация. Или я сам должен искать себе спонсора?.. Так это не тот путь, по которому нам следует идти. И вот что ответили по этому теме представители областной и районной власти. В частности, А.А. Романцов, будучи одним из авторов вышеназванного закона, высказался весьма категорично.
А.А. РОМАНЦОВ. Может быть, мой ответ вам не понравится, но я отвечу так, как записано в законе № 95: нет и еще раз нет. Оплаты старостам не предусмотрено. На федеральном уровне поддержана концепция, что староста – составная часть местного самоуправления. Старосты будут включены в 131-й закон, но оплаты им все равно не будет. Я хочу напомнить, что было два пути развития института старост в целом по РФ. Это опыт Ульяновской области и опять Ленинградской области.
В Ульяновской области по-шли по другому пути: там старосты получают деньги и работают на губернатора напрямую, они в штате, как положено. Мы же по-шли по пути, что старосты – это все-таки структура местного самоуправления. А местное самоуправление отношения к деньгам не имеет.
По нашей версии староста – это человек, который сумел объединить вокруг себя людей, которые без денег, без материальной заинтересованности, стараются сделать на своей территории какой-либо общественно полезный проект. В этом суть, в этой плоскости лежит наш путь. Общественное самосознание и общественная инициатива.
Л.В. БУРАК. И все-таки я добавлю: мы обращались к главам поселковых и городских администраций и просили их поддержать старост: и с удостоверениями, и с компенсацией на те же транспортные расходы и затраты на телефон. Кто-то отреагировал сразу, кто-то неохотно, но хоть как-то, а многие просто проигнорировали. Будем работать в этом направлении. Будем работать и с нашим Всеволожским УВД, и с представителями ЖКХ, а в самое ближайшее время обязательно соберем все эти структуры и проведем совещание с участием старост. Мы не стоим на месте, мы решаем вопросы, мы движемся по этому пути, и что бы ни говорилось, многое нам уже удалось решить.
Обсуждение перспектив развития института старост и вопросов длилось больше трех часов. А кроме этого, речь шла о пожарной безопасности в населенных пунктах Всеволожского района. Каким образом, к примеру, создать добровольную пожарную дружину – с этим сообщением выступили сотрудники ГУ МЧС России по Ленинградской области во Всеволожском районе. О работе Совета по межнациональному сотрудничеству, в том числе по вопросам профилактики межнациональных конфликтов, выступила заместитель главы администрации Всеволожского района по социальному развитию Е.И. Фролова.
Шла речь и о реализации областного закона «О предоставлении отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на проведение капитального ремонта индивидуальных жилых домов» во Всеволожском районе, и о полномочиях тех же старост в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Всеволожского муниципального района. Беспризорные собаки – это, как правило, тоже забота старосты. В общем, без старосты трудно представить современную деревню, любой сельский населенный пункт. И мы еще не раз обратимся к этой теме.
Татьяна ТРУБАЧЕВА
Фото Антона ЛЯПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code